Ориентировка в личности. Патологии состояния ориентировка


ПСИХИЧЕСКИЙ СТАТУС

СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ: ясное, помраченное, аменция, делирий, онейроид, сумеречное.

ОРИЕНТИРОВКА: во времени, окружающем, собственной личности.

ВНЕШНОСТЬ: конституциональные особенности, поза, осанка, одежда, опрятность, ухоженность, состояние ногтей и волос. Выражение лица.

ВНИМАНИЕ: пассивное, активное. Способность к сосредоточению, устойчивость, рассеянность, истощаемость, отвлекаемость, слабая распределенность, инертность, патологическая концентрация, персеверации.

ПОВЕДЕНИЕ И ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: походка, выразительность движений, адекватность переживаниям, жестикуляция, манерность, тики, подергивания, стереотипные движения, угловатость или пластичность, проворность движений, вялость, гиперактивность, ажитированность, воинственность, эхопраксии.

РЕЧЬ: (количество, качество, скорость) быстрая, медленная, затрудненная, запинающаяся, эмоциональная, монотонная, громкая, шепотная, невнятная, бормочущая, с эхолалиями, интенсивность речи, высота, легкость, спонтанность, продуктивность, манера, время реакции, словарный запас.

ОТНОШЕНИЕ К БЕСЕДЕ И ВРАЧУ: дружественное, внимательное, заинтересованное, искреннее, кокетливое, игривое, располагающее, вежливость, любопытство, враждебное отношение, оборонительная позиция, сдержанность, настороженность, неприязнь, холодность, негативизм, позерство. Степень контакта, попытки уклониться от беседы. Активное стремление к беседе или пассивное подчинение. Наличие или отсутствие интереса. Стремление подчеркнуть или скрыть болезненное состояние.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ: исчерпывающие, уклончивые, формальные, лживые, раздражительные, грубые, циничные, насмешливые, краткие, многословные, обобщенные, на примерах.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА: преобладающее настроение (окраска, устойчивость), колебание настроения (реактивно, аутохтонно). Возбудимость эмоций. Глубина, интенсивность, длительность эмоций. Способность к коррегированию эмоций, сдержанность. Тоска, чувство безысходности, тревожность, плаксивость, пугливость, внимательность, раздражительность, охваченность ужасом, злобой, экспансивность, эйфоричность, чувство опустошенности, виновности, собственной неполноценности, высокомерия, взбудораженность, ажитация, дисфория, апатия, амбивалентность. Адекватность эмоциональных реакций. Суицидальные мысли.

МЫШЛЕНИЕ: мысли, суждения, умозаключения, понятия, представления. Склонность к обобщениям, анализу, синтезу. Спонтанность и аспонтанность в беседе. Темп мышления, правильность, последовательность, отчетливость, целенаправленность, переключаемость с одной темы на другую. Способность к суждениям и умозаключениям, релевантность ответов. Суждения ясные, простые, адекватные, логичные, противоречивые, легкомысленные, благодушные, неопределенные, поверхностные, бестолковые, нелепые. Мышление абстрактное, конкретное, образное. Склонность к систематизации, обстоятельности, резонерству, вычурности. Содержание мыслей.

ПАМЯТЬ: нарушение функций фиксации, сохранения, воспроизведения. Память на события прошлой жизни, недавнего прошлого, запоминание и воспроизведение текущих событий. Расстройства памяти (гиперамнезия, гипомнезия, амнезия, парамнезия).

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА: оценка общего уровня знаний, образовательного и культурного уровня знаний, преобладающие интересы.

КРИТИКА: степень осознания больным своей болезни (отсутствует, формальная, неполная, полная). Осознание связи болезненных переживаний и нарушений социальной адаптации основным заболеванием. Мнение больного об изменениях с начала болезни. Мнение больного о причинах поступления в стационар.

Настрой и отношение к предстоящему лечению. Место больного в предстоящем лечебном процессе. Ожидаемый результат.

ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ (обманы восприятия, бред).

ЖАЛОБЫ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ.

Введение

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ 9

1.1. Особенности личностного развития в зависимости от порядка рождения в семье 9

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ 38

2.1. Развитие личности в этнически разных семьях 38

ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ОРИЕНТИРОВКИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬИ 60

3.1. Задачи и методики исследования 60

3.1.1. Гипотезы. Задачи 60

Экспериментальные группы 60

3.1.2. Характеристика испытуемых 61

3.1.3. Характеристика методов исследования 62

3.1.4.Влияние личностных характеристик на ориентировку в психологическом пространстве родительской семьи 71

3.2.1. Восприятие казахами членов родительской семьи в зависимости от порядка их рождения 71

3.2.2. Характеристика восприятия членов родительской семьи, старшими детьми 71

3.2.3. Характеристика восприятия членов родительской семьи, средними детьми 83

3.3.3. Характеристика восприятия членов родительской семьи, младшими детьми 94

3.4.1. Субъектные позиции испытуемых в зависимости от порядка их рождения в казахской семье

3.4.2.Влияние положения ребенка в структуре казахской семьи на формирование субъектнных позиций 124

3.5.1.Самооценка испытуемых в зависимости от порядка их рождения в казахской семье 134

3.6.1. Заключение 171

БИБЛИОГРАФИЯ 178

ПРИЛОЖЕНИЕ 195

Введение к работе

Актуальность проблемы исследования. Проблема формирования личности ребенка в семье является одной из центральных в психологии. Именно в родительской семье закладываются основные психологические качества личности. Однако в конце 20-го века внимание психологов было больше сосредоточено на формировании личности ребенка в общественных учреждениях, а семья, если и рассматривалась, то чаще вне контекста ее этнического своеобразия.

В последнее десятилетие проявляются две тенденции, придающие особую актуальность проблеме развития личности в этнически специфичной многодетной семье. Во-первых, усилился интерес к изучению этнических проблем и формированию личности в различных этнических типах семьи. Значимость этого аспекта исследования личности связана, в частности, с обострением межэтнических взаимодействий, корни которой уходят в своеобразие развития личности в той или иной этнической культуре. Во-вторых, возрос интерес к изучению своеобразия личности в целом, стремление сделать личность центром общественных интересов (личностно ориентированная педагогика, политика, экономика).

Особую остроту и актуальность этнопсихологические проблемы приобретают в отношении этносов, претерпевающих резкие исторические изменения в течение последних десятилетий 20 века и начала 21 века. Одним из них является казахский этнос, с одной стороны, еще сохраняющий традиционную структуру семьи, в значительной мере составляющую основу организации этноса, а с другой - переживающий исторический перелом, связанный с изменением как базисной структуры семьи, так и психологии личности. Социально-экономическая перестройка последних десятилетий, породила ряд глубоких противоречий в традиционной структуре казахского этноса, что находит отражение в изменении психологического пространства

5 казахской семьи.

При этом, в современной психологии нет достаточного количества работ, посвященных изучению формирования личностных характеристик, зависящих как от этнических особенностей семьи, так и от положения ребенка в структуре семьи.

Целью нашего исследования было выявление особенностей ориентировки личности в психологическом пространстве казахской родительской семьи, определяемых положением человека среди братьев и сестер (старший, средний, младший).

Объектом нашего исследования: выступила ориентировка субъекта в психологическом пространстве его родительской семьи. Испытуемыми были субъекты, занимающие различное положение в многодетной семье (старшие дети, средние и младшие дети). Исследование проводилось на материале казахских семей, имевших не менее двух детей, изучались особенности восприятия индивидом членов его родительской семьи и своего собственного положения в структуре этой семьи.

Предметом исследования: является зависимость ориентировки субъекта в психологическом пространстве родительской семьи от его положения в структуре этой семьи.

Гипотеза исследования - положение детей в структуре семьи (старший, средний, младший ребенок) влияет на восприятие ими психологического пространства родительской семьи.

На основе общей гипотезы были выдвинуты несколько частных гипотез:

    Восприятие психологического пространства семьи старшими детьми, имеет специфические отличия, по сравнению с восприятием такового другими детьми, поскольку воспитание старшего ребенка, обусловлено функцией руководителя по отношению к младшим братьям и сестрам.

    Восприятие психологического пространства семьи средним ребенком определяется его промежуточным положением между старшим и младшим

ребенком.

3. Восприятие психологического пространства семьи младшим ребенком,
.- определяется ролью ближайшего наследника и опекуна родителей. В развитии

младшего ребенка, предполагается относительная идеализация им своей роли в семье.

С учетом поставленной цели и сформулированных гипотез, нами были выдвинуты следующие задачи исследования:

1. Выявить личностные характеристики детей в зависимости от
положения в семье (старший, средний, младший).

    Сравнить различия в развитии личностных характеристик у детей, в зависимости от положения в семье (старший, средний, младший).

    Проанализировать развитие личностных характеристик у детей в зависимости от положения" среди братьев и сестер (старший, средний, младший).

4. Проанализировать зависимость ориентировки личности в
психологическом пространстве родительской семьи от положения субъекта
среди братьев и сестер (старший, средний, младший).

Методологическую базу исследования составили положения культурно-исторической концепции Л.С.Выготского, представления о деятельности и личности, разработанные в отечественной и зарубежной психологии. Методы были отобраны на основании предварительных психологических исследований испытуемых, различающихся порядком рождения.

Для выявления личностных характеристик детей в зависимости от
положения в семье (старший, средний, младший) и их влияния на
ориентировку личности нами были использованы следующие варианты
а методик:

    Методика исследования личности, сконструированная на основе метода семантического дифференциала Ч.Осгуда-В.Петренко (1997).

    Методика выявления субъектных позиций испытуемых в ситуации

7 конфликтного взаимодействия.

3. Модифицированный проективный метод «Символические задания на
» выявление социального «Я»» (B.Long, R.Henderson, 1968).

В эксперименте приняли участие 324 испытуемых, занимающих различное положение в многодетной семье (старшие дети (п=110), средние дети (п=103), младшие дети (п=111). Исследование проводилось в течение 1997-2003 гг. в г. Алматы, Республика Казахстан.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов
диссертации опираются на теоретико-методологический фундамент культурно-
исторического подхода в психологии, обуславливаются адекватностью
исследовательских методик поставленным задачам, применением метода
факторного анализа и аппарата математической статистики для обработки
полученных данных.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые

исследованы особенности ориентировки личности в психологическом пространстве казахской родительской семьи, проанализированы причины их возникновения. Впервые выявлены отличия в личностных характеристиках детей, занимающих разное положение в казахской семье.

Теоретическая значимость данного исследования заключается в
расширении представлений о детерминирующей роли семьи, конкретизации
представлений о роли положения ребенка в структуре семьи для формирования
его личностных характеристик. Формирование личности в семье является
одной из ключевых проблем психологии личности, психологии развития и
педагогической психологии. Результаты работы имеют значение для более
глубокого понимания взаимосвязи между процессами развития личности и
« психологическими функциями семьи.

Практическая значимость: на основании результатов работы могут быть сделаны конкретные рекомендации по коррекции процесса воспитания ребенка в семье, организации эффективных способов развития личности

ребенка и созданию адекватных, конструктивных отношений в семье.

Полученные данные могут, быть использованы при создании методик семейного воспитания, соответствующих уровню сложности организации семей в современном многоэтничном обществе, в работе психолого-консультационных центров, школьных психологов, педагогов.

Положения, выносимые на защиту:

    Восприятие казахами членов родительской семьи зависит от положения субъекта в структуре этой семьи. Это выражается в склонности восприятия своих позиций: старшими детьми - близко к позиции родителей, средними детьми - близко к позиции старших братьев (сестер), младшими детьми - близко к идеальным образам.

    Все дети в казахской семье, независимо от положения, чаще принимают во взаимодействии позицию субъекта-исполнителя. Склонность занимать субъектные позиции не зависит от положения личности в казахской родительской семье.

    Самооценка личности зависит от положения ребенка в казахской семье. Старшие дети имеют более высокую самооценку, по сравнению со средними и младшими детьми. Младшие дети - более низкую самооценку, по сравнению со старшими и средними детьми.

Особенности личностного развития в зависимости от порядка рождения в семье

Проблема развития личности занимает одно из ведущих мест в психологии, ей посвящено большое количество исследований ученых, как отечественных Б.Г.Ананьев (7), Л.И.Божович (17, 18, 19), Л.С.Выготский (38, 39), Э.В.Ильенков (61), А.Н.Леонтьев (76), В.К.Шабельников (128), Д.Б.Эльконин (141) и др., так и зарубежных А.Адлер (148), Ф.Гальтон (176), З.Фрейд (122) и др.

Основной проблемой нашего исследования является изучение влияния положения личности в структуре родительской семьи на его ориентировку в психологическом пространстве этой семьи. Психологическое пространство родительской семьи представляется здесь как социальная ситуация развития личности и исследование ориентировки личности в нем к выделению личностных характеристик, раскрывающихся через особенности этой ориентировки.

В понимании личности в психологии выделяются несколько исследовательских линий, которые в первую очередь затрагивают проблему источников ее развития.

Л.С.Выготский, рассматривая источники развития личности, пишет "Одна из величайших помех для теоретического и практического изучения детского развития - неправильное решение, проблемы среды и ее роли в динамике возраста, когда среда рассматривается как нечто внешнее по отношению к ребенку, как обстановка развития, как совокупность объективных, безотносительно к ребенку существующих и влияющих на него самим фактом своего существования условий.

К началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое, отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение мы назовем социальной ситуацией развития в данном возрасте. Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода. Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным" (40).

Представление Л.С.Выготского о социальной среде как факторе развития личности, введенное им в его учение о динамике и структуре психологического возраста, является основополагающим в рамках нашего исследования.

Иное понимание источников развития личности представлено в теории 3. Фрейда, который раскрывая особенности развития ребенка с детства, вводит понятие "Эдипов комплекс" (аналогичный конфликт у девочек получил название "комплекс Электры"). Согласно его теории, в норме, у девочек и мальчиков эдипов комплекс развивается по-разному. Суть состоит в том, что объектом любви у мальчика выступает мать и он стремится играть роль своего отца. Отец становится его главным соперником и врагом. Соперничество ведет за собой страх (страх кастрации), заставляющий его отказаться от инцеста с матерью. В возрасте между 5-7 годами, эдипов комплекс разрешается: мальчик подавляет свои сексуальные желания в отношении матери и начинает идентифицировать себя с отцом (идентификация с агрессором). В результате он приобретает систему ценностей, моральных норм, моделей полоролевого поведения. Еще более важным является то, что мальчик интернализирует родительские запреты и основные моральные нормы (122).

Развитие личности в этнически разных семьях

Проблема формирования личности ребенка в семье является одной из центральных в психологии. Согласно многочисленным исследованиям именно в родительской семье закладываются основные психологические качества личности.

На семью, как основополагающий фактор социального становления ребенка, указывают такие отечественные и зарубежные исследователи как Э.Арутюнянц (14), С.Кратохвил (63), Т.С.Когарян (69), Е.А.Личко (78), М.Мид (85), В.В.Столин (106), Е.Т.Соколова (105), А.С.Спиваковская (108), Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкис (138) и др.

Философский и социологический аспекты проблемы семьи и их влияние на формирование личности ребенка изложены в работах: Н.В.Адреенковой (10), Л.П.Буевой (22), И.С.Кона (66), В.С.Собкина (112), НЛ.Соловьева (ПО), О.В.Соловьева (111), А.Г.Харчева (125) и др.; социально-психологический аспект рассматривается в работах Б.Г.Ананьева (6, 7), А.А.Бодалева, А.Г.Ковалева (72), Б.Ф.Поршнева (95), В.М.Селиванова (114) и др. При этом все авторы сходятся во мнении, что семья - это первая среда, в которой ребенок начинает жить и которую он воспринимает. В этом смысле в семье важно абсолютно все: социальное положение, род занятий, уровень образованности родителей, внутрисемейная атмосфера. Именно воздействие этих составляющих, накапливаясь, с годами формирует личность ребенка и неизбежно приводит к развитию особых типов детей.

Семья, как особый вид малой группы, обладающая целым рядом специфических характеристик (гетерогенность состава, тотальность включенности человека в семью, полифункциональность и т.д.) (6), как первичная социальная система, формообразует личность ребенка, является первым социальным институтом, где индивид приобретает социальный опыт, навыки общественного поведения.

Семья не только формирует и определяет поведение индивида, закладывает эмоциональный план и структуру поведения, в значительной мере сохраняющиеся в течение жизни, но она оказывает модифицирующее влияние на поведение в каждый определенный период времени (10; 73).

Характеризуя семью, исследователи выделяют две модели: традиционную и современную. Традиционная семейная система, лежит в основе структурирования родовых и этнических социальных систем и отличается развитостью сложных внутрисемейных и межсемейных отношений, создающих устойчивую структуру общества (рода, этноса, клана). При взаимодействии с современными формами деятельности и общественными организациями (государственные, производственные структуры и др.) традиционная система семьи может стать мощным конкурентом, определяющей организацию социальной деятельности.

Современный тип семьи - это локальные семейные системы, включенные в современные формы государственной и профессиональной деятельности и отличаются от традиционной, прежде всего, разрушенностью стабильных межсемейных родовых отношений (В.К.Шабельников, 2000). Исследователи отмечают (60), что законный брак постепенно утрачивает свое значение, родительские и родственные семейные отношения значительно ослаблены, "разделились" самосохранительное, брачное, сексуальное и репродуктивное поведение. В 60-е годы, больше молодежи "бежало" в брак (ранние браки), но с тех пор в молодежной среде утверждается выжидательная позиция в отношении брака и семьи. О кризисе семьи сигнализируют тенденции возникновения альтернативных форм брачно-семейных отношений (одиночество, незарегистрированное сожительство, сознательно-бездетный брак, открытый брак (негласный или озвученный договор о личной жизни каждого супруга), внебрачные связи, свингерство (обмен брачными партнерами), гомосексуальность, групповой брак, жилые сообщества, и групповые семьи и др.).

Исследователи (Западная и Центральная Европа) также подчеркивают, что альтернативы семье и браку пока ограничиваются сексуальными меньшинствами и молодежью, но толерантность к ним в обществе значительно возрастает. Большинство же людей живут традиционными формами семьи и брака, сильнейшим аргументом в защиту которых остаются интересы детей.

Характеристика методов исследования

В соответствии с поставленными задачами, с одной стороны, подбирались методики, позволяющие выявить личностные характеристики ребенка, в зависимости от положения в структуре семьи (старший, средний, младший) и его влияния на ориентировку личности, а с другой стороны -подбирались методы, выявления отношения ребенка к членам семьи. Для этого использовались следующие варианты методик: 1. Методика исследования личности, сконструированная на основе метода семантического дифференциала Ч.Осгуда-В.Петренко поскольку "СД является в основном комбинацией метода контролируемых ассоциаций и процедур шкалирования". Метод широко применяется в исследованиях, связанных с восприятием и поведением человека, с анализом социальных установок и личностных смыслов (198) и позволяет измерять так называемое коннотативное значение - те состояния, которые следуют за восприятием символа-раздражителя и необходимо предшествуют осмысленным операциям с символами (Osgood, Susi, Tanntnbaum, 93). Наиболее близким аналогом коннотативного значения в понятийном аппарате советской психологии является понятие личностного смысла, являющегося значением значения для субъекта" (А.Н.Леонтьев, 76; А.А.Леонтьев, 75).

В основу метода заложен феномен синестезии, состоящий в возникновении ощущения одной модальности под воздействием раздражителя другой модальности (Б.М.Величковский, В.П.Зинченко, А.Р.Лурия, 36).

Применение метода СД в нашем исследовании, продиктовано основным достоинством метода это - большая компактность, выгодно отличающим его от ассоциативных методов. Численно представленные стандартизированные данные легко поддаются статистической обработке. Заданная система шкал снимает возможность ассоциаций по типу речевых штампов, рифмовочных ассоциаций, но недостатком является то, что выбранные шкалы, могут навязать материал, который не является значимым для испытуемого.

Группировка шкал в факторы позволила перейти от описания объектов с помощью признаков, заданных шкалами, к более емкому описанию с помощью меньшего набора категорий-факторов, представляющих содержание объекта, его коннотативное значение (личностный смысл, социальные установки и др.). Совокупность факторов представлена значимыми коэффициентами веса. Нагрузки объекта, по каждому из выделенных факторов, определяются как среднее арифметическое оценок объекта по шкалам, входящим в этот фактор.

Немаловажным является то, что метод позволяет испытуемому производить оценивание персонажей по множественной шкале, что по мнению А.М.Ким (62), Д.Д.Дуйсенбекова, А.С.Нурадинова, С.С.Кожуховой, (52), исследующих специфику казахстанской этнокультурной среды, более соответствует реальности, чем ответы по типу "черное-белое" или "да-нет".

Согласно логике построения метода семантического дифференциала, были выдержаны три последовательных этапа:

Первый этап исследования был связан с отбором объектов шкалирования и выделением семантических связей.

Мы использовали в исследовании вариант «Личностного семантического дифференциала», основываясь на стандартной процедуре построения указанной методики (на базе биполярных шкал, образованных оценочными прилагательными-антонимами (см. приложение 1.1.), обозначающих черты личности и характера. Испытуемым были предложены 13 объектов оценки. В группе "средних детей" добавился еще один объект - "Другие средние дети братья (сестры)", учитывая, что в семье могут быть несколько средних детей. Объекты оценки были условно распределены на три группы: первую группу объектов оценки, представили реальные субъекты, занимающие определенную ролевую позицию в структуре семьи, а именно: "моя мать", "мой отец", "старший брат (сестра)", "средние братья (сестра) ", "младший брат (сестра) ".

Мы предположили, что оценивание объекта при помощи признаков, заданных шкалами, а затем группировка их в факторы, позволят установить позицию испытуемого по отношению к субъектам семьи.

Ориентировка в ситуации и людях

Ориентирование в условиях общения предусматривает изучение особенностей внешней среды и учет собственного эмоционального состояния, а также состояния собеседника. Если вы увидели, что собеседник, скажем, возбужденный, сначала надо помочь ему успокоиться, иначе он вас не поймет. Только после этого можно начать беседу. Как это сделать? Во-первых, можно попросить собеседника чем-то вам помочь, потому что выполнение предметных действий, требующих внимания, снимает напряжение. Во-вторых, можно пошутить. Партнер начнет улыбаться и расслабится. В-третьих, можно обратить внимание собеседника на важную для него проблему, которая требует активного мышления. И, в конце концов, можно поставить партнеру вопрос на нейтральную тему, переключив его внимание на проблему, к которой он относится спокойнее.

Конечно, это лишь отдельные примеры из тех, что их можно использовать. В каждой ситуации надо проявлять гибкость, оперативность, творчество. Однако стоит помнить, что фразы вроде “Не волнуйтесь”, “Успокойтесь”, “Почему вы так напряжены?” делу не помогут. Наоборот, человек волноваться, а следовательно и будет нервничать еще больше.

На этапе ориентирования надо выяснить продолжительность беседы. Если вы - инициатор встречи, надо договориться с собеседником относительно ее цели. Если вас пригласили на беседу, цели которой вы не знаете, лучше сразу спросить: “Чем могу быть полезен?” Это даст возможность разобраться в ожиданиях собеседника, ибо они являются регуляторами его поведения во время общения. Каждая из сторон надеется на такую реакцию другой, которая бы соответствовала ее ролевой позиции.

Успех беседы во многом зависит от того, удастся адекватно представить себе образ партнера. Здесь нередко срабатывают стереотипы, а они порой бывают неправильными. Как отмечалось, надо иметь предварительную информацию о собеседнике, прежде всего, знать его типичные, индивидуальные, возрастные и половые характеристики.

Прежде всего важно установить тип личности собеседника. Люди, которые живут, руководствуясь принципом “иметь”, по Е. Фроммом , обязательно желают получить что-то от общение: интересную работу, знания с целью престижа, денежное вознаграждение и т.п. Поэтому они тщательно готовятся к встрече, обдумывают тему разговора, подбирают средства, с помощью которых могут повлиять на собеседника и достичь своей цели. Для этого они готовы использовать все: и свое положение в обществе, и знакомство, и связи, и внешность. Такие люди могут привлекать, однако это нередко лишь результат программирования выбранной для этого роли. Если такой исполнитель где-то сфальшивить, сразу выплывет, что он пытается манипулировать собеседником.

Полной противоположностью такому типу людей есть те, кто руководствуется в жизни принципом “быть”. Они нередко подходят к конкретной ситуации без специальной манипулятивной подготовки и заранее не подбирают средств, чтобы поддерживать уверенность в себе. их непосредственная реакция и производительная. Они знают: верность себе будет способствовать тому, что во время общение обязательно появится что-то новое. И поэтому у них не возникает беспокойство, что они могут что-то потерять. Такие люди - не соперники, а партнеры, которые пытаются получить от общения удовольствие, а не победу любой ценой.

П. Міцич приводит интересную классификация собеседников. Он описывает теоретические модели “абстрактных типов” людей и характерные черты их поведения . Согласно этой классификации существует девять типов собеседников (см. рис. 2).

Рис. 2. Типы поведения людей в общении:

1 - глупый человек; 2 - степенная человек; 3 - всезнайка;

4 - говорун; 5 - трус; 6 - неприступная человек;

7 - незаинтересованный человек; 8 - “большая шишка”; 9 - почемучка

1. Глупый человек - нетерпелив, невыдержанная, возбуждена; своим поведением бессознательно подталкивает собеседника к того, чтобы он не соглашался с высказанными тезисами и утверждениями. Имея дело с таким человеком, целесообразно не выходить за рамки профессионального общения, надо быть спокойным и опровергать ее утверждение.

2. Степенная человек - доброжелательная и спокойная во время разговора. ему следует давать возможность проявить себя, когда подводятся итоги встречи, обсуждаются предложения.

3. Всезнайка - человек, у которого всегда и на все есть “своя” мысль, она обязательно хочет ее произнести, не прислушиваясь к мнению собеседника. Если приходится иметь дело с такой человеком, надо немного сбить с нее спесь, специально ставя сложные вопросы. Надо также привлекать ее к обсуждению идей, предложенных другими.

4. Говорун - не умеет выслушивать других, часто перебивает собеседника, не ценя его времени. Чтобы зря не терять время, его надо своевременно и тактично остановить, потому что интересных идей он все равно не внесет.

5. Трус - человек, который отмалчивается, чтобы не выставлять себя на посмешище или не показаться нелепой. Такого человека стоит поддержать, подчеркнув, что в нее верят, к нему прислушиваются.

6. Неприступная человек имеет отсутствует вид; то, что происходит вне ее лицом, ей кажется не стоящим внимания и усилий. Общаясь с таким человеком, лучше сразу признать ее знания и опыт, проявить интерес к ней самой и ее дел.

7. Незаинтересованный человек - бесцеремонно демонстрирует, что все, что происходит вокруг, ее отнюдь не интересует. Для того чтобы вступить с таким человеком в контакт, надо все-таки найти то, что для нее может иметь существенное значение.

8. Люди, которых называют “большое шишка", совершенно не терпят критики. Они считают себя лучше других, а собственные предложения единственно правильными. С такими людьми надо быть осторожным, не критиковать. Вместе с тем следует показать, что она такой же человек, как и другие. Хорошо при этом использовать прием противопоставления вроде: “Так..., однако”.

9. “Почемучка” - не может удержаться, чтобы не поставить вопрос о все и о всех. Общаясь с таким человеком, целесообразно переадресовать ей ее же вопрос. Это заставит “чомучку” рассуждать над проблемой, которую вынесен на обсуждение.

Понятно, что приведенные классификации условные. Однако они помогают научиться самостоятельно распознавать особенности своих собеседников и использовать это для того, чтобы лучше и быстрее найти общий язык с людьми, установить контакт, добиться успеха во время общения, в частности при проведение индивидуальных бесед.

Существуют люди, которые сочетают глубокое знания человека со способностью добиваться эффективного контакта с собеседниками в различных ситуациях. их называют “гениями общения”. Поведение таких людей определяющие черты: отсутствие тревожности и предвзятости, умение устанавливать обратная связь, артистизм, предсказания, интерес ко всему, любовь к себе (мы не можем любить других, если не любим себя) и наличие необходимой защитной агрессии (понимание, что постоянные проступки к добру не приводят).

На установление контакта и ход беседы в целом накладывает серьезный отпечаток темперамент собеседников. И его также надо уметь распознавать и учитывать.

Важно помнить и о возрастных особенности собеседника. У большинства людей с возрастом снижается критичность, а потребность в общении возрастает. Старшие по возрасту люди любят несколько морализировать, иногда за свою болтливость лишают собеседника возможности самостоятельно высказать мнение и прийти к определенным выводам.

В процессе подготовки к индивидуальной беседы важно учитывать также половые различия собеседника. У мужчин преимущественно более глобальный взгляд на обсуждаемую проблему, а женщины лучше воспринимают детали, нюансы.