Вопросы егэ по древней руси. Киевская русь история

Примечание:

Данный вариант тестовых заданий составлен по теме «Древняя Русь. Первые князья» в формате ЕГЭ. Тестирование поможет при подготовке к ЕГЭ.

Часть 1

1

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1)Принятие Ольгой христианства

2)Битва под Доростолом

3)Образование Священной Римской империи

Ответ:

Правильный ответ

Пояснение.

1)Принятие Ольгой христианства- 957

2)Битва под Доростолом — 971

3)Образование Священной Римской империи — 962

2

Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ:

Правильный ответ

3

Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) 9-10 веков (правления первых князей)

1)полюдье; 2)местничество; 3)закупы;

4)переложное земледелие; 5)урочные лета; 6)уроки.

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

Ответ:

Правильный ответ

Пояснение.

2)местничество-это способ распределения должностей по знатности рода, получило распространение с 15-го века,а отменено в 1582г.

5)урочные лета- это годы сыска беглых крестьян,установлены царём Фёдором в 1597.

4

Запишите термин, о котором идёт речь.

Сбор дикого мёда на Руси.

Ответ:

Правильный ответ

бортничество

5

Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго

А

Б

В

Г

Д

Правильный ответ

6

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) В год 6390 (882). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся младенца Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де «мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», и показал Игоря: «А это сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила — за церковью святой Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать городам русским». И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью.

Б) Мы же этот договор написали на двух хартиях: и одна хартия находится у нашего царского величества - на ней же изображен крест и написаны наши имена; а на другой (написали имена) ваши послы и ваши купцы. Отправляясь (назад) вместе с послом нашего царского величества, пусть (они) препроводят ее к великому князю русскому Игорю и к его людям; и те, получив хартию, пусть присягнут, что будут истинно соблюдать то, о чем мы договорились и что мы написали на этой хартии, на которой написаны наши имена.

Мы же (клянемся): те из нас, кто крещен, клянемся в соборной церкви церковью Святого Ильи, предлежащим честным крестом и этой хартиею соблюдать все, что на ней написано, и ничего из того (что в ней написано) не нарушать; а если это нарушит (кто-либо) из нашей страны, князь ли или кто иной, крещеный или некрещеный, да не получит он помощи от бога, да будет он рабом в этой жизни и в загробной и да будет он заколот собственным оружием.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1)Данный договор был менее выгоден Руси, чем подписанный с этим государством ранее.

2)Данный князь считается основателем государства по антинорманнской теории.

3)События, описанные в фрагменте, были изложены Илларионом

4)Князь, о котором идёт речь во фрагменте, был приглашён на княжение вместе со своими братьями.

6) Данный князь потерпел сокрушительное морское поражение, в котором «греческим огнём» был погублен славянский флот.

Фрагмент А Фрагмент Б

Ответ:

Правильный ответ

Пяснение.

1-ый текст- отрывок из «Повести временных лет».

2-ой текст- договор Руси с Византией 944г.

7

Что из перечисленного относится к налоговой реформе Ольги? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1)установление барщины

2)объезд князем и его дружиной земель с целью сбора дани

3)первое административное деление Руси

4)введение сроков сдачи дани

5)появление закупов

6) появление погостов и становищ

Ответ:

Правильный ответ

8

Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) ______________ реформа была проведена княгиней Ольгой.

Б) «Александром нашей древней истории» назвал Н.М.Карамзин____________, завоевавшего огромные территории.

В) После битвы ________________ князь вынужден был заключить мир с Византией и покинуть Балканы.

Пропущенные элементы:

2)Доростол

3)князь Святослав

4)князь Игорь

5)налоговая

6)Константинополь

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А:

Б:

В:

Правильный ответ

9

Установите соответствие между событиями и участниками этих событий:

к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Правильный ответ

10

Прочтите отрывок из произведения и напишите фамилию автора.

«Начало Российской Истории представляет нам удивительный и едва ли не беспримерный в летописях случай. Славяне добровольно уничтожают свое древнее правление и требуют Государей от Варягов, которые были их неприятелями. Везде меч сильных или хитрость честолюбивых вводили Самовластие (ибо народы хотели законов, но боялись неволи): в России оно утвердилось с общего согласия граждан: так повествует наш Летописец — и рассеянные племена Славянские основали Государство, которое граничит ныне с древнею Дакиею и с землями Северной Америки, с Швециею и с Китаем, соединяя в пределах своих три части мира. Великие народы, подобно великим мужам, имеют свое младенчество и не должны его стыдиться: отечество наше, слабое, разделенное на малые области до 862 года, по летосчислению Нестора, обязано величием своим счастливому введению Монархической власти».

Ответ:

11

Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Пропущенные элементы:

2) Племенное княжение на Руси — первая форма государственности

3)Провозглашение Карла Великого императором

4)начало распада родоплеменного строя у восточных славян, появление неравенства.

8) Складывание предпосылок на Руси для образования государства

9)Правление Юстиниана в Византийской империи

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Е

Правильный ответ

Пояснение.

2) Племенное княжение на Руси — первая форма государственности (к 8 веку)

3)Провозглашение Карла Великого императором (800)

4)начало распада родоплеменного строя у восточных славян, появление неравенства(6-7 в.)

8) складывание предпосылок на Руси для образования государства(к 9 в.)

9)Правление Юстиниана в Византийской империи(527-565)

12

Прочитайте отрывок из произведения византийского писателя Прокопия Кесарийского.

«Эти племена… не управляются одним чело­веком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и не­счастье в жизни считается делом общим… Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков… они почитают ре­ки, и нимф, и всякие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места житель­ства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в ру­ках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни пла­щей, а одни только штаны, подтянутые ши­роким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагами… Они очень высоко­го роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1)Восточные славяне находились в тесном контакте с другими странами.

2) Жертвоприношения — обязательный ритуал восточных славян.

2)Религия восточных славян — монотеизм, то есть они верили в одного бога

4)Восточные славяне вели оседлый образ жизни.

5)Восточным славянам свойственны языческие верования.

6) Восточные славяне отливались высоким ростом, физической силой.

Ответ:

Правильный ответ

13

Напишите имя князя, в правление которого данный водный путь находился под его полным контролем.

Ответ:

Правильный ответ

14

Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «3».

Ответ:

Правильный ответ

константинополь

15

Напишите цифру, обозначающую место проживания племён, пригласивших на княжение варягов.

Ответ:

Правильный ответ

Пояснение.

1- этой цифрой обозначено место проживания ильменских племён,которые пригласили править Рюрика и его братьев.

16

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1)В период правления первых русских князей этот водный путь был единственным на Руси.

2)Князь, установивший контроль над данным водным путём, был убит во время полюдья.

3)Из Византии по данному пути везли на Русь вина, пряности, ювелирные и стеклянные изделия, ткани, книги.

4)Данный путь уже к 11 веку утратил своё значение на Руси.

5)Данный водный путь способствовал как внутренней, так и международной торговле Руси.

6)Основным плавательным средством восточных славян данного периода была ладья.

Ответ:

Правильный ответ

Пояснение.

1)В период правления первых русских князей этот водный путь был единственным на Руси (нет , большое значение имел Волжский водный путь — из верховий Волги в Каспийское море, высший расцвет — 2-ая по. 9-го в).

2)Князь, установивший контроль над данным водным путём, был убит во время полюдья (нет , это не Игорь, а Олег).

3)Из Византии по данному пути везли на Русь вина, пряности, ювелирные и стеклянные изделия, ткани, книги (да ).

4)Данный путь уже к 11 веку утратил своё значение на Руси (нет , ещё в 12 веке путь имел важное значение (по словам академика Д.С.Лихачёва), когда торговля переместилась на запад, то есть путь был важен в 10- сер.13 в.)

5)Данный водный путь способствовал как внутренней, так и международной торговле Руси (да).

6)Основным плавательным средством восточных славян данного периода была ладья (да).

17

Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

Ответ:

Правильный ответ

18

Какие суждения о картине художника являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1)На картине изображён князь, не сумевший подписать выгодный торговый договор с Византией.

2) Художник, создавший картину, не был передвижником.

3)Это иллюстрация художника к известному произведению русского классика 19 века.

4) Князь, изображённый на картине, покорил множество городов Дунайской Болгарии.

5)Картина отражает языческие верования в Древней Руси.

Ответ:

Правильный ответ

Пояснение.

1.Нет, князь Олег подписал выгодный торговый договор с Византией в 911 году.

2.Картину создал В.М.Васнецов . Он входил в группу передвижников, то есть был членом «Товарищества передвижных художественных выставок» (последняя треть 19 в.- 1923 г.)

3.Да , это иллюстрация к «Песне о Вещем Олеге» А.С.Пушкина.

4.Нет, на картине изображён князь Олег, а Дунайскую Болгарию покорил Святослав.

5.Да , века в предсказания волхвов была свойственна язычеству на Руси.

19 Какие из представленных картин художников отражают период, изображённый на картине в задании 18? В ответе запишите две цифры , которыми обозначены эти картины.
1.
3.
2. 4.

Ответ:

Правильный ответ

Пояснение

1.Нет. М.И.Авилов(1882-1954). Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле (это 14 век)

  1. Да . Картина В.В.Лебедева (1891-1967) « Князь Игорь собирает дань у древлян в 945 году»

3.Нет. Картина В.Г.Перова (1834-1882) «Плач Ярославны» посвящена походу князя Новгород-Северского, который произошёл в 1185 г.

4. Да . Картина художника В.И.Сурикова (1848-1916) «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря».

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (20–25) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (20, 21 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22 . Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.Для записи ответов на задания этой части (21–29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

…славяне – народ сильный и энергичный – имели большие успехи. Население множилось не столько за счет моногамных браков, сколько благодаря пленным наложницам. Славяне распространились на север, где их звали венеды (это слово поныне сохранилось в эстонском языке). На юге их звали склавины, на востоке – анты. Украинским историком М.Ю. Брайчевским установлено, что греческое слово «анты» значит то же, что славянское «поляне».

К VI в. славяне заняли Волынь (волыняне) и южные степи вплоть до Черного моря (тиверцы и уличи). Заняли славяне также и бассейн Припяти, где поселились древляне, и южную Белоруссию, где осели дреговичи («дрягва» – болото). В северной части Белоруссии расселились западные славяне – венеды. Кроме того, уже в VII или VIII в. два других западнославянских племени – радимичи и вятичи – распространились на юг и восток до Сожа, притока Днепра, и до Оки, притока Волги, поселившись среди местных угро-финских племен.

Славяне селились небольшими группами в деревнях; обороняться от русов, оказавшихся жуткими разбойниками, им было трудно. Добычей русов становилось все ценное. А ценным тогда были меха, мед, воск и дети. Неравная борьба длилась долго и закончилась в пользу русов, когда к власти у них пришел Рюрк.

Л.Н.Гумилёв. «От Руси до России»

20 Укажите столетия, в рамках которых происходили события, упомянутые в сочинении историка. Какие названия восточных славян он называет?. В каком году начал княжить правитель, о котором Л.Гумилёв упоминает в своём труде?

Ответ:

Правильный ответ

2)венеды, склавины, анты

3)Рюрик, начал править в 862 г.

21 Какие племена жили на территории Руси в данный период? Назовите три из них.

Ответ:

Правильный ответ

волыняне, поляне, дреговичи

22

Названия племён славян часто отражали территории, на которых они селились.

Объясните названия двух племён, о которых идёт речь в данном отрывке.

Ответ:

Правильный ответ

Угличи – от слова «угол»- на берегу Чёрного моря, в течение Днепра и Буга- образовывался угол.

Дреговичи — от слова «болото», жили в болотистой местности.

23 Княгиня Ольга приняла в 957 г. христианство. Назовите причины этого события(не менее трёх причин)

Ответ:

Правильный ответ

1.Необходимость усиления княжеской власти;

2.стремление установить прочные связи с православной Византией;

3.необходимость повышения международного авторитета Руси

Можно назвать и другие причины.

24

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Святослав – образец полководцев великих, которые снискали славу побед, уважение за государственное устройство и благо».

(Историк Н.Чеботарёв)

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов),

относящихся к данному периоду истории;

– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

В н и м а н и е!

При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данных период;

– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оцените влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

Ответ:

Правильный ответ

1)879-912. Правление Олега.

1.Образование государства (по антинорманнской теории).

Объединил Киев и Новгород

— Сделал Киев «матерью городов русских», построил укрепления вокруг города.

Подчинял племена восточных славян Киеву (славяне, кривичи, древляне, северяне, радимичи и др.)

Личность : сам князь Олег, Аскольд и Дир.

Мужеcтвенный, храбрый, сильный правитель, добивавшийся целей, талантливый военачальник. Мог предугадывать ход событий, не зря его называли Вещим. Но жестокое время порождало и жестоких правителей. Обманным путём были убиты Аскольда и Дира , княживших в Киеве. Эти князья, дружинники Рюрика, ходили в Константинополь походом (860 иди 866 г.), укрепляли Киев, то есть создали определённые предпосылки для усиления роли Киева.

2.Успешная внешняя политика.

Освободил от дани Хазарии древлян, северян, радимичей, заставив платить дань ему.

Успешные походы на Византию в 907 и 911 году, подписание выгодного торгового договора (беспошлинная торговля, получение купцами жалования в течение 6 месяцев и др.)

Личность: князь Олег.

Мужеcтвенный, храбрый, сильный правитель, добивавшийся целей, талантливый военачальник. Мог предугадывать ход событий, не зря его называли Вещим. Создал могучую дружину, огромный флот, большое внимание уделял военной подготовке дружинников. Использовал впервые психологическую атаку в битве с Константинополем, поставив ладьи на колёса.

1)912-945. Правление Игоря.

Можно описать следующие направления деятельности князя.

1.Дальнейшее расширение территории Руси, подчинение славянских племён власти киевского князя.

Внутренняя политика была направлена на возмущение славянских племён и присоединение новых территорий:

Подчинил древлян и уличан, вышедших из повиновения, обложив их большей данью.

Подчинил уличей и тиверцев, на юге появилось поселение на Таманском полуострове.

Личность : Свенельд.

Свенельд- воевода варяжского происхождения. Был воспитателем Игоря. Позже имел свою дружину, помогал князю в сборе дани, в покорении возмущавшихся племён. Отличался физической силой, даже жестокостью, стремлением к наживе. В летописи упоминается, что его дружина обогатилась за счёт сбора дани с древлян и уличей. Княжеская дружина потребовала вторично пойти к древлянам за данью, что и привело к трагедии- убийству князя Игоря.

2 .Внешняя политика, походы на Византию.

Внешняя политика Игоря была менее удачной, чем у Олега. Достаточно привести в пример поход на Византию в 941 году, во время которого почти весь флот был погублен «греческим огнём». Не смог он завоевать Константинополь и в 944 г.,византийцы откупились данью. Да и торговый договор с греками в 945 году был менее удачным, ведь была отменена беспошлинная торговля.

Более успешной была политика на востоке. Игорю удалось отразить атаки кочевников-печенегов, даже подписать с ними мирный договор, который те нарушили уже в 920 г. Успешными были походы и в Закавказье.

Таким образом, внешняя политика князя Игоря, хотя в сравнении с победами его предшественника Олега, и была менее успешной, привела к ряду территориальных завоеваний, к отражению набегов врагов, к установлению отношений с Византией.

1)962-971. Правление Святослава.

Можно описать следующие направления деятельности князя.

1.Завершение процесса объединения восточнославянских племён. Укрепление княжеской власти.

При Святославе завершился процесс объединения восточных славян. Он подчинил вятичей, освободив их от дани хазарам. Это привело к расширению территории государства.

Так как сам Святослав внутренней политикой занимался мало, его целью была политика внешняя, то он оставлял княжить своих сыновей: в Киеве правил Ярополк, в древлянской земле — Олег, в Новгороде- Владимир.

Личность: князь Святополк.

Князь имел огромный авторитет, ему подчинились все восточные племена. Вёл продуманную внутренюю политику, несмотря на то, что большей частью был в походах. Он понимал, что нужно укрепить страну, присоединив оставшиеся восточные племена. На местах он опирался на родных людей: во многом ему помогала мать Ольга, а также его дети, правившие в крупных городах. Однако нужно отметить, что многочисленные походы ослабляли экономику страны, так как требовали больших средств на содержание многочисленной дружины.

2.Внешняя политика. Расширение территории государства, укрепление международной роли Руси.

Вёл успешные походы: разгромил Волжскую Булгарию в 969 г, Хазарский каганат в 966,успешно вёл войну с Дунайской Болгарией. Не под силу оказалась лишь Византия, с которой был подписан мирный договор после войны 970-971 г.

Личность.

Свенельд. При Святославе продолжал играть заметную роль, как и при Игоре. Имел свою дружину, участвовал со Святославом в походах на Болгарию и Византию. Играл заметную роль во внешней политике. Его имя даже есть в договоре с Византией 971 г. В роковом 972 году он отговаривал Святослава идти через пороги Днепра, понимал, что тот путь опаснее. Сам вернулся другим путём в Киев. Святослав же погиб, не послушав Свенельда.В известном фильме 2016г. «Викинг» Свенельд тоже показан, его сыграл актёр Максим Суханов.

«Каждое языковое единство, которое охватывает известную область, почти всегда бывает результатом предшествующего политического единства. Государство всегда бывает замечательным толмачом». Как было достигнуто, а затем, утрачено политическое единство Руси? Чтобы узнать это, решим тесты ЕГЭ по истории.

Это разбор тестовых заданий к теме «Социально-политическое развитие Киевской Руси». С видео-лекцией от эксперта ЕГЭ по этой теме ознакомьтесь Мы уже разобрались в некоторых скреплявших единство Древнерусского государства факторах, сегодня осветим вопрос, почему же оно с течением времени утрачивается и к каким последствиям для страны это привело.

Киевская Русь история тесты ЕГЭ

Как изучать историю Киевской Руси? В каждом из вариантов ЕГЭ по истории Вам обязательно встретится несколько вопросов по истории Древнерусского государства. Конечно, это не настолько серьезно проверяемый блок ЕГЭ по истории, как, например, Великая Отечественная война. Тем не менее, задания встречаются, разного уровня сложности.

Однако, давайте возьмем один из вариантов досрочного ЕГЭ 2014 года по истории , которые были опубликованы Рособрнадзором накануне ЕГЭ 2014 года. В одном из вариантов Вы увидите задания по этому периоду в каждой из частей — А, В и С (частей 1 и 2 в варианте

Мы продолжаем разбирать к каждой из тем ЕГЭ 2018 года по истории по одному заданию каждой части — 1 (на краткий ответ) и 2 (развернутый ответ). Напомню, что предпочтительно при подготовке к ЕГЭ 2018 решать уже встречавшиеся на Едином Государственном экзамене задания. Они входят в так называемый «закрытый сегмент» ФИПИ и часто встречаются в реальных вариантах ЕГЭ разных лет. Таким образом, Вы повышаете шансы на то, что на ЕГЭ 2018 Вам встретиться уже разобранное задание.

Задание формата ОГЭ по истории.

Как работать с подобными заданиями? В общем они проверяют Ваши умения анализировать текст из источника, и, если конкретно, проверяют либо знание дат, когда произошло описываемое в источнике событие, либо иную контекстную информацию (его участников, например). В варианте года это задание 6.

Мы видим, что источник, который нам дан для работы — , и нас просят выбрать год происходящего события. Сразу выделяем это для себя в КИМе (это текст заданий, с которым на ЕГЭ нужно работать, как с черновиком для того, чтобы не терять необходимое время).

Посмотрим на даты, которые нам предлагают. Три из них попадают в исторические рамки периода Киевской Руси (до 1132 года приблизительно — распада единой Руси и начала раздробленности). 1223 год — это одна из ключевых дат по ранней истории России, которую серьезно готовящийся выпускник знать обязан — первое столкновение с монголами, битва на Калке. Вариант 4 не верен.

Вспомним основные даты по истории Киевской Руси:

Мы видим, что проверяемое событие лежит в промежутке одного века — с начала XI по начало XII века. И относится к деятельности Ярослава Мудрого или его потомков — (сыновей и внуков Ярослава Мудрого, наиболее выдающимся из которых был Владимир Мономах).

Теперь поработаем с текстом источника.

Что мы видим? Пришли , разбили дружины русских князей, разбежались по своим городам. Имена князей нам не сильно много говорят, среди них нет серьезных исторических персонажей, достойных нашего внимания (Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха). Затем происходит недовольство киевлян, которые выступают против власти (княжеского воеводы).

Теперь, выделив из текста главную информацию и отбросив лишнюю, проанализируем их. Итак, Ярослав Мудрый правил в Киеве с 1019 по 1054 годы . Значит, вариант 1) 1036 год не верен , так как мы не видим в Киеве Ярослава Мудрого. К тому же, наши знания должны подсказать, что в 1036 году Ярослав разбил других кочевников — под Киевом. В честь этого события был заложен храм Святой Софии в Киеве.

Теперь вспомним, что мы знаем о восстаниях в Киеве. с изменениями в законодательстве Руси — внесением дополнений в Русскую Правду.

Как раз в 1068 году произошло первое Киевское восстание, после которого Ярославичи (а это о них речь идет в тексте) вносят дополнения, защищающие имущество и его собственников в законы отца. Верен ответ 2! А вот ответ 3 не верен , запомним эту самую легкую дату по истории России — 1111 год Крестовый поход Владимира Мономаха против половцев.

Теперь посмотрим на реальное задание ЕГЭ 2013 года части 1. В варианте демоверсии ЕГЭ 2018 это задание 3.

Это задание на выбор одного лишнего элемента из данного ряда. Нам дан период VIII-XII веков — Киевской Руси, соответственно. Вспоминаем термины темы.

Итак — — заключившие договор (ряд) люди, категория населения, выделявшаяся Русской Правдой. Этот термин подходит по периоду.

— жрецы славянского язычества. Вспомнили дату 988, логично, что волхвы были до Крещения и после.

— это места, куда согласно налоговой реформе княгини Ольги свозили дань славяне. Ольга — правительница X века, подходит.

— это система сбора дани до реформы Ольги. Князь Игорь Старый был убит древлянами при полюдье в 945 году.

Все это подходящие термины. Значит, выпадает из этого ряда термин ПОЖИЛОЕ. Он встречается, например, в законодательном акте уже другого периода истории — Руси Московской и связан с процессом крестьян. Ответ от нас просят в виде цифры, не забываем об этом. Итак, ОТВЕТ 6.

И теперь задание части 2 (письменной) из реальных вариантов ЕГЭ.

Это сложное теоретическое задание 24 , в котором проверяется умение аргументировать теоретические постулаты. В тоже время, при полностью верном выполнении, оно оценивается 4 баллами.

Обратите внимание на то, что нам предлагается особая форма выполнения ответа. Кроме того, от нас требуются не факты в подтверждение, а именно аргументы — наши суждения, основанные на фактах.

Для начала вспомним понятие прогресс — поступательное развитие общества, его улучшение. Нам нужно два раза доказать, что распад единой Киевской Руси был положительным явлением и два раза привести аргументы в пользу обратной точки зрения.

Что сразу приходит на ум? То, что в рамках единой Руси развивались, прежде всего центральные города — Киев, Новгород, там строились храмы. Роль окраин Руси состояла в основном в выплате дани князьям. В то же время, единая Русь была способна отразить внешние угрозы, коих была масса — хазары, печенеги, половцы. А вот раздробленная на уделы Русь пала пусть не легкой, но жертвой монгольского нашествия середины XIII века.

Начнем оформлять аргументы. В подтверждение:

Что мы сделали? По сути, один аргумент разделили на два, продолжили становление городских центров развитием в них культуры. Это, кстати, главный аргумент в пользу раздробленности.

Теперь в опровержение:

1) Если единая Русь могла отразить набеги кочевников, половцев, например, то раздробленная Русь была покорена ханом Батыем во время нашествия 1237-1240 гг. Ни один князь, не желая подчиниться другому, не пришел на помощь к соседу, монголы взяли один город за другим.

Что мы сделали? Показали наши глубокие знания, подтвердив их датой, терминами (), фактами. Вот это не просто наша мысль, а подтвержденное знание, которое ни один эксперт, даже при большом желании, опровергнуть не сможет!

И наш ответ:

24. Аргументы в подтверждение:

1) В период раздробленности развивается целый ряд новых городских центров Руси — Владимир-на-Клязьме, Галич, Владимир Волынский, Чернигов, Рязань, в которых сосредотачивается ремесло, торговля, тогда как в рамках Киевской Руси развивались прежде всего «столицы» — Киев и Новгород.

2) Период раздробленности это пик развития древнерусской культуры, каждое княжество стремилось превзойти соседа в красоте храмов, стать культурным центром. Каменные соборы строятся во Владимире (Успенский, Покрова-на-Нерли, Дмитровский).

Аргументы в опровержение:

1) Если единая Русь могла отразить набеги кочевников, половцев, например, то раздробленная Русь была покорена ханом Батыем во время нашествия 1237-1240 гг. Ни один князь, не желая подчиниться другому, не пришел на помощь к соседу, монголы взяли один город за другим.

2) Во время раздробленности от княжеских усобиц страдает простое население, князья берут штурмом города друг друга, уводят в плен их жителей, как рабов, грабят храмы, как сделал это Андрей Боголюбский, взяв Киев. Это подрывало производительные силы Руси.

А Вашим домашним заданием будет выполнение в комментариях к разбору темы и в рубрике «Историческое сочинение» нашей группы

Тема: « Древняя Русь.

Период первых князей»

Карточка-шпаргалка № 1.

Сентябрь. 1-ая неделя.

Князь Игорь собирает дань с древлян в 945 г.

Картина художника К.В.Лебедева. 1903 г.

Предлагаю серию карточек для подготовке к ЕГЭ по истории- обобщение и повторение по темам. Материал каждой карточки необходимо запоминать в течение недели . Учите, ребята, повторяйте. Если систематически будете заниматься, то такая еженедельная подготовка обязательно даст результаты.

Итак, первая неделя сентября - это изучение периода правления первых князей. Начинайте вместе с нами. Не отставайте.

Тема: « Древняя Русь. Период первых князей.»

Даты

События

Призвание варягов, образование государства по норманнской теории

Объединение Киева и Новгорода Олегом.

Образование государства по антинорманнской теории.

907, 911

Походы Олега на Константинополь, 911- первый торговый договор.

Первое появление печенегов

941, 944

походы Игоря на Константинополь, менее удачный торговый договор в 944.

945-947

Налоговая реформа Ольги.

Принятие Ольгой христианства.

Защита Киева от печенегов.

964-966

Походы Святослава на хазар, разгром Хазарского каганата.

Разгром Волжской Булгарии

970- 971

Войны с Византией, договор с ней.

Битва под Доростолом (победа над Дунайской Болгарией)

ЛИЧНОСТИ. Князья

Рюрик 862-879

Олег 879-912

Игорь 912-945

Ольга 945- 957 (962)

Святослав 957 (962)-972

Личности

Кратко о них

Аскольд и Дир

Киевские князья. Правили совместно примерно с 864-882 г.Дружинники Рюрика. В 866 (или 860) совершили поход на Царьград.

Нестор

Гостомысл

Староста в Новгороде, именно в его время были приглашены Рюрик и братья.

Кирилл(827-969) и Мефодий (815-885)

Просветители, создатели славянской азбуки, христианские проповедники.

С 1991 г. в память о них, об их деятельности в России отмечают праздник- День славянской письменности- 24 мая.

Синеус, Трувор

Братья Роюрика. Синеус правил в Белоозере, Трувор в Изборске.

Мал

Князь древлян, убивших Игоря.

Представители норманнской теории

Немецкие учёные 18 века: Г.Ф.Миллер, Г.З.Байер, А.Л.Шлёцер. На рубеже 18-19 вв. их поддержали Н.М.Карамзин и С.М.Соловьёв.20 век- Л.Н.Гумилёв, Б.Л.Васильев.

Представители антинорманнской теории

М.В.Ломоносов, В.Н.Татищев, Д.И.Иловайский

Представители центристской теории

А.Л.Юрганов, Л.А.Кацва и многие современные историки

Василий 1

Византийский император в 867-886 гг.

Борис 1

Болгарский хан в 852-889 гг.

Мировая история

Падение Западной римской империи.

Во главе был юноша Ромул Август . Варвар Одоакр поднял мятеж войска. состоявшего из германских племён, в 476 г. убил его отца, низложил самого императора

Возникновение государства франков (по 843 г.)

Правитель франков Хлодвиг повёл войска на Галлию, в которой продолжал властвовать римский наместник. Захватил её.

Возникновение ислама на территории Аравийского полуострова. Именно в этом году пророку Мухаммеду явился ангел Джабраил.

Начало 7 века

Возникновение государства у арабов. К концу 630 г. значительная часть Аравии признала власть Мухаммеда, что означало образование Арабского государства (халифата)

Образование Священной Римской империи. Основана королём Оттоном.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НУКИ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ГАПОУ «САБИНСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ

Разработчик: Гарифуллин Э. Ш. преподаватель общеобразовательных дисциплин

Тест

Древняя Русь.

1. В каком году произошло Крещение Руси?

А) 922 В) 988
Б) 965 Г) 882

2 . Как назывался налог в пользу церкви?

А) десятина
Б) оброк
В) тризна
Г) вервь

3. Начало возведения храма Св. Софии в Киеве

А) 998 В) 1054
Б) 1037 Г) 1015

4. Кто был сыном Рюрика?

А) Олег
Б) Ярослав
В) Святослав
Г) Игорь

5. Какой год считается датой основания государства Русь?

А) 879 В) 859
Б) 862 Г) 882

6. Как назывался сбор дружиной дани на Руси?

А) погост
Б) оброк
В) полюдье
Г) закуп

7. На какое государство в 907 и 911 годах нападал Олег?

А) Византия
Б) Волжская Болгария
В) Хазарский Каганат
Г) Золотая Орда

8. Кем приходилась княгиня Ольга Владимиру I?

А) мать
Б) сестра
В) жена
Г) бабушка

9. В каком году состоялся Любический съезд?

А) 1037 В) 1097
Б) 1054 Г) 1084

10. Как называлось племя, которое жестоко наказало князя Игоря за его жадность?

А) кривичи
Б) поляне
В) древляне
Г) вятичи

11. Кто убил Бориса и Глеба?

А) Ярослав
Б) Святополк
В) Олег
Г) Святослав

12. Какая из этих заслуг принадлежит княгине Ольге?

А) победа над Хазарским Каганатом
Б) упорядочение размеров дани
В) Русь при ней приняла христианство
Г) присоединение Киева

13. Кого в 882 году обманом убил Олег, захватив при этом власть в Киеве? А) Синеус и Трувор
Б) Аскольд и Дир
В) Борис и Глеб
Г) Кирилл и Мефодий

14. Поход за сбором дани в древней Руси назывался

а) уроком

б) полюдьем

в) налогообложением

г) погостом

15. Приостановить распад Древнерусского государства удалось:

а) князю Игорю

б) Владимиру Святославичу

в) Ярославу Мудрому

г) Владимиру Мономаху

16. Каким годом летописи датируется приход варягов на Русь?

а) 1111г. в) 862г.

б) 988г. г) 1054г.

17. В каком году произошла битва, после которой князя Александра Ярославича стали называть «Невским»?

А) 1223 г. В) 1240 г.

Б) 1238 г. Г) 1242 г.

18. В каком году произошла первая встреча русских дружин с монголо-татарами?

А) 1223 г. В) 1240 г.

Б) 1238 г. Г) 1242 г.

19. Славяне называли варягами?

а) скандинавов

б) кельтов

в) германцев

г) франков

20. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков.

Имя князя

Характеристика

1. Олег

2. Игорь

3 Владимир

Мономах

А . Нанес половцам сокрушительное поражение, принял новый свод законов «Устав», который облегчил положение зависимого населения на Руси

Б. Объединил Киев и Новгород под своей властью, совершил ряд ус-пешных

походов против Византии

B. Совершил неудачный поход против Византии, убит древлянами

Ответ:___________

21. Родовой знак Рюриковичей

А Б В

22. Встреча князя ……….. с волхвом. Художник: А. М. Васнецов

А. Игорь В. Олег

Б. Владимир Г. Святослав

23. Выберите правильный вариант ответа

А. Три богатыря

Б. Прибытие Рюрика в Ладогу

В. Возвращение с ярмарки

Г. Князь Игорь

В монастырской келье узкой

В четырех глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах

Он писал зимой и летом

Он писал из года в год

Про великий наш народ

А. Ярослав Мудрый. В. Нестор

Б. Иосиф Флавии Г. Владимир Монамах

25. Дочь Ярослава Мудрого ставшая королевой Франции

А. Ольга В. Анна

Б. София Г. Елизавета

26. Что изображено условным ………. знаком на этой карте

Ответ:__________________

27. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков.

Ответ: _________________

28. Установите правильное соответствие:

1. Ярило

А) повелитель ветра

2. Перун

Б) бог света с неба

3. Огрибог

В) бог солнца

4. Волос

Г) бог грома

5. Мокошь

Д) покровитель скотоводства

6. Сварог

Е) божество плодородия

Ответ: _____________________

29. Прочтите характеристику и назовите имя князя, к которому она относятся.

Единовластный правитель Древней Руси.

Способствовал возвышению международного авторитета Руси.

Осуществлял военные походы.

Основатель письменного русского законодательства.

Покровитель просвещения и строительства.

Способствовал расцвету древнерусского государства.

Ответ: ___________

Ответы:

1.В

2.А

3.Б

4.Г

5.Г

6.В

7.А

8.Г

9.В

10.В

11.Б

12.Б

13.Б

14.Б

15.Г

16.В

17.В

18.А

19.А

20.БВА

21. А

22. В

23. Б

24. В

25. В

26. Путь «из варяг в греки»

27. БАВ

28. ВГАДЕБ

29. Ярослав Мудрый

Доброе время суток, друзья, ребята и коллеги! С Вами Иван Некрасов. В тестах ЕГЭ по отечественной истории очень часто встречаются различные типы заданий, направленные на проверку умения апперировать материалом курса «Древняя Русь». Как правило, это первые 4 задания части с выбором ответа, кстати в этом году РИАНовости подтвердил изменения в КИМах 2016 года (читать здесь) и знаете, в Интернете бытует мнение, что этого не произойдет, это все полная несуразица и бред, но не зря ведь нас второй год подряд подводят к данному изменению, сначала введи сквозную нумерацию, дабы задания без выбора ответа не будут иметь классификацию, это будут либо просто вопросы с кратким ответом, либо устная часть, о которой на КПК было замолвлено словечко + 1-2 задания типа с кратким/развернутым ответом.

Цена ошибки как Вы понимаете очень высока и терять лишние 5-6 первичных баллов Вам вероятно не хочется... Для начала, Вам нужно ознакомиться с материалом статей:

Выполнили? Отлично) А теперь давайте проведем самодиагностику своих знаний по пройденным темам. В ближайшие дни я проводил в нашей группе ВКонтакте специальный тест для определения уровня абитуриентов. Он до сих пор находится в открытом доступе, можете посмотреть задания и ответы ребят .

Средний балл учащихся находился на уровне 75 баллов. Результат неплохой, но сами понимаете, что это только начало, позже из таких значений, а именно их среднего арифметического, сложится общая картина знания курса...а древняя Русь в IX-XI вв. считается одним из самых простых периодов для изучения. В чем оступились ребята?

1. Зачастую провальной ошибкой было неумение выделять наиболее выигрышные направления деятельности, либо абитуриенты абсолютно не знают, что это такое, хотя по диалогу с ними, учителя объясняли им принципы работы с 40 заданием. Если учесть факт, что в следующем году возможно введут эссе, вместо характеристики какой-то одной исторической личности и балл возрастает до 11 первичных, цена ошибки слишком высока!

2. Многие из учащихся путают события меж исторических деятелей, так у некоторых договоры 907, 911 года вдруг становятся заслугой Игоря Старого. Итог: неумение систематизировать информацию и представлять себе временные промежутки на шкале времени.

3. Аналогичная история, как и с личностями повторяется и в датах, многие не слышав о дате создания Системы Оповещения пытаются угадать, этого делать нельзя! Необходимо сузить круг подозреваемых дат, так сказать, идти от века к дате логической цепочкой: период, век, правитель, четверть или треть века, десятилетие и т.д.

Виной этому неверная работа с историческим материалом. Все это будет освещаться подробно и понятно в нашей школе подготовки к ЕГЭ с НУЛЯ до результата...

А сейчас уберите все пособия, тетради, закройте лишние вкладки браузера и читайте дальше... Ваша задача сейчас сделать три простых действия:

1. Решить тематический тест по Древней Руси в форме с выбором ответа и записать в блокнотик свой % выполненной темы

2. Скачать архив в материалами заданий с кратким ответом. Ключей к ним я не прилагаю, Ваша задача выполнить тесты на отдельном листке бумаги и отложить пока его в сторону

3. Поставить лайк и скачать архив №2. Там Вы найдете задания с развернутым ответом. Вы можете их решить и отправить на проверку мне в личные сообщения ВКонтакте, либо в службу поддержки.

4. Зайти в Интернет и проверить самостоятельно ответы заданий пункта №2. Разделите 100% на кол-во заданий, выполненных Вами и умножьте на верное количество ответов. Вы получите %, который также нужно выписать себе в блокнотик.

5. Дожидаетесь проверки части С и получаете в ответ % выполненного теста. Из этих трех значений получаете реальный уровень знаний темы, опираясь на который сможете работать над самосовершенствованием у себя уровня подготовки.

№1:

Критерии оценивания:

90-100% — поздравляю Вас! Вы все делаете правильно, ошибок при подготовке практически нет. Продолжая в таком же духе Вы с легкостью переступите порог ТОП-10 ВУЗов России!

80-90% — подготовка идет успешно, материал периода усвоен качественно, имеют место быть ошибки:

а) по невнимательности

б) технические, связанные с работой над частью 2

70-80% — приемлимый результат для тех, кто стремится поступить на контракт в местное, не престижное ВУЗ. Если же у Вас цели немного иные, стоит задуматься...

50-70% - ужасный результат, либо Вы еще совсем только начали готовиться, не читали статьи и ничего не учили, а если и нет, то вы думаете не в ту сторону. Вам однозначно нужна поддержка наставника, потому что в противном случае все ваши усилия ни к чему вас не приведут. Либо же при самодисциплине Вы наберете средний балл — 47 б., либо же вообще передумаете сдавать историю

0-50% — ребят, срочно лечиться и покупать себе мозг, и браться за голову 🙂 Пора грызть гранит науки, как вариант жестко взяться за себя и не жалея времени начать подготовку пока еще не поздно. Можете написать мне , помогу чем смогу:/

Кстати уже более 20 человек готовы начать обучение, еще порядком 9 человек пока не точно заявили о своем намерении обучаться в школе и ждут остальных:

Предварительный список учеников школы подготовки к ЕГЭ с НУЛЯ до результата

Мест остается все меньше. Ученикам уже не терпится начать проходить уроки и выполнять домашние задания. А мы уже в ближайшие дни продолжим работу на этом сайте, подписывайтесь на обновления , скоро будет много интересного материала...и еще, ребят, будьте осторожны. Недавно ВКонтакте продавали какую-то чудо книгу за 1200 рублей, я попросил у «автора» скрин странички, чтобы посмотреть, что это за таблетка-100 баллов, а это оказался справочник Баранова 🙂 Ну вот на такой веселой ноте я и заканчиваю эту статью, всем пока =)

С уважением, Иван Некрасов

Кстати, а что Вы думаете по поводу этого видео:/ Как мне жить теперь с этим... 😀

Похожие материалы