Ильинский приход в Черкизове: «Люди, которым небезразлична чистота. Храм пророка Илии (Воздвижения Креста Господня) в Черкизове Церковь на черкизовской официальный

Храм Ильи Пророка (Воздвижения Креста Господня) в Черкизове - православный храм Преображенского благочиния Московской епархии.

Храм расположен в районе Преображенское, Восточного административного округа города Москвы. Главный престол освящён в честь праздника Воздвижения Креста Господня; приделы в честь пророка Илии, в честь святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца.

История Ильинской церкви неразрывно связана с историей села Черкизово, в котором она была построена в XIV веке. Село получило своё название по его владельцу, Царевичу Серкизи, после крещения ставшему Иваном Серкизовым. Иван Серкизов владел селом недолго и затем продал его, такому же как он выходцу из Золотой Орды, Илье Озакову. Илья Озаков был крещёным татарином и весьма набожным человеком. Именно он выстроил в Черкизове церковь в честь своего небесного покровителя - Ильи Пророка.

Ильинская церковь была расположена в живописном месте, на берегу речки Сосенка. Сосенка - правый приток Хапиловки, исток её расположен в районе Гольянова, а длина всей речки - почти девять километров. В настоящее время основная часть русла Сосенки, заключена в трубу. Черкизовский пруд, на берегу которого по-прежнему возвышается Ильинская церковь, является одним из немногих мест, где речка выходит на поверхность.

Вместе с братом Сергеем Илья входил в число приближённых слуг митрополита Алексия. Именно к митрополиту от Ильи Озакова и перешло Черкизово. Живописное расположение села пришлось по душе митрополиту Алексию и он сделал храм летней резиденцией московских патриархов. Со временем, особенно при святителе Иннокентии (Вениаминове), резиденция росла и отстраивалась.

В 1689-1690 годах, на месте сгоревшего деревянного храма, была построена каменная церковь. Храм был освящён 18 июня 1690 года, в нём уже был придел Святителя Алексия, трапезная и звонница. В XIX веке Ильинская церковь два раза перестраивалась. После первой перестройки 1821-1825 годов храм на некоторое время стал пятиглавым. Более серьёзная реконструкция была проведена в конце XIX века по инициативе настоятеля храма отца Павла и церковного старосты купца Александра Зеленяева, которые писали в обращении к епархиальным властям: «Храм Святого Пророка Божия Илии что в селе Черкизове не соответствует довольно значительному количеству прихожан...». План реконструкции церкви и строительства новой колокольни по проекту архитектора Егорова был утвержден в 1888 году. После окончания работ в конце 1890-х годов храм был заново освящён.

Ильинская церковь окружена кладбищем, которое является самым древним кладбищем в Москве. Это один из редких отечественных исторических некрополей, который не был разорён в советское время. В 1861 году здесь был похоронен знаменитый московский юродивый Иван Яковлевич Корейша, которого долгое время почитали как святого. О его популярности свидетельствует тот факт, что образ Корейши запечатлен в произведениях Н.С. Лескова («Маленькая ошибка») и Ф.М. Достоевского («Бесы»).

В годы Великой отечественной войны верующие и духовенство храма собрали 1 миллион рублей на сооружение самолётов и отправили их И.В. Сталину. Сталин в ответ направил благодарственную телеграмму. И храм пережил все тяжелые годы правления советской власти. В середине XX века в храм свозились иконы из соседних церквей, подлежавших уничтожению. Настоятелем храма в то время был Павел Иванович Цветков.

Паломнические поездки к Храму Ильи Пророка в Черкизове в г. Москва

Московский храм во имя Пророка Божия Илии, что в Черкизове(район Москвы), известен тем, что в нем хранится редкая икона Святителя Алексия и рядом с ним почивают мощи блаженного Ивана Яковлевича Корейши...
Красавец-храм производит необыкновенное впечатление. Входишь в него, и как будто погружаешься в таинственную глубь веков. Храм старинный, намоленный. Иконы необыкновенные, старые - каждая как будто из музея древностей. Еще бы, этот храм стоит с 1690 года! А построен на месте сгоревшего деревянного храма, который стоял здесь еще в 1370 году!
Храм прямо связан с именем многих русских Митрополитов - и прежде всего со Святителем Алексием. Название свое село Черкизово ведет от имени первого владельца, Ордынского царевича Серкиза (Черкиза), который служил у великого князя Димитрия Ивановича Донского и за службу получил земли близ Москвы. Крестившись, царевич Серкиз стал носить новое имя - Иван Черкизов. Служил царевич России верно, вплоть до того, что его сын Андрей на Куликовом поле был воеводой Переяславского полка и там же сложил свою голову.
Вскоре Черкизово перешло к слуге Святителя Алексия крещеному татарину Илье Озакову. Он-то и построил в Черкизове первый деревянный храм во имя святого Пророка Божия Илии, и вскоре оно вместе с церковью было передано Ильей Озаковым Митрополиту Московскому Алексию, который сделал его летней резиденцией (зимняя была в Чудовом монастыре, который тоже устроил Святитель Алексий в память чудесного исцеления по его молитвам татарской ханши Тайдулы).
По духовному завещанию Святителя Алексия Черкизово отходило в кафедральный Чудов монастырь. Так село стало резиденцией московских Митрополитов. Черкизово - очень крупное владение, не менее 2000 десятин земли, десять селений, 36 пустошей. Со временем вокруг церкви святого Пророка Илии сложился "монастырский двор".
В Смутное время польско-литовского нападения на Русь храм был сожжен неприятелем, но уже вскоре восстановлен. А в бытность Святейшего Патриарха Кир Адриана в 1690 году на месте деревянного храма построен каменный, с приделом Святителя Алексия, Московского и всея России чудотворца.
Со временем, особенно при Святителе Иннокентии (Вениаминове), резиденция росла и отстраивалась.
Судьба храма необычна. В советское время многие церкви в Москве были варварски снесены с лица земли. А Ильинский храм устоял даже тогда, когда при строительстве метро планировалось провести линию прямо под ним. Верующие москвичи стеной встали на защиту святыни. Власти вынуждены были уступить, хотя во время этого строительства доламывали то, что еще не успели разрушить: невдалеке от храма святого Пророка Илии было снесено четыре церкви. Староста храма Владимир Григорьевич Киселев рассказывает:
- Если замечали, когда ездите в метро, поезд около Черкизово сбрасывает ход, идет какое-то время тихо, а потом снова набирает скорость. Линию по просьбе верующих отодвинули от храма на безопасное расстояние, но все равно соблюдается осторожность. У нас установлены датчики, показывающие уровень колебания почвы. Слава Богу, церковь стоит. И это промыслительно! Здесь, в храме и при храме, неоценимые сокровища духовные.
Мы входим в храм и смотрим старинную икону "Исцеление Тайдулы" по молитвам Святителя Алексия. По словам Владимира Григорьевича, икона эта очень редкая, может быть, единственная в России. С трепетом и благоговением подходят к ней верующие.
Но, конечно, главная святыня храма - это могилка известного московского блаженного Ивана Яковлевича Корейши (1783 г. - 19 сентября 1861 г.). Многие Православные его знают, но не ведают, куда нужно ехать, чтобы поклониться ему.
Иван Яковлевич - человек Божий. Даже среди блаженных он выделяется необычностью своего подвига, какой-то особой его, если говорить светским языком, романтической высотой. Недаром Иван Яковлевич подписывался загадочно: "Студент холодных вод". И вообще говорил стилем высоким, чуть ли не поэтическим. В Великую Субботу 1861 года, приобщившись Святых Христовых Тайн, он сказал, раздавая просфоры: "Поздравляю вас с новым годом, с утренней авророй". Так он говорил о своей скорой смерти.
Любимые стихи, которые он пел:

Господи, кто обитает
В светлом доме выше звезд?
Кто с тобою населяет
Верх священных горних мест?

Тот, кто ходит непорочно,
Правду навсегда творит
И нелестным сердцем точно,
Как языком, говорит...

Дела же подвижнические Ивана Яковлевича были еще выше его поэтического языка. Он родился в семье священника в г. Смоленске. Но, закончив Духовную Академию, священником не стал, а, наметив, видимо, для себя подвиг юродства, определился учителем в Духовное училище.
Когда настало время Ивану Яковлевичу выйти на путь своего подвига, он, еще будучи учителем, притворился сумасшедшим. Правда, мало кого обманул, так как весь Смоленск знал его как необычного, Божьего человека, с самого детства. Иван Яковлевич стал жить на огороде, в заброшенной бане. Враг рода человеческого начал нападать на него с особой силой, но всего лишь возвел Ивана Яковлевича на необычайно высокий пьедестал даже для юродивого. По злой воле власть имущих упекли его в 1817 году в сумасшедший дом в Москве, на Преображенке. Его бросили в подвал и приковали цепью к стене. Сам он так рассказывал об этом: "Когда суждено было Ивану Яковлевичу переправляться в Москву, то ему предоставили и лошадь, но только о трех ногах, четвертая была сломана. Конечно, по причине лишения сил, несчастное животное выдерживало всеобщее осуждение, питаясь более прохладою собственных слез, нежели травкою. При таком изнуренном ее положении мы обязаны были своей благодарностью благотворному зефиру, по Божьему попущению, принявшему в нас участие. Ослабевшая лошадь едва могла передвигать три ноги, а четвертую поднимал зефир и, продолжая так путь, достигли мы Москвы, а октября 17 взошли и в больницу. Это начало скорбям. Возчик мой передал обо мне обвинительный акт, и в тот же день, по приказу строжайшего повеления, Ивана Яковлевича опустили в подвал, находящийся в женском отделении. В сообразность с помещением дали ему и прислугу, которая, по сердоболию своему, соломы сырой пук бросила, говоря: чего же ему еще? Дорогой и этого не видал; да вот еще корми его всякий день, подавай воды с хлебом, а в бане жил, что ел? Погоди, я сумею откормить тебя - у меня забудешь прорицать!"
Впрочем, в конце 20-х годов, благодаря тому, что в Преображенскую больницу назначен был доктор Саблер, Иван Яковлевич переведен в светлое и большое помещение, однако он, ища тесноты, занимал всего лишь уголок большой комнаты. Он устроился у печки и никогда не протягивал ноги за однажды проведенную черту. Вся комната оставалась в распоряжении посетителей, число которых постоянно росло. К Ивану Яковлевичу стала ходить вся Москва. Известность его была столь велика, что его образ оказался запечатлен в произведениях Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова, А.Н. Островского, Л.Н. Толстого. Люди задавали самые разные вопросы - духовные и житейские. Ответами своими он постоянно возвращал людей от житейского к духовному:
- Будут ли мне рады в Петербурге?
- Бог лучше радуется о спасении бренного человека, нежели о 9-10 праведных спасенных.
- Что ожидает рабу Божию N?
- Мир нетления.
Многим Иван Яковлевич вернул здоровье и самую жизнь, многих наставил на путь покаяния и спасения.
Духовный путь его в доме умалишенных был непрост и основывался прежде всего на добровольной тесноте и отнятии покоя у тела. Поскольку больница брала за вход к Ивану Яковлевичу деньги (благодаря этому больница стала приходить в порядок, стали хорошо кормить больных, закупать все необходимое), к нему приставили человека "Миронку", который весь день носил в ведрах в келью Ивана Яковлевича булыжники и бутылки, а выносил растертые в порошок камни и стекло. Иван Яковлевич целыми днями "сокрушал" специальной палкой чужие грехи, страсти, злые помыслы. С молитвой, не боясь пораниться, перемешивал битые камни и стекло голыми руками. К нему приходило по 60 человек в день. И все находили нужное себе в общении с ним. Не лишен был Иван Яковлевич и юмора, когда встречался с откровенной глупостью, происходившей от слишком большой привязанности человека к суетным земным благам. Прозорливостью он обладал удивительной.
Когда Ивану Яковлевичу предложили выйти из дома умалишенных, он ответил, что "идти никуда не хочет, а тем более в ад". Таково было его полное и окончательное отвержение мира.
Необычайна была и кончина старца. В житиях не приходилось встречаться с подобными случаями. Иван Яковлевич принимал людей до последней минуты и давал духовные советы и наставления. Отпустив последнюю женщину, он помолчал немного, приподнял руку и сказал громко: "Спаситеся, спаситеся, спасена буди вся земля!" И испустил дух.
Тело раба Божия Иоанна пять дней не хоронили, так как несколько обителей усердствовали похоронить его у себя (Смоленск, Московский Покровский монастырь, где нынче почивают мощи святой блаженной Матроны Московской, Алексеевский монастырь). Но Митрополит Московский Филарет (Дроздов) благословил уважить просьбу родной племянницы старца, которая была замужем за диаконом церкви святого Пророка Илии в Черкизове (а диаконское место им было получено по ходатайству Ивана Яковлевича). Не Иван ли Яковлевич сохранил от разрушения знаменитый храм в Черкизове?
Доныне приходят люди на могилку к Ивану Яковлевичу и просят утешения в скорбях, болезнях, вразумления и заступления. На могилке всегда цветы, кто-то кладет мелкие деньги, кто-то оставляет свечи.
Стоишь и чувствуешь себя не в Москве, а на сельском погосте: так проста и безыскусна вся обстановка у могилки знаменитого старца, так тихо и хорошо рядом с ним.
...И у меня тоже на могилке старца произошло маленькое чудо. По пути в храм я делился с женой сомнениями: следует ли мне для укрепления здоровья пить траву расторопшу? И когда, помолившись на могиле блаженного, выходил за ограду храма, услышал, как один нищий у ворот громко сказал другому: "Я расторопшу пью. Помогает".
Слышит нас и теперь Иван Яковлевич. И посылает ответ.

На снимках: Портретное изображение блаженного Ивана Яковлевича Корейши на его могиле; Могила блаженного.

Московский храм Ильи Пророка в Черкизове был возведен в 1690 году. Раньше на этом месте в 1370 году стояла деревянная церковь, которая сгорела.

История церкви связана с историей самого села — Черкизово. Известно, что она была возведена в XIV веке. Село было названо в честь его владельца — царевича Серкиза, который после крещения стал Иваном Серкизовым. Он был выходцем из Золотой Орды. Однако владел своим селом Серкизов недолго, поскольку вскоре продал его своему соплеменнику — Илье Озакову. В истории говорится, что тот был очень набожным человеком. Из уважения к своему небесному покровителю — Илье Пророку, он приказал возвести храм. Так и была построена Илиинская церковь в Черкизове.

Располагалась она на берегу реки Сосенка, в весьма живописном месте. Река Сосенка является правым притоком Хапиловки, ее исток находится в районе Гольянова. Длина ее — 9 километров. В наши дни главная часть русла заключена в трубу. Только благодаря черкизовскому пруду, на берегу которого стоит церковь, люди помнят, где река когда-то текла по поверхности. Теперь она течет в коллекторе вдоль восточного берега водоема.

Деревянная церковь. Каменный храм

Каменный храм в Черкизове построен на месте деревянной церкви, когда здесь еще находилось загородное жилище митрополита Алексия. До 1764 года село было собственностью московских митрополитов, через некоторое время церковь стала приходской.

В 1883 году к ней пристроили приделы и трапезную, в 1899 году — шатровую колокольню с тремя ярусами. В убранстве были задействованы иконостасы XIX века, ограда небольшого кладбища — также того времени. На нем находится могила Ивана Яковлевича Корейши — известного московского провидца, местного юродивого и святого (годы жизни: 1783-1861). В то время храм не закрывали, при нем действовала воскресная школа для всех жителей села.

Черкизовская митрополичья и Патриаршая дача

Село очень понравилось митрополиту Алексию — служителю Московскому и всея Руси, а именно: его живописное расположение, окружающие просторы, близость к Москве. В 1360 году он решил приобрести село не только для себя, но и для своих преемников по сану. С того момента Черкизово стало одной из главных усадеб кафедрального московского Чудова монастыря, аббатства с большим и просторным двором, а также хорошо развитым обительским хозяйством.

Для митрополита Алексия храм Ильи Пророка стал местом отдыха и уединения. В нем он мог спокойно оглянуться на свой пройденный жизненный путь, восстановить свои силы, которые пригодились бы ему в будущем, или же просто увидеться с близкими ему людьми. Когда митрополит всея Руси скончался, Черкизово еще долгое время оставалось летней опочивальней московских митрополитов.

Когда было восстановлено Патриаршество, Патриархом всея Руси стал Московский митрополит, Коломенский Святитель и Чудотворец Тихон. Он стал называть дачу Патриаршей.

За всю историю своего существования двор храма многократно перестраивался. С его историей связан святитель и митрополит Иннокентий, по приказу которого была сделана еще одна перестройка в середине XIX века.

В советское время большинство храмов в Москве были полностью уничтожены, но Ильинская церковь устояла. Во времена Великой Отечественной войны все верующие храма смогли собрать один миллион рублей на возведение самолетов и отправили их Сталину. Он в ответ отправил признательную телеграмму. Почему именно самолетов? Дело в том, что Пророк Илия является защитником авиации.

В середине XX века в храм Ильи Пророка в Черкизове свозили иконы из всех соседних храмов, которые должны были уничтожить. В то время настоятелем церкви был протоиерей Павел Иванович Цветков.

Ильинские храмы Москвы

Пророк Илия считается одним из самых уважаемых святых Ветхого Завета. Ему посвящено три храма в Москве: храм Пророка Илии на Воронцовом поле, храм Ильи Пророка в Черкизове и храм Пророка Илии в Обыденском переулке. В любом из них есть много святых мощей, различных предметов, которые почитают христиане, а также иконы.

Богослужения здесь проходят:

  • будничная литургия — ежедневно с 9:00 и 17:00;
  • в великие праздники и в воскресенье — с 7:00 и 10:00, с 17:00 — вечерняя служба.

При храме открыта воскресная школа.

Несколько слов о Черкизовском кладбище

Равным образом, как и храм Ильи пророка в Черкизове, кладбище имеет свою древнюю историю. Оно является старейшим местом захоронений. Свое название получило от села, рядом с которым оно и было образовано. Находится кладбище недалеко от церкви. Точнее, оно ее окружает. Кладбище является очень древним историческим некрополем. Оно не было разорено в советское время. С 1998 года начали вести архив, в котором указана регистрация всех захоронений, даже родственных. На территории есть место проката сельхозинвентаря для ухода за могилами. Черкизовское кладбище работает ежедневно с 9:00 до 19:00 (с мая по сентябрь) и с 9:00 до 17:00 (с октября по апрель). Погребальные обряды производятся с 9:00 до 17:00 ежедневно.

Что есть что в церкви

Крещенный татарин, Илья Озаков был приближенным митрополита Алексия, поэтому завещал Черкизово Чудову монастырю. Живописное расположение села пришлось по душе митрополиту, и он сделал храм летней резиденцией московских патриархов.

Каменную церковь построили в 1689-1690 годах и дважды перестраивали: в 1821-1825 храм стал пятиглавым, а в конце 1890-х его перестроили по проекту Егорова и дополнили колокольней.

Ильинская церковь окружена самым древним в Москве кладбищем. Этот некрополь сохранился даже в советское время.

В 1861 году здесь похоронили знаменитого московского юродивого Ивана Корейшу. Его почитали как святого и даже запечатлели на страницах книг «Маленькая ошибка» Н.С. Лескова и «Бесы» Ф.М. Достоевского.

В годы Великой Отечественной войны верующие и духовенство храма Ильи Пророка в Черкизово собрали 1 миллион рублей на сооружение самолетов и отправили их Сталину. Он ответил благодарственной телеграммой. Возможно, поэтому храм не закрыли, хотя под ним планировали вести линию метро. Метростроевцы признавались, что тоннель уже прокладывали, но пришел приказ «свыше», и ветку пришлось повернуть в сторону. Поэтому поезда метро резко тормозят на середине пути от станции «Преображенская площадь» к «Черкизовской».

А в середине XX века в храм Ильи Пророка в Черкизове свозили иконы из разбираемых церквей.

Черкизово – одно из подмосковных сел, которые вошли в состав Москвы в XX веке. Первое упоминание о селе Черкизове относится к XIV веку, когда его получил во владение боярин Андрей Серкизов, сын татарского царевича Серкиз-бея, коломенского воеводы. Во время татаро-монгольского ига многие татары переходили на службу к русским князьям, были среди них и высокопоставленные царевичи, у которых не складывались отношения с ханам Золотой Орды. Интересно отметить, что сам воевода Андрей Серкизов погиб в 1380 году на Куликовом поле. Еще при его жизни село Черкизово перешло во владение к Илье Озакову, который тоже был татарином, выходцем из Золотой Орды, который принял православие. Илья Озаков продал свои подмосковные села и деревни митрополиту Московскому Алексию. С этого времени Черкизово стало одной из вотчин московского Чудова монастыря. Первый храм в Черкизово появился при Илье Озакове. Первоначально церковь во имя святого Ильи Пророка была деревянной. Она была поставлена Ильей Озаковым в честь своего небесного покровителя – Ильи Пророка. Деревня Черкизово была куплена митрополитом Алексием на свои келейные деньги, поэтому она была подкреплена купчей грамотой. Память народная надолго сохранила память о делах митрополита Алексия на благо Москвы и Руси. Митрополит Алексий был канонизирован Русской православной церковью как святой. Поэтому, наверное, в переписных книгах XVII века село Черкизово упоминается как «чудотворца Алексия вотчина».
В XVI веке в Черкизово любил приезжать на охоту царь Иван Грозный.
В своем нынешнем виде церковь святого Ильи Пророка в Черкизово была сооружения в 1690 году. Тогда же к ней был пристроен каменный придел во имя святителя Алексия, митрополита Московского. Позже у церкви был устроен еще один придел – во имя Воздвижения Креста Господня и сооруженная высокая колокольня с шатровым завершением. Постройка каменного черкизовского храма относится ко времени правления Патриарха Адриана – последнего патриарха допетровской поры. По всей вероятности, строительство Ильинского храма приходится на 1689–1690 годы. Так, по свидетельству известного русского писателя XVII–XVIII веков Кариона Истомина, 18 июня 1690 года новопостроенная церковь святого пророка Илии в Черкизове была освящена наместником Чудовской обители архимандритом Иоасафом и келарем Германом Лутохиным соборно и «украшена всякою лепотой». Рядом с церковь находилось приходское кладбище, где стояла деревянная часовня. По описи 1701 года церковь в Черкизове выглядела так: «...каменная во имя Пророка Илии, да в приделе Алексея митрополита с трапезою... в алтаре две оконницы, да в церкви одна оконница стеклянные... да в трапезе в окнах три оконницы стеклянные, печь мурамленая, да на трапезной стене колокольня каменная, а на ней пять колоколов».
Церковь Ильи Пророка неоднократно перестраивалась. В 1821 года она была отремонтирована при участии известного архитектора М.Ф.Казакова. К центральному куполу церкви были пристроены четыре боковые главки, была перестроена и церковная колокольня. Храм неоднократно ремонтировался и во второй половине XIX века.
В советское время храм продолжал оставаться действующим. Но в связи с запретом на колокольный звон, в 1930-е годы из храма были изъяты все колокола. Храм неоднократно собирались закрыть и снести. Одна из опасностей нависла над храмом при строительстве близ него линии метрополитена. Но храм выстоял, в нем продолжались богослужения. Очень хорошо, что этот замечательный памятник русской архитектуры сохранился до нашего времени!