Учитель английского языка какой он. Как я стала репетитором (личный опыт)

Алиса Резникова

Руководитель школы иностранных языков, преподаватель, автор программы изучения разговорного английского и французского за три месяца.

Вы взяли себя в руки и в очередной раз решили выучить английский язык. Вы в поисках педагога, и в глазах рябит от изобилия вариантов. Вам обещают репетитора с многолетним стажем и тремя образованиями, моментальные результаты, королевское произношение, подготовку к кембриджским экзаменам и обучение вашей ручной собачки. Перед вами первая сложность - выбор преподавателя. Впрочем, если на этом этапе принять правильное решение, эта же сложность станет и последней на пути к долгожданному понятному английскому.

На что же обратить внимание при выборе специалиста? Перед вами 11 основных аспектов.

1. Образование

Международные дипломы и сертификаты действительно подтверждают отличный уровень владения современным английским, а вот диплом лингвиста зачастую может быть тревожным звоночком. Важно понять, интересуется ли преподаватель развитием языка или он ограничен тем, что было изучено по учебнику много лет назад.

Помните, как в школе вас учили говорить we shall для передачи будущего времени? В современном английском эта форма давно считается устаревшей и практически не используется. К сожалению, с преподаванием английского во многих вузах ситуация аналогична той, что сложилась в школах.

В то же время, если у вашего преподавателя есть психолого-педагогическое образование, это может оказаться ощутимым преимуществом, так как педагог будет лучше чувствовать особенности вашего восприятия и сможет найти к вам подход, независимо от личных симпатий.

2. Опыт работы

Ни один диплом не может гарантировать того, что педагог будет слышать ваши вопросы, чутко адаптировать свои материалы и оперативно находить решения нестандартных проблем, которые могут возникнуть в ходе обучения. Это приходит с практикой. Кроме того, только опытный педагог сможет определить, что именно мешает вам на пути к освоению языка, и подобрать материалы, точно отвечающие вашим целям.

Даже если вы выбираете преподавателя, для которого английский - родной язык, его опыт работы всё ещё остаётся одним из важнейших критериев. Особенно сейчас, когда любой носитель языка может начать преподавать просто потому, что это востребовано на рынке образования. А ведь человеку, мыслящему с вами на одном языке, гораздо легче понять ваши проблемы и предложить способы их решения. Попробуйте сами придумать, как бы вы объяснили иностранцу, изучающему русский, произношение звука [ы]? А тот факт, что в почти идентичных фразах «Я иду из офиса» и «Я иду с работы» нужны разные предлоги?

Носитель языка всегда использует его правила интуитивно, не задумываясь о том, как они на самом деле работают. Помните об этом, когда вам покажется, что полностью англоязычный курс с иностранцем - это простое решение всех проблем.

3. Честность и профессионализм


giphy.com

Не стоит отказываться от преподавателя, который на один из ваших вопросов ответил: «Не знаю». Ведь и своим родным языком вы не владеете в совершенстве. Знаком ли вам смысл этих исконно русских слов: рундук, скарб, орарь? Вряд ли. Но эти пробелы в знаниях, скорее, являются вашими возможностями для роста и наверняка не мешают вам свободно общаться, работать, получать образование на русском языке.

Важная поправка: хороший педагог никогда не оставит вас один на один с проблемой и после его «не знаю» обязательно последует «я уточню информацию и отвечу вам в следующий раз».

4. Вовлечённость

Любой популярный язык в современном мире изменяется молниеносно. Ещё 15 лет назад мы недоумевали бы, услышав фразы вроде «Вышли на мыло» или «Кинь денег на мобильник». Теперь же они норма нашей повседневной жизни.

С английским ситуация обстоит даже интереснее. Благодаря тому, что это язык международного общения, он изменяется ещё более стремительно. Каждый год в английском языке появляется около 4 тысяч ! Причём изменения происходят так быстро, что российская школа не всегда успевает за ними: до сих пор на уроках английского можно встретить использование слова supper для обозначения ужина, хотя в реальности его уже давно вытеснил dinner.

Преподаватель может отлично владеть английским, но, если он не влюблён в этот язык, он сможет обучить вас только тому, что написано в учебниках, а не живому языку, с которым вы столкнётесь по окончании занятий. Спросите потенциального педагога о новых тенденциях в лексике или грамматике. И будьте уверены, если преподаватель не просто выучил язык когда-то, а действительно живёт им каждый день, ему будет что вам рассказать.

5. Программа обучения

Очевидно, что обещания из серии «выучи английский, пока спишь» мало соответствуют реальности. Если бы и был универсальный метод, работающий легко, быстро и для всех, весь мир уже давно говорил бы по-английски.

Суть в том, что идеального метода не существует, зато всегда есть метод, который будет подходить именно вам.

Согласитесь, было бы бесполезно учить ужа плавать брассом. Однако ужи отлично плавают, несмотря на свои «недостатки» в виде отсутствия лап. Ровно так же дела обстоят с английским: научиться общаться может любой человек, несмотря на свои «недостатки» в виде персональных особенностей восприятия информации. Ваша задача - найти преподавателя, готового адаптировать свой курс под вас, а не убеждающего вас в необходимости идти чётко по общей структуре.

6. Специализация

В английском языке очень популярна поговорка «Jack of all trades, master of none», которая описывает человека, берущегося за всё, но не являющегося мастером ни в чём. Очень часто в своих объявлениях преподаватели указывают, что могут подготовить вас и к ЕГЭ, и к международным экзаменам, и ко вступительным в медицинский вуз, и к командировке, и к туристической поездке в ЮАР.

Да, действительно, во всех этих случаях вам понадобится один язык - английский. Но разница может быть существенной, причём как в терминологии, так и в грамматике. Если у педагога в резюме указан такой разброс программ, обязательно уточните, преподаёт он все эти специальности сам или сотрудничает с другими преподавателями. Если он работает один, поинтересуйтесь его опытом именно в вашей целевой сфере.

7. Цена

Стоимость занятий английским может варьироваться от 5 до 225 долларов за академический час. Как ни парадоксально, совсем не факт, что дорогостоящие занятия приведут вас к желаемой цели. Основным критерием для вас должна стать не сама стоимость обучения, а соотношение цены и качества. Вряд ли вам хочется учить английский много лет, пусть это и будут занятия всего по 5 долларов.

8. Сроки

Этот критерий очень часто не указывается в объявлениях преподавателей по простой причине: они не готовы брать на себя ответственность за ваш результат. Скорее всего, на вопрос о сроках обучения вам ответят, что всё очень индивидуально, ведь у всех разная обучаемость. Это действительно так, но фокус в том, что ваша обучаемость станет очевидна для хорошего преподавателя за первые 2–4 встречи. Поэтому идеально, если на вопрос о длительности курса педагог называет приблизительные сроки и указывает, что точные цифры сможет сообщить вам примерно через неделю занятий.

9. Результаты

Неуверенный в своих силах преподаватель будет уходить от обсуждения ваших результатов в пространные размышления о том, насколько сильно они будут зависеть от вас, от частоты занятий и от положения Луны в третьем доме. Опытный же педагог лаконично представит вам возможные варианты развития событий: какие усилия и за какой срок смогут привести к тем или иным результатам.giphy.com

Хороший педагог не будет заставлять вас краснеть от незнания простых вещей - вместо этого он сделает их для вас таковыми. Не смотреть свысока, быть понятным и доходчивым - норма общения такого преподавателя.

11. Любовь и ненависть

Насколько важно, чтобы вас привлекала и вдохновляла личность педагога, ровно настолько же не важно, чтобы вам было легко и приятно на занятиях с этим педагогом. Истинный учитель не будет стараться понравиться вам, не будет следовать вашим прихотям. Он будет делать ровно то, что поможет вам прийти к выбранной цели. В процессе вам могут быть непонятны его мотивы, вас может раздражать его придирчивость. Но надо всем этим вы посмеётесь вместе, когда к концу курса будете по-английски обсуждать, как начинались ваши занятия.

Сложно преувеличить важность осознанного выбора педагога для эффективного изучения иностранного языка. Ведь именно здесь, в самом начале пути, решается, потратите ли вы свои ресурсы впустую, упав в собственных глазах и затаив обиды на учителя, или влюбитесь в язык, достигнете намеченного уровня и с помощью нового мощного инструмента в ваших руках добьётесь целей, о которых раньше только мечтали.

Должностная инструкция для учителя иностранного языка

1. Учитель должен знать:

Конституцию РФ, решения правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования, Конвенцию о правах ребенка;

Основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач, педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;

Методику преподавания предмета и воспитательной работы;

Программы и учебники;

Требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; - средства обучения и их дидактические возможности;

Основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;

Основы права, научной организации труда;

Правила и нормы охраны труда, техники безопасности противопожарной защиты.

2. Учитель выполняет следующие должностные обязанности:

2.1.Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета, проводит уроки и другие занятия в соответствии с расписанием в указанных помещениях.

2.2.Учитель обязан иметь тематический план работы по предмету в каждой параллели классов на учебную четверть и план на каждый урок.

2.3.В своей работе по предмету использует разнообразные приемы, методы и средства обучения. Реализует образовательные программы. Может представлять по своему усмотрению темы уроков в отдельных разделах программы. Проводит с учащимися установленное учебным планом количество контрольных и практических работ, а также необходимые учебные экскурсии. Обеспечивает уровень подготовки, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме

2.4.Отвечает за выполнение приказов «Об охране труда и соблюдении правил техники безопасности» и «Об обеспечении пожарной безопасности»;

Безопасное проведение образовательного процесса;

Принятие мер по оказанию доврачебной помощи пострадавшему. Оперативное извещение руководства о несчастном случае;

Проведение инструктажа учащихся по безопасности труда на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях с обязательной регистрацией в классном журнале или «Журнале инструктажа учащихся по охране и безопасности труда»;

Организацию изучения учащимися правил по охране труда, дорожного движения, поведения в быту;

Осуществления контроля за соблюдением правил по охране труда.

2.5.Ведет в установленном порядке учебную документацию, осуществляет текущий контроль успеваемости и посещаемости обучающихся на уроках. Выставляет текущие оценки в классный журнал и дневники, своевременно сдает администрации необходимые отчетные данные.

2.6.Работает в экзаменационной комиссии по итоговой аттестации обучающихся. 2.7.Допускает в соответствии с Уставом учреждения администрацию школы на свои уроки в целях контроля за работой.

2.8.Заменяет уроки отсутствующих учителей по распоряжению администрации.

2.8.Соблюдает Устав учреждения, Коллективный договор, Правила внутреннего трудового распорядка, требования данной инструкции, а также локальные акты учреждения, приказы и распоряжения администрации учреждения.

2.9.Соблюдает права и свободы обучающихся, содержащиеся в Законе РФ «Об образовании», Конвенции о правах ребенка.

2.10.Осуществляет связь с родителями обучающихся.

2.11.Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы. 2.12.Согласно годовому плану работы учреждения принимает участие в работе педагогических советов, производственных совещаний, совещаний при директоре, родительских собраний, а также предметных секций, проводимых вышестоящей организацией.

2.13.В соответствие с графиком дежурства по школе дежурит во время перемен между уроками. Как классный руководитель периодически дежурит со своим классом по школе. Приходит на дежурство за 25 минут до начала урока и уходит через 25 минут после их окончания,

2.14.Проходит периодические бесплатные медицинские осмотры.

2.15.Соблюдает этические нормы поведения. Является примером для учащихся, воспитанников.

2.16. Учителю запрещается:

Изменять по своему усмотрению расписание занятий;

Отменять, удлинять или сокращать продолжительность уроков и перемен между ними;

Удалять учащегося с урока;

Курить в помещении школы.

2.17.При выполнении учителем обязанностей заведующего учебным кабинетом учитель: -проводит паспортизацию своего кабинета;

Постоянно пополняет кабинет методическими пособиями, необходимыми для прохождения учебной программы, приборами, техническими средствами обучения;

Организует с учащимися работу по изготовлению наглядных пособий;

В соответствии с приказом директора «О проведении инвентаризации» списывает в установленном порядке имущество, пришедшее в негодность;

Разрабатывает инструкции по охране труда и технике безопасности;

Принимает участие в осмотре учебных кабинетов.

3.Педагогический работник имеет права , предусмотренные ТК РФ, законом РФ «Об образовании» , «Типовым положением об общеобразовательном учреждении», Уставом школы, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка. 3.1.Учитель имеет право на принятие решений, обязательных для выполнения учащимися и принятие мер дисциплинарного воздействия в соответствии с Уставом учреждения.

4.0тветственность.

4.1.В установленном законодательством РФ порядке учитель несет ответственность:

За реализацию не в полном объеме образовательных программ;

За жизнь и здоровье учащихся во время образовательного процесса и внеклассных мероприятий, проводимых учителем;

За нарушение прав и свобод учащихся, определенных законодательством РФ, Уставом и локальными актами учреждения.

4.2.В случае нарушения Устава учреждения, условий коллективного договора, Правил трудового внутреннего распорядка, настоящей должностной инструкции, приказов директора учитель подвергается дисциплинарным взысканиям в соответствии со статьей 192 ТК РФ.

4.3. 3а применение методов воспитания, связанных с физическими и психическим насилием над личностью обучающегося учитель может быть уволен по ст. 336, п.2 ТК РФ.

Требования к учителю иностранного языка:

1.1. Контролирует наличие у учащихся тетрадей по учебным предметам, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведении, соблюдение единого орфографического режима.

1.2.Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся: 5-6 классы - после каждого урока в течении учебного года

7-9 классы - после каждого урока у слабых учащихся; у сильных - наиболее значимые работы. У всех учащихся этих классов тетради должны быть проверены раз в две недели. 10-11 классы - тетради всех учащихся проверяются один раз в учебную четверть, а тетради - словари - один раз в месяц.

1.3.Своевременно заполняет график проведения контрольных работ. Количество работ должно соответствовать методическим указаниям и утвержденному плану школы. 1.4.Все виды контрольных работ проверяются у всех учащихся.

1.5.Учитель соблюдает следующие сроки проверки контрольных работ: все письменные контрольные работы учащихся всех классов проверяются к следующему уроку, а при наличии более 70 работ - через один-два урока. Выставляет оценки за наиболее значимые работы в классный журнал за то число месяца, когда проводилась работа.

1.б.Проводит работу над ошибками после проверки контрольных работ.

1.7.Хранит тетради контрольных работ учащихся в течении года.

1.8.0ганизует совместно с коллегами проведение школьной олимпиады по предмету и, по возможности, внеклассную работу по предмету.

1.9.Формирует сборные команды школы по параллелям классов для участия в районной, областной олимпиадах.

По утверждению современников, школа дает нам циркуль знаний для черчения квадрата жизни. А помните, как в школе на английском нас заставляли зубрить тексты про пионера Петю, у которого папа работает на заводе, а мама в школе? Сколько усилий мы прилагали, чтобы все слова и тексты «отскакивали от зубов», как того требовали учителя. Теперь кажется, что все это было напрасно: мы как не говорили по-английски, так и не заговорили на нем после 10 лет зубрежки. Сегодня мы хотим напомнить вам о том, как нас обучали английскому в школе, и рассказать, как ПРАВИЛЬНО надо учить английский язык. Следуйте нашим советам, и все получится!

В начале статьи мы хотели бы сделать небольшую оговорку: мы не обвиняем школьных учителей в «неправильном» методе преподавания или некомпетентности. Изложенные нами принципы - самые распространенные стереотипы о школьном обучении. С какими-то из них столкнулись почти все учащиеся, с какими-то - только некоторые школьники. Мы предлагаем рассмотреть эти стереотипы и навсегда избавиться от них.

Don"t let schooling interfere with your education.

Не позволяйте школьным занятиям мешать вашему образованию.

13 принципов изучения английского из школы, которые вам мешают

Правила, правила и только правила... Кажется, именно из них состоит жизнь школьника. А между тем не все школьные правила и принципы обучения достойны занимать место в вашей жизни. По сути, большинство из них мешает вам получать знания. Давайте посмотрим, какие принципы школьного обучения следует забыть, как страшный сон, и какие принципы стоит использовать в изучении языка.

1. Учебники - наше все

Школа у нас всегда ассоциируется с горой учебников, которые занимали половину шкафа в нашей комнате. Нас учили: выучишь все в пособии наизусть - будет тебе счастье. Только вот никакого счастья копание в учебнике не приносило, даже наоборот: теперь при одном упоминании этого слова нам становится дурно.

Правильный принцип : Учебники - одна из составляющих обучения.

Без учебного пособия обучение действительно невозможно, однако пособие - это еще не залог успеха. Помимо учебника при изучении английского обязательно используйте все доступные материалы: видеоролики, аудиоподкасты, песни, онлайн-тесты и игры. А учебник лучше всего выбрать британский, он построен по другому принципу, нежели наши «Верещагина» и «Плахотник». В современных англоязычных пособиях информация подается понятно и интересно, вам не нужно ничего зубрить, вы учите английский в процессе общения со своим преподавателем. Вы можете выбрать себе подходящее пособие из нашего обзора « », тогда ваша учеба будет нескучной и эффективной, а главное - вы заговорите по-английски.

2. Оценки - показатель вашего ума

Ох, уж эта система оценивания, сколько комплексов она породила среди школьников! А сколько взрослых людей до сих пор считают, что «тройка» по английскому в школе - доказательство того, что у них нет способностей к языкам и не стоит даже браться за учебу.

Правильный принцип : Главное - знания, а не оценки.

Целью вашего обучения должны быть знания и умение использовать эти знания себе во благо. Забудьте о своих плохих оценках в школе. Главные цели изучения английского - заговорить на нем, понимать его и быть понятым. А различные тесты используйте для того, чтобы проверить, насколько хорошо вы понимаете ту или иную тему, а каким темам следует уделить больше времени.

3. Ошибки - это ужасно

Помните, как в школе мы боялись допустить ошибку, потому что учителя ругали нас за нее, снижали отметки и грозились пожаловаться родителям на нашу нерадивость? После такой учебы у нас срабатывает условный рефлекс: я не буду говорить на английском языке, иначе совершу ошибку и меня накажут. Боязнь совершить ошибку губительна для изучения английского. Страх «что-то ляпнуть» является основоположником языкового барьера. Именно из-за того, что учителя строго относились к ошибкам, выпускники школ сегодня не могут говорить по-английски, даже если неплохо знают грамматику и имеют хороший словарный запас.

Правильный принцип : Ошибки - это нормально.

Не бойтесь ошибаться, современные преподаватели английского не наказывают за ошибки, не будут ругать вас или считать глупым человеком. Подход изменился: теперь ошибки - это всего лишь показатель того, что вам нужно еще раз повторить тему, в которой вы себя неуверенно чувствуете. Смело говорите по-английски, даже если знаете, что ваша речь несовершенна. Пока вы не узнаете, где совершаете ошибки, вы их не исправите и, следовательно, не заговорите по-английски бегло и грамотно.

4. Словарь в три колонки - лучший товарищ

С первых месяцев изучения английского мы заводили тетрадь-словарь, разделенную на 3 колонки: слово - транскрипция - перевод. Предполагалось, что по такому словарю нам будет легко и удобно учить новую лексику. Однако на деле оказывалось, что слова мы могли в лучшем случае зазубрить, а вот принципы их употребления в речи оставались за пределами нашего понимания.

Правильный принцип : Тематический словарь более эффективен.

Не делите ваш словарик на три колонки, этот способ ведения уже доказал свою неэффективность. Новую лексику лучше всего изучать в контексте, поэтому выписывайте себе целое предложение с новым словом или отрывок фразы. Тогда вы изучите не просто перевод слова, а принцип его употребления. Более того, выписывайте слова по одной теме в один раздел тетради-словаря, вам будет легче учить связанную по смыслу лексику.

5. Учебник и словарь - все, что нужно для учебы

Строгая школьная программа предполагала обучение школьников только по учебникам. Очень и очень редко учителя использовали какие-то дополнительные материалы. По окончании школы мы вдруг обнаружили, что совсем не понимаем английскую речь на слух, а из фраз на английском помним только пресловутую “London is the capital of Great Britain”, что никак не поможет нам найти общий язык с иностранцами.

Правильный принцип : Используйте разнообразные ресурсы.

Обучающие материалы должны быть интересны вам, тем более сегодня в Интернете вы можете найти сотни разных обучающих ресурсов на свой вкус. Дополняйте обучение по пособиям мультимедийными материалами. Почитайте о том, . Слушайте подкасты, мы подробно описали, как работать с ними, в . Читайте книги, можно начать с адаптированной литературы, о пользе которой можно узнать . А еще английский можно учить при помощи музыки, ознакомьтесь со статьей « ».

6. Произношение не имеет значения

В школе даже самые строгие учителя разрешали нам говорить «фенькью» (thank you) и «зыс» (this). Возможно, они считали, что загружать детские головы (а вернее, языки) еще и тонкостями произношения - излишество. Однако же на деле получается, что, когда мы говорим по-английски, нас понимают только соотечественники, у которых произношение от нашего не отличается.

Правильный принцип : Хорошее произношение - залог взаимопонимания.

7. Игры и учеба несовместимы

В школе нас всегда учили: учебный процесс - штука серьезная, здесь нет места играм. Вне урока мы должны были выполнять упражнения все по тем же неинтересным учебникам и выписывать слова в словарик. Может быть, именно поэтому мы выросли и воспринимаем учебу как скучную зубрежку по учебнику и изучение словаря от A до Z.

Правильный принцип : Развлечение и английский язык вполне совместимы.

Не все развлечения - пустая трата времени. Английский язык можно и нужно изучать с помощью игр, приложений и социальных сетей. Например, загляните на один из . Или установите себе несколько из . А еще не забудьте подписаться на новости групп, публикующих полезные материалы по английскому языку, например, на наши группы для изучающих английский: Вконтакте и Facebook .

8. Зубрежка теории - это главное

Помните, как мы учили наизусть длинные формулировки правил английского языка или 40 новых слов? Знание теории и механическая зубрежка почему-то не помогли нам заговорить на английском языке. Несмотря на это некоторые учителя считали, что главное - заставить учеников вызубрить очередной параграф или пару десятков слов, и все сразу станет на свои места.

Правильный принцип : Теория без практики - ничто.

Учить наизусть полезно, однако обычная зубрежка не поможет вам понять, например, когда использовать слово choose, а когда - select. Вам нужно подкрепить теорию практикой: употреблять эти слова в речи, руководствуясь контекстом, читать изученные слова в статьях, слушать в аудио и видео. Таким способом будет проще запомнить новую лексику. Теория должна подкрепляться значительным объемом практики.

9. Учебная программа - «ни шагу в сторону»

Школьная программа была одинаковой для всех, независимо от интересов и особенностей ученика. Мы все должны были строго следовать ей, какой бы нелогичной и неудобной она порой ни была. Вот и вышло так, что после 10 лет учебы большинство из нас помнят только фразу вроде «Who is on duty today?», которую нам сегодня и применить-то негде. Однако в этом нельзя обвинять учителей: они были такими же «узниками» системы образования, как и мы.

Правильный принцип : Программа обучения должна подстраиваться под ваши потребности.

Если вы изучаете английский с персональным преподавателем, то имеете полное право на индивидуальный подход. Например, в нашей онлайн-школе учителя подстраиваются под ваши потребности и умения: каждая тема рассматривается столько времени, сколько вам нужно для ее понимания, а преподаватель старается сделать уроки максимально интересными для вас. А если вы занимаетесь на , то программа обучения полностью создается под ваши потребности и интересы.

Education is what remains after one has forgotten what one has learned in school.

Образование - то, что остается после того, как вы забыли, что учили в школе.

10. Учеба ради учебы

В школе никто не говорил вам, для чего вы получаете знания. Туманное «не будешь учиться - станешь дворником» мало на кого имело воздействие. Учить язык «потому что так надо» совсем неинтересно.

Правильный принцип : Учеба ради достижения желаемой цели.

Чтобы ваша учеба была максимально продуктивной, определите цель изучения английского. Если вы будете знать, что учите английский, чтобы достигнуть высот карьерной лестницы, общаться с зарубежными партнерами, комфортно чувствовать себя в путешествии, поступить в престижный зарубежный вуз, смотреть новые сериалы раньше всех на языке оригинала, то у вас вряд ли возникнет желание бросить все на полпути. Заманчивая перспектива станет отличным стимулом к учебе.

11. Каникулы - время, когда можно забыть об учебе

А этот принцип, скорее, мы вывели сами для себя. Вспомните, как мы суетились перед окончанием каждой четверти или семестра, а после получения оценки моментально забывали об определенных артиклях, временах английского, пассивном и активном залогах. Отдых - время свободное от учебы.

Правильный принцип : Регулярные занятия - залог успеха.

Если вы хотите чувствовать постоянный прогресс, то о длительных перерывах в изучении английского языка придется забыть. Знания выветриваются из головы гораздо быстрее, чем попадают туда. Согласитесь, глупо тратить время и деньги на изучение языка, чтобы забыть все через пару месяцев. Поэтому не допускайте больших перерывов в обучении. Самые лучшие результаты приносят регулярные занятия. Желательно заниматься 2-3 раза в неделю по 1-1,5 часа, а в остальные дни уделять английскому хотя бы 15-20 минут. 1-2 дня в неделю «возьмите выходной» в английском. При таком графике уже через пару месяцев вы почувствуете значительный прогресс. Чтобы не заскучать, выберите себе несколько видов деятельности и составьте небольшое расписание. Например, в понедельник вы смотрите 1 серию любимого сериала на английском, во вторник делаете несколько упражнений на грамматику, в среду читаете главу книги и т. д.

12. Школьного учителя достаточно, чтобы заговорить

Школьный учитель считался единственным человеком, способным научить вас английскому. Считалось, что педагог может дать все необходимые знания, и заниматься вне школы не нужно.

Правильный принцип : Ищите любую возможность для общения на английском.

Хотите научиться говорить по-английски - используйте все возможность для общения: курсы английского, индивидуальные занятия с преподавателем, общение с носителями языка. С носителями можно пообщаться на сайтах interpals.net или italki.com . Переписывайтесь, разговаривайте, совершенствуйте свой английский.

13. Групповое обучение - ваш единственный вариант

В школе класс, как правило, делили напополам, и мы учили английский в группе из 10-15 человек. Причем в эту группу попадали и старательные ученики, быстро осваивавшие материал, и нерадивые двоечники, до 11 класса не выучившие конструкцию there is/are. Учили всю группу по одной программе, независимо от личных особенностей учеников.

Правильный принцип : Индивидуальные занятия - правильный выбор.

Изучение английского языка в школе не слишком эффективно не из-за учителей или программы, а из-за того, что в классе сидит 20-30 человек, это слишком много для продуктивных занятий. Поэтому вместо того, чтобы разочаровываться в собственных способностях или ругать школьных педагогов, попробуйте самый эффективный способ изучения языка - индивидуальные занятия. А если вы ограничены во времени, то попробуйте в нашей школе. Онлайн-уроки - это новое слово в обучении, и, возможно, это слово придется вам по вкусу.

Как видите, те правила изучения английского языка, которым нас учили в школе, можно забыть. Время меняется, и мы меняемся вместе с ним. Однако в школе были и весьма полезные приемы, о которых мы написали в статье « ». Так что если у вас не получилось выучить английский в школе, не отчаивайтесь: новые методики и приемы изучения языка станут вашим ключом, отпирающим замок на двери знаний. Пробуйте использовать новые принципы и не забывайте читать наш блог, мы поможем вам достигнуть поставленных целей.

В блоге я пишу в основном для преподавателей английского языка, а эту статью решила сделать для изучающих язык, потому что те, кто хочет прикоснуться к прекрасному изучению английского, похож на слепого котенка – покупается на хорошо, а иногда и не очень хорошо, составленный рекламный текст. No offence meant – никого не хочу обидеть, но это именно так. Поэтому в этой статье хочу дать несколько “инсайдерских” советов тем, кто выбирает преподавателя или школу для изучения иностранного языка.

Думаю, эта статья будет интересна и моим коллегам, но скорее с развлекательной стороны – примеры самопиара заставят улыбнуться своей абсурдности.

Сначала немного лирики. Обучение английскому языку массового розлива – дело прибыльное. Для организации школы нужно немного – самым затратным получается аренда помещения. Стулья и доска – вещи дешевые. Во многих школах даже парты сейчас не ставят – просто стулья с откидной доской для тетради и учебника. Ну и несколько плакатиков можно на стены для красоты наклеить, цветочки там поставить на подоконник. Учебники и тетрадки ученики покупают сами. Что говорить об онлайн-школах. Из затрат на оборудование – виртуальная доска или платформа. А многие даже этим не заморачиваются, по-старинке пользуют googledocs.

При всем при этом зарплата преподавателя даже в самых раскрученных школах – маленькая. Например, English First предлагает русскоговорящему учителю 200-350 рублей за академический час, в зависимости от его квалификации. А ученик платит за этот же урок около 700 рублей в группе и 1400 рублей индивидуально (в онлайн преподавании зарплатные цифры еще ниже). Понятно, разница идет на аренду помещения, зарплаты менеджеров, маркетинг, оборудование для школы и т. п. Но преподаватель в этой системе все равно остается недооценен и недооплачен. Вы никогда не задумывались, почему средний возраст учителя в частных школах – 25 лет? Учителей после 30 уже в них не берут? Учителя после 30 уже обзаводятся семьей и понимают, что на школьную зарплату обеспечить семью не получится. Поэтому уходят в частную практику или вообще другую сферу.

Теперь от теории к практике. Сейчас покажу ученикам примеры того, кого выбирать не надо. А учителям – неудачные примеры саморекламы коллег.

Анкеты преподавателей

Носители языка

Начнем с моей любимой категории учителей – носителей языка. Нейтивов нежно любят и выбирают ученики, потому что они-то точно знают язык лучше нашей Мариванны. Не спорю, язык, может, и знают. А как они преподают? Я вот люблю рисовать, например, и у меня это неплохо получается. А могу ли я научить рисовать другого человека? Сомневаюсь.

Посмотрим анкеты носителей с сайта онлайн школы. Из всех четырех я бы доверяла только Gerardy – у него в образовании написано “TEFL” – Teaching English as a Foreign Language, обучение английскому как иностранному. Как он знает этот предмет, что за университет выдал ему этот диплом и есть ли он у него вообще – вопрос другой. Но Джерард в этой компании – единственный преподаватель с заявленным высшим образованием в области методики преподавания.

John #1 (тот, что слева) имеет сертификат CELTA, Certificate of English Language Teaching to Adults. Сертификат этот – 4-х-недельный курс обучения, в котором всем желающим с уровнем языка не ниже Intermediate в теории и на практике объясняют, как надо обучать взрослых английскому языку, используя коммуникативный подход. То есть, дальнобойщик из США, которому на старости лет надоел крутить руль, пошел-отучился месяц, и теперь он – гордый преподаватель-носитель языка! Это реальная история, без улыбок. Есть ли у Джона еще какое-то образование, и сдавал ли он сам заявленные экзамены, к которым готовит, работал ли в сфере бизнеса, которому он снова учит – увы, мы не узнаем.

Karyn и John #2 (тот, что справа), обладатели степени по психологии/бухгалтерскому делу и лингвистике у меня доверия не вызывают вообще. У John #2, правда, написано TOEFL в образовании. Не совсем понятно, что за образование такое – сдан сертификат TOEFL? Несложный экзамен для нейтива, имхо.

В общем и целом, сомнительна мне радость образованного иностранца от зарплаты в рублях, особенно после её конвертации в доллары или евро.

Заглянем на сайт другой, уже очной школы обучения английскому языку. Вот скрин анкеты еще одного преподавателя-носителя английского:

После прочтения этого текста я пребывала в недоумении – настолько успешный бизнесмен с внушительным резюме все бросил и решил уйти в низкооплачиваемую во всем мире сферу преподавания? Да еще работает не на себя, а на школу, которая съедает процент от его заработка? Зачем? Ему во сне явился Иисус и сказал, что его миссия в этом мире – не продавать, а нести разумное, доброе и вечное?

Русскоязычные преподаватели

Теперь посмотрим на услуги, которые оказывают наши соотечественники.

Меня настораживают специалисты широкого профиля, они напоминают терапевта в поликлинике. Но терапевт после приема может послать к узкому специалисту, а вот этот товарищ вряд ли будут упускать клиента. Ну не может человек одинаково хорошо готовить к ЕГЭ по истории и преподавать английский сопливым детям, где-то он точно будет халтурить.

Даже если учитель не замахивается на подготовку к ЕГЭ по трем предметам, обучать языку для специальных целей – сложно. А по 4-5 направлениям – еще сложнее, потому что времени на подготовку к занятию по юриспруденции и изучению тонкостей каких-нибудь secured transactions уходит много. А тут одновременно – несколько специальностей. Я бы спала часов по 5 в сутки, если бы взялась преподавать все эти отрасли. Но автор этого текста даже правила русской пунктуации осилить не может, так что все приписываемые регалии под большим вопросом.

Ниже – посмотрите – просто песня! Учитель, который сдал FCE (при этом непонятно, на какой grade) учит других. Уровень FCE – B2 (Upper-Intermediate), с таким даже к ЕГЭ по английскому не подготовишь, потому что наш экзамен иногда грешит заданиями C1. Надеюсь, она учит только young learners, про которых написано в анкете.

Преимущества

Еще одна “замануха” – подтверждение успешности педагога. Для меня гарантия того, что учитель действительно может научить – отзывы клиентов на репетиторских базах вроде Вашрепетитор. Вы же, когда покупаете какую-то технику, читаете про неё отзывы реальных людей, а не полагаетесь на рекламный текст копирайтера на сайте?

В статье про я уже писала, что в начале работы методист мне приписывала стаж и пройденные семинары, чтобы я выглядела солиднее в глазах клиента. И это все происходило в весьма известной школе изучения английского, старше и раскрученней приведенных выше “профессионалов”.

Инновационная программа обучения, разработанная специалистами! ВЫ этого достойны! Наш Фейри моет в два раза лучше любого другого моющего средства! Странно, что в объявлении нет слова “эффективный” и “эксклюзивный”.

Копирайтер должен вернуть школе деньги за такой отвратительный текст (и пунктуацию!).

“93 процента учащихся переходят на следующий уровень” … уровень какой? чего? новый уровень силы джедая?

Остальное даже комментировать не буду – все заявления прекрасны в своей самобытности.

Вот еще интересное утверждение о гарантиях. Мистер Волшебник, наверное, писал. Забыл добавить пункт про 90+ баллов на ЕГЭ за 3 месяца.

Про официальный сертификат тоже смешно. Сертификат, на который обратит внимание ВУЗ или работодатель, вряд ли будет напечатан на принтере в России.

Программы обучения

Не все школы и репетиторы делятся своей сокровенной уникальной мега-эффективной программой обучения на своих сайтах. Но некоторые все-таки пишут про нее. За что им большое человеческое спасибо!

Сначала ребенок как попугайчик зубрит 1000 слов за 3 недели, потом на его уставшую голову падает грамматика, и после месяца вакханалии он вдруг берет и выводит все вместе в актив и отрабатывает! Все поют и со слезами радости пускаются водить хоровод.

Такой бред мог предложить только человек незнакомый с методикой. Потому что ни один подход к изучению языка (даже тот, по которому учили в советской школе) не занимался таким маразмом, после которого разве что голова разболится. Но никак в актив ничего не выведется.

К слову, об интенсивах. В этой статье я избегала переходить на личности, но вот про школу товарища Ягодкина Advance просто не могу промолчать. Сама фотография маэстро уже вызывает улыбку на лице, что уж говорить об этом интенсиве:

Пункт первый – чистая магия, очевидно, вам на первом же занятии дадут скушать волшебный пирожок.

Пункт второй – возможно, начнете. Но если не задумываясь, то потом вас придется долго переучивать от всех ошибок, которыми вы на таком интенсиве обрастете. Ученики с такими ошибками еще часто приходят от нейтивов – говорят абы как, зато говорят! Хотя, если вас не напрягает речь Кличко, то можно и на такой интенсив.

Пункт третий – где результаты исследований? На основании чего сделано это громкое заявление? И про возврат денег – погуглите отзывы про возврат денег в школе Ягодкина, результаты будут весьма предсказуемы.

Пункт четвертый… Даже не знаю… Ко мне ни разу не приходил ученик, который требовал “Грамматику мне! Паттерны! Майнд-карты! Заверните еще!” Все как-то хотят говорить, а грамматика – больше средство, нежели цель…

Резюмирую – курсы Ягодкина настойчиво советую обходить стороной, самый кричащий пример мошенничества на современным рынке образовательных услуг.

Вот еще пример от одного известного “коуча”обучения языкам, модная сейчас профессия. К слову, никаких сертификатов или любых других документов, подтверждающих ее знание языка или право это знание кому-то передавать, у этой дамы нет. Зато вот чему она берется учить:

Я так и вижу ученика, прошедшего эти тренинги и разговаривающего с иностранным коллегой. – Эээ … какой бы паттерн сейчас применить в разговоре? Ну-ка, вспомню глагол с предлогом… подождите…

Или вот курс, предлагающий полностью решить мою проблему с забывчивостью. Жалко, что проблемы с ипотекой и кредитами одновременно не решают, очень пригодилось бы.

Ну почему, почему в наших ВУЗах не учат преподавателей по этой методике? Что я делала в университете 5 лет, если можно было потратить всего 6 дней?!

Сбавим накал идиотии и прочитаем более осмысленный подход к обучению. Вроде все неплохо, кроме “развития всех органов восприятия”. Ну, и полное погружение в языковую среду возможно только в самой языковой среде, то есть в стране изучаемого языка. Но это если придираться. Текст ниже – один из самых здравых в статье.

Вот еще один талант постарался. Спасибо, капитан, почти все перечисленное есть в каждом учебнике иностранного издательства. Как и то, что написано под учебниками на картинке ниже. Учебники на картинках, кстати, так себе.

Не отрицаю, что в школах, чьи рекламные тексты мне попались на глаза при написании статьи, могут работать талантливые преподаватели, которые сумеют эффективно и увлекательно построить процесс обучения. Но маловероятно. Все самородки, которых я встречала, работают на себя.

Как же выбрать хорошего учителя?

Выше я привела примеры того, как не надо выбирать курсы или репетитора. А как надо? Что должно вызывать доверие в анкете у преподавателя? Я бы при поиске учителя обратила внимание на:

  1. Образование и сертификаты

Ответ партнёра TheQuestion

Добрый день,

Ваш вопрос очень важен и показывает, что вы ответственно подходите к вопросу своей будущей карьеры. Имея за спиной профильное образование по специальности лингвист-преподаватель английского и немецкого языков, 5 лет работы в языковых центрах и 2 года работы онлайн и фриланса, могу дать следующий ответ: как показывает практика, университет - это хорошо (в большей степени для языка), но практика работы, обмен опытом с коллегами, посещение методических семинаров и конференций дают гораздо больше плодов в методике. Также написано больше количество полезных методических книг под авторством Harmer, Scrivener, Thornbury и других ведущих методистов мира ELT.

Получение сертификатов - это ваш путь как развивающегося преподавателя. Такой путь показывает, что вы готовы совершенствоваться и расти, это ценят студенты и их родители. Вы же с каждой встречей с коллегами чувствуете в себе новые силы, идеи и вдохновение для дальнейшей работы. Ведь преподавание - это не выполнение школьной домашней работы или тысячи упражнений по грамматике, а системный подход, при котором развиваются все аспекты языка, навыки работы с чтением и аудированием, письмом и говорением.

Чтобы не совершать распространенных ошибок начинающих преподавателей, можете прочитать и .

Желаем вам удачи в освоении новых горизонтов!

Для работы частным репетитором достаточно просто хорошо знать язык и уметь доступно объяснять. За 5 лет пока я преподавала, у меня ни разу(!) не попросили показать сертификат IELTS/TOEFL, хотя они у меня есть. Верили на слово. Если вопрос стоит именно в методиках преподавания - рекомендую взять пару уроков у хороших репетиторов, посмотреть, какие методы они используют, как объясняют, чем мотивируют, как комбинируют учебники и задания. На мой личный взгляд, плюсов от диплома именно преподавателя английского не много - больше шансов трудоустроиться в корпорацию или гос.учреждение, обучение дополнительным аспектам профессии. По большей части, это все нивелируется потраченными годами и упущенной выгодой от изучения какой-то другой специальности - да хоть более редкого языка. Мне отсутствие профильного образования не помешало ни преподавать, ни переводить документацию, сайты, рабочие письма и доклады, ни работать переводчиком на конференциях, ни работать гидом для иностранцев. Весь этот спектр работ требует только знания языка и внимательности.

Без специального образования трудно быть литературным переводчиком, практически невозможно стать синхронистом, ну и для работы с маленькими детьми очень желательно знать не столько язык, сколько основы педагогики.

Я доучиваюсь по специальности "теория и методика преподавания иностранных языков и культур" в МГЛУ (английский и французский), и честно говоря не понимаю, как человек без такого бэкграунда может стать добросовестным преподавателем. И я даже не про педагогические дисциплины, коих почему-то до смешного мало, я про глубину изучения языка. Раньше я считала, что вещи вроде теоретической фонетики, теоретической грамматики и истории языка, это все какие-то примочки, чтобы расписание заполнить и типа серьёзные штуки в универе изучать. Нифига. Совершено новый уровень понимая языка и его устройства. А значит и объяснить получится лучше. У меня ученики спрашивают откуда взялись неправильные глаголы, почему артикль "a" только с единственным числом употребляемся, и я, о чудо, могу это объяснить без гугла (а в первом случае многим и Гугл не поможет). И ребёнок понял и запомнил, а кто-то даже заинтересовался, ведь это действительно очень интересно! И это счастье, осознавать, что ты подкован для своей работы со всех сторон. Книжки этого не дадут, уверяю Вас. И курсы тоже.