Обеты перед Богом: опасность и благословение. Обет данный Богу

Толковый словарь даёт следующее определение слову «обет»: Обет - это обещание, добровольное обязательство что-нибудь сделать.
Обет, данный Богу, - это обещание, данное Богу, что-то сделать для Него в ответ на Его милость, благосклонность и благословения.

Первое упоминание об обете находится в книге Бытия. Это обет Иакова, данный Богу в Вефиле: Бытие 28:20-22 «И положил Иаков обет , сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, - то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть ».

I. БИБЛЕЙСКИЕ ПРИМЕРЫ ОБЕТОВ, ДАННЫХ БОГУ

  • Обет Иеффая : Судей 11:30-31 «И дал Иеффай обет Господу и сказал: если Ты предашь Аммонитян в руки мои, то по возвращении моем с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение ».
  • Обет Анны : 1 Царств 1:9-11 «И встала Анна после того, как они ели и пили в Силоме. Илий же священник сидел тогда на седалище у входа в храм Господень. И была она в скорби души, и молилась Господу, и горько плакала, и дала обет , говоря: Господи Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу на все дни жизни его, и бритва не коснется головы его ».
  • Обет Давида : Псалтирь 131:1-5 «Вспомни, Господи, Давида и все сокрушение его: как он клялся Господу, давал обет Сильному Иакова : "не войду в шатер дома моего, не взойду на ложе мое; не дам сна очам моим и веждам моим - дремания, доколе не найду места Господу, жилища - Сильному Иакова" ».
  • Обет Авессалома : 2 Царств 15:7-8 «По прошествии сорока лет царствования Давида, Авессалом сказал царю: пойду я и исполню обет мой, который я дал Господу, в Хевроне; ибо я, раб твой, живя в Гессуре в Сирии, дал обет : если Господь возвратит меня в Иерусалим, то я принесу жертву Господу. И сказал ему царь: иди с миром. И встал он и пошел в Хеврон ».
  • Обет язычников : Иона 1:16 «И устрашились эти люди Господа великим страхом, и принесли Господу жертву, и дали обеты ».
  • Обет апостола Павла : Деяния 18:18 «Павел, пробыв еще довольно дней, простился с братиями и отплыл в Сирию, - и с ним Акила и Прискилла, - остригши голову в Кенхреях, по обету ».

II. ВИДЫ ОБЕТОВ:

1. Обет обещания («neder» - обещание или что-то обещанное)
Включает в себя обещания что-то сделать или пожертвовать Богу в благодарность за Его ответ или благословения от Него: обеты Иакова, Иеффая, Анны и Авессалома.
2. Обет воздержания («"esar» - зарок, отказ или воздержание от чего-либо) Такой обет включал в себя обещание воздержаться от чего-либо. Яркими библейскими примерами такого обета служат зарок от супружества и обет назорейства:
- Зарок от женитьбы или замужества: Числа 30:4 «…Если женщина даст обет Господу и положит на себя зарок в доме отца своего, в юности своей… »
- Обет назорейства. Этот обет включал в себя воздержание от алкогольных напитков, воздержание от стрижки волос и от прикосновения к останкам умершего. Закон о назорействе подробно описан в Числах 6:1-21 .
* Самсон был назореем от утробы матери своей: Судей 13:3-7 «И явился Ангел Господень жене и сказал ей: вот, ты неплодна и не рождаешь; но зачнешь, и родишь сына; итак берегись, не пей вина и сикера, и не ешь ничего нечистого; ибо вот, ты зачнешь и родишь сына, и бритва не коснется головы его, потому что от самого чрева младенец сей будет назорей Божий, и он начнет спасать Израиля от руки Филистимлян. Жена пришла и сказала мужу своему: человек Божий приходил ко мне, которого вид, как вид Ангела Божия, весьма почтенный; я не спросила его, откуда он, и он не сказал мне имени своего; он сказал мне: "вот, ты зачнешь и родишь сына; итак не пей вина и сикера и не ешь ничего нечистого, ибо младенец от самого чрева до смерти своей будет назорей Божий " »; Судей 16:17 «И он открыл ей все сердце свое, и сказал ей: бритва не касалась головы моей, ибо я назорей Божий от чрева матери моей ; если же остричь меня, то отступит от меня сила моя; я сделаюсь слаб и буду, как прочие люди ».
* Самуил был назореем (1 Царств 1:11 ).
* Также и Иоанн Креститель был назореем: Лука 1:13-15 «Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера , и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей ».

3. Обет заклятия («cherem» или «charam» - заклятое или проклятое)
Это понятие описывает вещь или живое существо, находящееся под проклятием или заклятием, к которому никто и не может прикасаться, кроме Господа.
Ездра 10:7-8 «И объявили в Иудее и в Иерусалиме всем бывшим в плену, чтоб они собрались в Иерусалим; а кто не придет чрез три дня, на все имение того, по определению начальствующих и старейшин, будет положено заклятие , и сам он будет отлучен от общества переселенцев ».

III. РАСПОРЯЖЕНИЯ ВЕТХОЗАВЕТНОГО ЗАКОНА ОБ ОБЕТАХ

1. Обязательное исполнение обета.
Давать обеты Богу в Ветхозаветные времена не было обязанностью человека по отношению к Господу: Второзаконие 23:22 «… если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха ».
Однако исполнение данных Богу обетов считалось святыней и непреложной обязанностью: Второзаконие 23:21-23 «Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех; если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха. Что вышло из уст твоих, соблюдай и исполняй так, как обещал ты Господу Богу твоему добровольное приношение, о котором сказал ты устами своими ».
Судей 11:35 «Когда он увидел ее, разодрал одежду свою и сказал: ах, дочь моя! ты сразила меня; и ты в числе нарушителей покоя моего! я отверз о тебе уста мои пред Господом и не могу отречься »; Екклесиаста 5:3-4 «Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни. Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить »;
Псалтирь 21:26 «О Тебе хвала моя в собрании великом; воздам обеты мои пред боящимися Его ». Обратите внимание на то, что выражение «воздать обеты» означает исполнить обет , то есть отдать Богу то, что по обету принадлежит Ему как благодарность на отвеченную молитву.
Обет обладал силой клятвы и посему должен был быть обязательно исполнен. Господь запрещает давать необдуманные клятвы или обеты: Притчи 20:25 «Сеть для человека - поспешно давать обет, и после обета обдумывать».
Исходя из Священного Писания, обет вступал в силу только в том случае, если он был произнесён вслух: Второзаконие 23:23 «Что вышло из уст твоих , соблюдай и исполняй так, как обещал ты Господу Богу твоему добровольное приношение, о котором сказал ты устами своими ».
2. В каком случае обет мог быть аннулирован?
Обет мог быть аннулирован только в двух случаях: Отец мог наложить вето на обет своей дочери, а муж мог наложить вето на обет жены. Если муж не отменил обета жены, но позже способствовал тому, чтобы она нарушила свой обет, то грех за нарушение обета ложился на него, а не на неё (Числа 30:4-16 ).

3. Что могло быть обещано Богу во время произнесения обета?
Человек мог сделать частью своего обета людей (включая самого себя), животных, землю и другое имущество. Ничто святое (что по Закону считалось святым или священным) не имело право объявляться частью обета: ничто первородное, десятина и так далее: Левит 27:26,30 «Только первенцев из скота, которые по первенству принадлежат Господу, не должен никто посвящать: вол ли то, или мелкий скот, - Господни они... И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня ».
Господь объявил, к какому жертвоприношению, вознесённому по обету, Он будет благоволить, а к какой - нет: Левит 22:21-25 «И если кто приносит мирную жертву Господу, исполняя обет, или по усердию, из крупного скота или из мелкого, то жертва должна быть без порока, чтоб быть угодною Богу: никакого порока не должно быть на ней; животного слепого, или поврежденного, или уродливого, или больного, или коростового, или паршивого, таких не приносите Господу и в жертву не давайте их на жертвенник Господень; тельца и агнца с членами, несоразмерно длинными или короткими, в жертву усердия принести можешь; а если по обету, то это не угодно будет Богу; животного, у которого ятра раздавлены, разбиты, оторваны или вырезаны, не приносите Господу и в земле вашей не делайте сего; и из рук иноземцев не приносите всех таковых животных в дар Богу вашему, потому что на них повреждение, порок на них: не приобретут они вам благоволения ».
Ничто нечистое, осквернённое или являющееся мерзостью в глазах Бога (например, плата блудницы или цена пса) не могло объявляться частью или объектом обета: Второзаконие 23:17-18 «Не должно быть блудницы из дочерей Израилевых и не должно быть блудника из сынов Израилевых. Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа Бога твоего ни по какому обету , ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим ».
Малахия 1:14 провозглашает проклятым человека, который дал обет Богу, но чьё жертвоприношение не соответствует полной цене обещанного Богу: «Проклят лживый, у которого в стаде есть неиспорченный самец, и он дал обет, а приносит в жертву Господу повреждённое : ибо Я Царь великий, и имя Моё страшно у народов ».

4. Что можно было выкупить?
В Ветхом Завете описан закон о выкупе того, что было посвящено Господу по обету: Левит 27:1-25 . Многое из посвящаемого могло быть выкуплено за определённую плату, установленную священником (за исключением чистого животного).
- В случае, когда речь шла о земле или домах, сумма выкупа составляла полную цену жертвы плюс 1/5 от цены жертвы. Цена недвижимости также определялась исходя из того, сколько лет оставалось до Юбилейного года (Левит 27:15-18 ).
- Животное, которое не отвечало стандартам жертвоприношения, могло быть выкуплено за свою цену плюс 1/5 цены: Левит 27:11-13 «Если же то будет какая-нибудь скотина нечистая, которую не приносят в жертву Господу, то должно представить скотину священнику, и священник оценит ее, хороша ли она, или худа, и как оценит священник, так и должно быть; если же кто хочет выкупить ее, то пусть прибавит пятую долю к оценке твоей ».

5. Что нельзя было выкупить?
Животное, которое отвечало стандартам жертвоприношения, не могло быть выкуплено ни коим образом. Попытка выкупить такое животное заканчивалась тем, что оба животных посвящались Богу: Левит 27:9-10 «Если же то будет скот, который приносят в жертву Господу, то все, что дано Господу, должно быть свято: не должно выменивать его и заменять хорошее худым, или худое хорошим; если же станет кто заменять скотину скотиною, то и она и замен её будет святынею ».

6. Знак данного Богу обета
По закону, после исполнения обета воздержания, человек должен был обрить свою голову. Об этом сказано в Числах 6:19-20 . В Новом Завете примеры бритья головы после исполнения обета даны в Деяния 18:18 «Павел, пробыв еще довольно дней, простился с братиями и отплыл в Сирию, - и с ним Акила и Прискилла, - остригши голову в Кенхреях, по обету » и в Деяниях 21:23-24 «Сделай же, что мы скажем тебе: есть у нас четыре человека, имеющие на себе обет . Взяв их, очистись с ними, и возьми на себя издержки на жертву за них, чтобы остригли себе голову , и узнают все, что слышанное ими о тебе несправедливо, но что и сам ты продолжаешь соблюдать закон ».

IV. ОБЕТЫ БОГУ И СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ

Как было отмечено выше, Закон не обязывал людей давать обеты Богу. Однако, Слово Божье призывает нас обращаться к Господу в молитве за помощью и давать Ему обеты, а после ответа на молитву воздавать Господу обещанное обетом: Псалтирь 75:12 «Делайте и воздавайте обеты Господу , Богу вашему; все, которые вокруг Него, да принесут дары Страшному ».
Вопрос: Почему же Господь призывает нас в Своём Слове давать Ему обеты?
Ответ:

  • Потому что Господь хочет, чтобы мы испытали свою веру и силу молитвы и через это возросли духовно: Иов 22:27 «Помолишься Ему, и Он услышит тебя, и ты исполнишь обеты твои »;
  • Чтобы мы испытали верность Господа и прославили Его за отвеченные молитвы и оказанные нам благодеяния: Псалтирь 49:14-15 «Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои , и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня »;
  • Чтобы мы засвидетельствовали окружающим о Боге, отвечающем на наши молитвы: Псалтирь 65:13-16 «Войду в дом Твой со всесожжениями, воздам Тебе обеты мои , которые произнесли уста мои и изрек язык мой в скорби моей. Всесожжения тучные вознесу Тебе с воскурением тука овнов, принесу в жертву волов и козлов. Придите, послушайте, все боящиеся Бога, и я возвещу вам, что сотворил Он для души моей »;


Обет может быть неотъемлемой частью нашего ежедневного поклонения Богу, как это было у царя Давида: Псалтирь 60:9 «И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день ».
Обет также может быть ежегодным актом, как это было у Елканы: 1 Царств 1:21 «И пошел муж ее Елкана и все семейство его совершить годичную жертву Господу и обеты свои ».

Ещё один пример библейского обета, который в наши дни люди дают Господу Богу, это обет верности Богу, скрепляемый водным крещением. Принимая водное крещение, человек даёт Господу обет жить и служить Богу в доброй совести. Вот как об этом сказано в 1 Петра 3:21 «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести , спасает воскресением Иисуса Христа ».

Сегодня многие люди, попадая в сложные ситуации, обращаются за помощью к Богу и дают Ему всяческие обеты (обещания): «Господи, если ты мне поможешь и сделаешь то и то, тогда я сделаю для тебя это и это и отдам тебе то-то и то-то ». Господь отвечает и благословляет их, но они забывают о своём обете Богу, а после недоумевают, почему Господь больше не слышит их молитв и не отвечает на их просьбы.

Решить эту проблему очень просто: Не лгите Богу и не обкрадывайте Его,

тогда и Он будет по-другому отвечать на ваши молитвы!

Архимандрит Рафаил (Карелин)

ЖИЗНЬ ЦЕРКВИ

ОБ ОБЕТАХ

Несколько лет тому назад дала обет перед иконой Богородицы, просила от всего моего сердца о милости одной, обещала держать обет! Не могу, не хватает силы воли, дело, о котором просила, вроде продвигается, но вот не до конца, вот чуть-чуть не хватает. Вижу взаимосвязь! Скажите, батюшка, может, это изначально было неправильно или мне Господь еще верит и ждет исполнения обета?

Прежде чем давать обет, нужно посоветоваться об этом со священником, у которого Вы исповедуетесь. В Библий написано, что обеты надо не скоро давать, но, давши, – держать. В случае неисполнимости обета можно обратиться к священнику, чтобы он снял обет и заменил его другим, по своему усмотрению. Но если обет исполним, то нарушен или отказ могут повлечь за собой непредвиденные скорби.

Вы посоветовали обратиться к священнику. Еще Вы посоветовали изменить обет на другой, посильный мне. Батюшка, простите за назойливость, но растолкуйте еще раз – обязательно ли брать другой обет? Нельзя ли обойтись без этого? Просто я теперь понимаю, насколько это ответственный шаг. Если это обязательно, то посоветуйте, подойдет ли такой обет – в вечернем правиле ежедневно читать молитву об усопшем отце, так как неисполненный обет был связан с ним?

Прочитать молитву о снятии обета надо попросить священника Вашего храма, у которого Вы исповедуетесь. Вопрос о том, какой новый обет может заменить неисполненный обет, должен решить сам священнослужитель, учитывая обстоятельства Вашей жизни. В принципе, священник может не наложить другого обета, но я боюсь, что в этом случае вместо замены обета будет послана Вам неожиданная скорбь. Об отце надо молиться без всякого обета и епитимий.

Молившись о разрешении своих проблем, я давал обеты, более всего святому Николаю Чудотворцу, и получал помощь свыше, но большинство обетов остались неисполненными, а сейчас желаю исполнить, но не могу все их вспомнить. Посоветуйте, как мне быть.

Постарайтесь исполнить обеты, которые Вы помните и которые по Вашим силам; а что касается остальных, то попросите священника, у которого Вы исповедуетесь, чтобы он заменил их по своему усмотрению другими обетами, которые найдет целесообразными и полезными для Вас.

Можно ли не исполнять благословения (не испрашиваемого), принятого от священника с его крестным знамением благословляемому? Или его надо обязательно исполнить, относясь к нему как к обету?

Благословение должно быть исполнено, если священник ваш духовный отец, у которого Вы находитесь в послушании, или же если это благословение является епитимией при Таинстве Исповеди. В других случаях следует учесть благословение, но принять его как совет и благопожелание.

Что означает дать обет Богу, для чего это делается и как дать обет Богу?

Слово: «обет» – значит «обещание». Обеты Богу могут иметь различный характер, например: паломничество к святым местам, милостыня нуждающимся, уход за больным украшение храма, молитвенное правило, которое надо обязательно исправлять, и так далее. Обеты следует давать с благословения или совета духовного отца. Нарушение обетов по собственному нерадению подобно проклятию самого себя. Обет может быть снят священнослужителем по следующим причинам: 1) если он физически неисполним; 2) если он вреден для человека, например обет строгого поста при определенных заболеваниях. И даже в таких случаях обеты должны быть заменены другими, более соответствующими состоянию человека. Обычно обет дается в затруднительных обстоятельствах, когда нужна особая помощь Божия. Обеты могут быть даны также без видимой причины: по любви к Богу и чувству благодарности к Нему. Особое место занимает монашеский обет, который определяет всю дальнейшую жизнь человека.

ГРЕХИ И ОБЕТЫ. ТРУДНО ЛИ ПЕРЕХИТРИТЬ СВОЮ СОВЕСТЬ И ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ НЕ ИСПОЛНИШЬ ОБЕТ?

Отвечает духовник Тверской епархии, настоятель Никольского храма г. Торжка, игумен Корнилий (Малинин)
– С чего начать исправление своей духовной жизни?
– Прежде всего, надо осознать, почувствовать в себе потребность в , в духовной жизни. Желание жить духовно заложено в каждом из нас с самого рождения, и совесть как голос Божий в душе каждого человека ведет, призывает нас к этому. Духовная жизнь - это жизнь с Богом. От Бога нас отделяют лишь наши грехи, они создают преграду между нами и Господом. Чтобы разрушить эту преграду, мы должны вести постоянную борьбу с грехом в себе, избавляясь от пагубных пристрастий. Духовная жизнь не возможна без молитвы, без общения с Богом в Святых Таинствах.
– Почему человек, борясь против своих грехов и страстей, часто срывается?
– Человеческая природа испорчена грехом, поэтому мы больше склонны ко греху, чем к добру. Нам надо делать над собой большое усилие, чтобы творить добро, бороться чаще всего совершается нами легко, как бы самопроизвольно.

Обет православного монаха

– В каких случаях дают обеты? Можно ли дать обет от чревоугодия и как его выполнить?
– Обет – это добровольное обязательство что-либо исполнить, данное Богу: сделать доброе дело, пожертвовать, совершить паломничество по святым местам и т.д. Очень важно подчеркнуть, что обет — это добровольное обязательство. Обет дается людьми, как правило, в благодарность Господу за оказанную помощь или при молитве о помощи Божией.

Обеты бывают разные. Самые важные из них те, которые христианин в своей жизни дает в Таинствах. В первую очередь, это Таинство Крещения, где человек отрекается от сатаны, от страстей своих, от грехов, обещает (даёт в своё роде первый обет в своей православной жизни) Богу, что будет вести с ними борьбу и жить по совести, по заповедям Божиим. Апостол Петр в Первом послании говорит: «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1 Петр. 3, 21). То есть человек в Крещении очищается от грехов, омывает свою душу и приносит обещание Богу доброй совести. Так же дает он обет супружеской верности в Таинстве Венчания. Отрекается от семейной жизни, от всего мирского и посвящает свою жизнь полностью Богу в обете инок, дается обет и в Таинстве Священства. …Нарушение обета, неисполнение его является тяжким грехом, поэтому к принятию его нужно относиться очень ответственно. В любом случае, давая обет Богу, важно не переоценить свои силы и не обещать того, что может оказаться неисполнимым.
– Как идти к Причастию, если нет возможности примириться с обидчиком?
– С таким вопросом надо обращаться к священнику, у которого Вы исповедуетесь, духовнику. При этом надо помнить слова Господа, сказанные в Евангелии от Матфея: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта» (Мф 5:23–26).
– Бывает ли спасение для ленивых? Можно ли дать обет против лени?
– Леность – это грех с которым надо бороться, надо заставлять себя трудиться, работать над собой, воспитывая свою волю. Господь устраивает нашу жизнь так, что нам приходится заботиться о ближних. И мы должны исполнять свой долг, это понуждает нас трудиться. Для людей, имеющих силу и возможность, необходимо заботиться о беспомощных, болящих, немощных людях. Человек, который служит ближним, становится чище душой, растёт духовно. Чтение духовной литературы помогает вдохновиться на духовную жизнь и избавиться от уныния и лени.
– Какие грехи совершаются просто из-за глупости?
– «Выше всякой добродетели рассудительность» – так говорил преподобный Исаак Сирин и многие другие святые. Если мы не думая что-то делаем, что вредит и нам и окружающим людям, то это грех. Чаще всего это проявляется в наших словах, разговорах. Очень легко можно словом ранить человека, навредить, даже уничтожить.
– Получится ли заменить одну страсть на другую – менее пагубную?
– Если мы будем так думать, то скоро запутаемся в своих мыслях и впадем в другой грех и самообман. Такие компромиссы предлагают только бесы. В ответ на это вспоминаются слова апостола Иакова: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак. 2:10).
– Совет для тех, кто постоянно проигрывает в борьбе с грехом и уже отчаялся…
– Господь, Иисус Христос пришел для нас, грешников. «Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк 2:17). Господь смотрит не на то, как человек падает, а как человек встает после падения. Господь ценит даже намерение человека встать от греха, непримиримое отношение ко греху. Нам надо сделать только первое движение, первый шаг в борьбе с грехом, призывая помощь Божию, и тогда Господь даст нам силы подняться и идти дальше путем спасения.
Что такое обет? Сколько обетов у монаха? Что значит, быть верным обету (обета)? Будьте осторожны, давая обет перед Богом. Кстати, в средневековье дать обет было очень «модно» у рыцарей.

Бог милостив ко всем людям, даже к дуракам. Мне было уже двадцать лет, когда я начал курить. Выкуривал по две пачки в день. И всего лишь за три года умудрился до такой степени посадить свое здоровье, что начал задыхаться при ходьбе. Чтобы продолжить путь, приходилось останавливаться и делать несколько глубоких вдохов.

Я понимал, что убиваю себя. Но также понимал, что силы воли бросить эту пагубную привычку у меня не хватит. И тогда я решил прибегнуть к военной хитрости. Примерно в тот же период я только-только пришел в Церковь. И прочитал в письмах у преподобного Амвросия, как он корит свою духовную дочь за то, что та дала обет Богу. Писал он ей примерно так: обеты давать не нужно, есть заповеди - их и соблюдай, сверх заповедей Бог ни с кого не требует. Но уж если дерзнула дать обет - смотри, исполняй. Иначе, быть беде.

Прочитал я это, и придумал такой, немножко лукавый способ борьбы с собственным курением. Утром я просыпался, с наслаждением выкуривал свою первую сигарету. Потом становился перед иконой и говорил: «Господи, обещаю, что сегодня я больше курить не буду».

Логика у меня была примерно следующая: совсем бросить курить я не способен. Да и на неделю завязать с этим делом не могу. И на три дня тоже. И даже на два. Но хотя бы один-то день я ведь могу потерпеть без этой отравы? Не совсем же я безвольное существо в конце-то концов! Однако даже для такого небольшого усилия мне был нужен дополнительный стимул, пошатнувшегося здоровья оказалось недостаточно. И я решил каждое утро давать обет Богу в том, что не буду курить до окончания дня, ну то есть - до 24.00.

Сейчас это выглядит смешно, и даже глупо. Но тогда мне было вовсе не до смеха.

Учебный день пролетел незаметно. А вечером начался мой маленький персональный кошмар. Я вдруг тихо возненавидел всех курящих. Чувствовал запах сигаретного дыма чуть ли не с соседнего этажа. Рычал на всех, кто пытался закурить рядом, и дырявил взглядом циферблат наручных часов. Но вот наступила полночь. В радиоприемнике заиграли куранты. Под их перезвон, ломая спички дрожащими пальцами, я прикурил, сделал долгожданную затяжку, и… Вместо ожидаемого наслаждения получил очень странный эффект. Нет, с точки зрения физиологии все происходило как обычно - по телу бежала обычная волна никотинового прихода. Но в этот раз я почему-то не воспринимал ее как удовольствие. Что-то чувствовалось, какие-то ощущения были, да. Но я как бы наблюдал за ними со стороны, не участвуя в процессе. И в голове вертелась лишь одна мысль: «И что? Ради вот этого ты весь вечер метался, теряя человеческий облик?»

На следующий день все повторилось в точности: я выкурил утреннюю сигарету, пообещал Богу, что больше сегодня курить не буду, и до двенадцати часов ночи терпел, наматывая нервы на кулак. Потом, под бой курантов, ломая спички, закуривал. И опять чувствовал, что вожделенный никотиновый кайф идет как бы «мимо» меня. И та же мысль звучала в бестолковой голове: «Что? Ради этих вот мурашек по коже ты так страдал?»

На третий день, промаявшись до полуночи, я схватил спички, достал сигарету,и … И - не стал ее прикуривать. Покрутил в руках, удивленно разглядывая, отложил в сторону. И ни разу не закурил больше за все прошедшие с той поры двадцать три года. Если бы мне кто-то сказал в ту пору, что я вот так - смогу навсегда бросить курить за три дня, я бы даже смеяться не стал над такой дичью.

Глупый способ, конечно, что говорить… Но благодаря ему я убедился тогда, что Бог ко всем людям милостив. Даже к таким бестолковым, как я.

ГРЕХИ И ОБЕТЫ. ТРУДНО ЛИ ПЕРЕХИТРИТЬ СВОЮ СОВЕСТЬ И ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ НЕ ИСПОЛНИШЬ ОБЕТ?

Отвечает духовник Тверской епархии, настоятель Никольского храма г. Торжка, игумен Корнилий (Малинин)
– С чего начать исправление своей духовной жизни?
– Прежде всего, надо осознать, почувствовать в себе потребность в , в духовной жизни. Желание жить духовно заложено в каждом из нас с самого рождения, и совесть как голос Божий в душе каждого человека ведет, призывает нас к этому. Духовная жизнь - это жизнь с Богом. От Бога нас отделяют лишь наши грехи, они создают преграду между нами и Господом. Чтобы разрушить эту преграду, мы должны вести постоянную борьбу с грехом в себе, избавляясь от пагубных пристрастий. Духовная жизнь не возможна без молитвы, без общения с Богом в Святых Таинствах.
– Почему человек, борясь против своих грехов и страстей, часто срывается?
– Человеческая природа испорчена грехом, поэтому мы больше склонны ко греху, чем к добру. Нам надо делать над собой большое усилие, чтобы творить добро, бороться чаще всего совершается нами легко, как бы самопроизвольно.

Обет православного монаха

– В каких случаях дают обеты? Можно ли дать обет от чревоугодия и как его выполнить?
– Обет – это добровольное обязательство что-либо исполнить, данное Богу: сделать доброе дело, пожертвовать, совершить паломничество по святым местам и т.д. Очень важно подчеркнуть, что обет — это добровольное обязательство. Обет дается людьми, как правило, в благодарность Господу за оказанную помощь или при молитве о помощи Божией.

Обеты бывают разные. Самые важные из них те, которые христианин в своей жизни дает в Таинствах. В первую очередь, это Таинство Крещения, где человек отрекается от сатаны, от страстей своих, от грехов, обещает (даёт в своё роде первый обет в своей православной жизни) Богу, что будет вести с ними борьбу и жить по совести, по заповедям Божиим. Апостол Петр в Первом послании говорит: «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1 Петр. 3, 21). То есть человек в Крещении очищается от грехов, омывает свою душу и приносит обещание Богу доброй совести. Так же дает он обет супружеской верности в Таинстве Венчания. Отрекается от семейной жизни, от всего мирского и посвящает свою жизнь полностью Богу в обете инок, дается обет и в Таинстве Священства. …Нарушение обета, неисполнение его является тяжким грехом, поэтому к принятию его нужно относиться очень ответственно. В любом случае, давая обет Богу, важно не переоценить свои силы и не обещать того, что может оказаться неисполнимым.
– Как идти к Причастию, если нет возможности примириться с обидчиком?
– С таким вопросом надо обращаться к священнику, у которого Вы исповедуетесь, духовнику. При этом надо помнить слова Господа, сказанные в Евангелии от Матфея: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта» (Мф 5:23–26).
– Бывает ли спасение для ленивых? Можно ли дать обет против лени?
– Леность – это грех с которым надо бороться, надо заставлять себя трудиться, работать над собой, воспитывая свою волю. Господь устраивает нашу жизнь так, что нам приходится заботиться о ближних. И мы должны исполнять свой долг, это понуждает нас трудиться. Для людей, имеющих силу и возможность, необходимо заботиться о беспомощных, болящих, немощных людях. Человек, который служит ближним, становится чище душой, растёт духовно. Чтение духовной литературы помогает вдохновиться на духовную жизнь и избавиться от уныния и лени.
– Какие грехи совершаются просто из-за глупости?
– «Выше всякой добродетели рассудительность» – так говорил преподобный Исаак Сирин и многие другие святые. Если мы не думая что-то делаем, что вредит и нам и окружающим людям, то это грех. Чаще всего это проявляется в наших словах, разговорах. Очень легко можно словом ранить человека, навредить, даже уничтожить.
– Получится ли заменить одну страсть на другую – менее пагубную?
– Если мы будем так думать, то скоро запутаемся в своих мыслях и впадем в другой грех и самообман. Такие компромиссы предлагают только бесы. В ответ на это вспоминаются слова апостола Иакова: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак. 2:10).
– Совет для тех, кто постоянно проигрывает в борьбе с грехом и уже отчаялся…
– Господь, Иисус Христос пришел для нас, грешников. «Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк 2:17). Господь смотрит не на то, как человек падает, а как человек встает после падения. Господь ценит даже намерение человека встать от греха, непримиримое отношение ко греху. Нам надо сделать только первое движение, первый шаг в борьбе с грехом, призывая помощь Божию, и тогда Господь даст нам силы подняться и идти дальше путем спасения.
Что такое обет? Сколько обетов у монаха? Что значит, быть верным обету (обета)? Будьте осторожны, давая обет перед Богом. Кстати, в средневековье дать обет было очень «модно» у рыцарей.