Нововведения в быту петре 1. Перемены в быту

Введение

Целью реформ Петра было создание облика новой России, что было невозможно достигнуть без серьезных изменений в сфере культуры, науки, образования.

Именно благодаря его усилиям в России стало утверждаться мнение, что в области просвещения, науки, культуры, быта прогрессивно и полезно то, что уже прошло проверку временем в передовых западных странах и вывело их на ведущие позиции в мире. Но Петр стал перенимать не только действительно нужные и полезные научно-технические достижения, знания, образ жизни и даже образ мыслей, но и то, что для России, во многом не готовой к европейским новшествам, было бессмысленным, вредным и даже губительным.

1.Новшества культуры и быта

Когда Петр I по возвращении из Европы в 1698 г. начал стричь бороды боярам и укорачивать их длиннополые кафтаны, люди поначалу восприняли это как сумасбродство молодого монарха. Но они ошибались. Петр действительно начал широкую программу культурных преобразований. Бороды и кафтаны стали цветочками, но пошли и ягодки. Уже в 1700 г. у ворот Кремля были выставлены манекены с образцами новой одежды. Жестко и решительно царь начал менять внешний облик людей.

В жизнь дворян и горожан стали вводиться не только одежда и обувь европейских образцов (польских, венгерских, французских, немецких) но и парики.

В конце декабря 1699 г. царь издал указ об изменении летоисчисления в России. Раньше, по старорусскому обычаю, пришедшему из Византии, годы исчислялись от мифического сотворения мира. Новый год начинался 1 сентября. Петр I предписал считать годы, как в христианской православной Европе (Юлианский календарь) - от Рождества Христова, а новый год |открывать 1 января. Первого января 1700 г. Россия стала жить по новому календарю. Но для церкви Петр разрешил сохранить старое летоисчисление. В Россию пришли елка, Дед Мороз, январские новогодние праздники.

Вскоре после переноса столицы в Петербург в этих праздниках стали участвовать царская семья, двор, гвардия, все население города. Проходили торжественные церковные службы, а на улицах устраивались елки, веселые гулянья, фейерверки; в домах горожан начинались пиры, в которых нередко принимал участие и царь.

За этим наступили перемены в счете часов. Раньше сутки делились от утра и до вечера. Петр же ввел новое, европейское деление - деление суток на равные 24 часа. Все часы в России, в том числе на Спасских воротах Кремля, стали переделываться. Куранты Спасской башни впервые отбили 9 часов утра 9 декабря 1706 г.

Петр добивался, чтобы общение окружавших его людей было свободным и раскованным, чтобы ушли в прошлое закоснелые старомосковские ритуалы, сложные церемонии, подчеркивавшие важность и родовитость Княжеских и боярских фамилий. Первым пример новым способам общения давал сам Петр. Он запросто общался как со своими сподвижниками, так и с простыми горожанами и даже солдатами. Заходил в их дома, усаживался за стол, нередко становился крестным отцом детей не только знати, но и простолюдинов. Частыми в покоях царя, в домах его соратников стали дружеские пирушки.

С 1718 г. царь ввел в практику общения так называемые ассамблеи - собрания. Они периодически проходили в зимнее время по вечерам в домах богатых и знатных дворян и горожан. На них съезжалось все тогдашнее петербургское общество. Гостей здесь не встречали и не провожали. Каждый, в том числе царь, мог запросто заехать на чашку чая, сыграть партию в шашки или шахматы, которые стали все больше входить в моду. Молодежь танцевала, развлекалась играми. Государственные мужи вели солидные беседы, решали назревшие дела, купцы, предприниматели обсуждали профессиональные проблемы. В ассамблеях непременно участвовали женщины. Уходили с таких ассамблей «по-английски», не прощаясь.

Другими становились и манеры русских дворян и горожан, появился так называемый «политес», правила хорошего тона. Петр всячески поощрял умение танцевать, свободно изъясняться на иностранных языках, фехтовать, владеть искусством речи и письма. Все это меняло облик высших слоев общества. Вышедшая в 1717 г. книга «Юности честное зерцало» (написана она была по указанию Петра), стала сводом правил хорошего тона - правил внешней культуры и поведения дворянина в обществе. В ней порицалось то, что совсем еще недавно было обычным для самого молодого царя и его друзей, когда они впервые выехали за границу. Там в частности, говорилось о поведении за столом: «сяди прямо и не хватай первый в блюдо, не жри, как свинья и не дуй в ушное (от слова уха), чтобы везде брызгало, не сопи егда яси (когда ешь)… Не облизывай перстов (пальцев) и не грызи костей, но обрежь ножом».

При Петре российская жизнь засияла чередой новых праздников и увеселений. Помимо традиционных празднеств, связанных с именами и днями рождения царя, царицы, их детей, появились и новые - день коронации Петра I, день царского бракосочетания, а также ежегодные праздники, посвященные Полтавской битве (27 июня), победам под Гангутом и Грен гамом (27 июля), овладению Нарвой (9 августа), заключению Ништадского мира (30 августа). Особый праздник устраивался в честь учреждения первого и высшего русского ордена Св. Андрея Первозванного (30 ноября).

Частью общего культурного поворота в обществе стали повышение грамотности населения, широкое развертывание книгопечатания, типографского и книгоиздательского дела, появление первых русских публичных библиотек.

При активном участии Петра в России была издана и новая гражданская азбука - вместо устаревшей церковнославянской. Это значительно упростило книгоиздание. Новая азбука просуществовала более двух веков

Старорусские буквенные обозначения цифр были заменены арабскими цифрами. Теперь единица обозначалась «1», а не буквой «А», как прежде.

Появились новые типографии. В них печатались русские и перевод) н.и учебники, книги по истории, естествознанию и технике, переводы литературных и исторических сочинений античных авторов, в том числе Юлия Цезаря, древнегреческого баснописца Эзопа, римского поэта Овидия. В Москве и Петербурге появились первые библиотеки - общедоступные и бесплатные.

В 1702 г. в культурной жизни страны произошло примечательное событие: встав однажды поутру в один из декабрьских дней, москвичи обнаружили, что около московской типографии продаются какие-то диковинные печатные листы. Так вышла в свет первая в России массовая газета «Ведомости». Она предназначалась не только для царской семьи и высших сановников, как «Куранты» при Алексее Михайловиче. Ее вынесли на улицу. Тираж «Ведомостей» доходил до 2500 экземпляров.

Но вместе с этими новшествами и успехами русской культуры появились и первые признаки чрезмерного и порой необдуманного увлечении всем иностранным, чему пример подавал и сам царь. Достаточно сказать, что русский язык в это время пополнился более чем 4 тысячами новых и иностранных слов. Многие из них были вовсе не обязательны. Письма царя пестрят немецкими, голландскими словами и терминами. Началось настоящее засорение русского языка.

Подражание западной моде привело к тому, что люди порой были вынуждены менять удобную и хорошо приспособленную к русскому климату и одежду на вполне европейские, но неудобные и непрактичные для России наряды. Действительно, какая польза от коротких панталонов, шелковых чулок, фетровых шляп при двадцатиградусных петербургских морозах!

Для строительства Петербурга были мобилизованы тысячи работных, посадских людей, государственных крестьян. День и ночь к городу на телегах зимой - на санях везли строительный камень, кровельный материал, доски. Для проектирования и строительства улиц, дворцов, общественных зданий приглашены итальянские и французские архитекторы, инженеры, мастера. Стали создаваться замечательные архитектурные ансамбли - Адмиралтейство, Петропавловская крепость с новым собором, здание коллегий, дворец Меньшикова, здание Кунсткамеры и др.

.«Аз есмь в чину учимых»

Так говорил о себе Петр, который учился всю жизнь. Того же он требовал от всей страны.

В первой четверти XVIII в. в России, по существу, появилась сеть светских школ и других учебных заведений. Во многих городах страны открылись «цифирные школы». В них учились дети дворян, чиновников, низшего духовенства. Расширилась сеть епархиальных школ, где проходили обучение дети духовных лиц, отдельные школы создаются для детей солдат и матросов.

Но развитие экономики, торговли, градостроительства требовали все новых и новых кадров грамотных и смышленых людей. Этого же требовала усложнившаяся система государственного - центрального и местного - управления. Нужны были хорошо подготовленные, владеющие иностранными языками губернаторы, вице-губернаторы, воеводы, чиновники, дипломаты.

В ответ на эти запросы времени в России создаются горные школы, школа переводчиков, где ученики овладевали европейскими и восточными науками. Расширяется обучение в Славяно-греко-латинской академии, на которой формируются школы - славяно-латинская, славяно-греческая, и славяно-русская.

При Петре I в России впервые появляются технические учебные заведения. Навигацкие школы вслед за Москвой создаются в Новгороде, Нарве и других городах, а на их основе открывается Морская академия в Петербурге. Основной предмет в ней - кораблестроение. Следует еще раз упомянуть об открытии в Москве и Петербурге инженерных школ и возникновении первых медицинских училищ. В основном здесь учились дети дворян. Петр сам занимался подбором учеников, строго следил за обучением, поэкзаменовал учащихся, хвалил прилежных, корил и даже наказывал нерадивых. Специальным указом он запретил молодым дворянам жениться, если они не имели образования. По существу, царь силком втаскивал Россию в просвещение.

.Развитие науки

реформа петр культура наука

Еще будучи в Европе во время великого посольства, Петр I много внимания уделял ознакомлению с европейской наукой. Он встречался с выдающимися учеными, изобретателями. Царь-реформатор прекрасно понимал роль науки в развитии цивилизации. Но как перенес научные знания в Россию, как дать мощный импульс научной мысли в отсталой стране? Первое, что он сделал, - пригласил на службу европейских научных светил. Петр не скупился на расходы. Обеспечивал их хорошими окладами, предоставлял удобное жилье, давал различные льготы. Так в России появились швейцарский математик и механик Даниил Бернулли (1700-1782), французский астроном и картограф Жозеф Делиль» (1688-1768) и некоторые другие. Во-вторых, царь помогал продвинуться в науке талантливым русским самородкам. Многие из них при его поддержке проходили обучение в европейских странах. В-третьих, он всячески способствовал развитию научно-технических знаний, а также тех областях науки, которые имели большой практический интерес для становления русской промышленности, освоения природных ресурсов. По всей стране рассылались геологические экспедиции, которые обнаруживали месторождения каменного угля, железной и медной руд, серебра, серы. Впервые в петровское время стали разрабатываться нефтяные месторождения.

Открытие новых земель, присоединение Сибири привели к подлинному буму новых экспедиций на восток. Русские люди появились на Камчатке и Курилах. Цель этих экспедиций заключалась не только в разведывании и освоении новых богатых пушниной и полезными ископаемыми земель, но и в научном изучении пространств России и близлежащих стран, составлении географических карт. Была послана специальная экспедиция на Чукотский полуостров, перед которой царь поставил цель разведать «сошлася ли Америка с Азией». За три недели до смерти Петр составил инструкцию для датского капитана Витуса Беринга, состоящего на русской службе. Он направлялся в свою первую камчатскую экспедицию ради поиска пути через Ледовитый океан в Китай и Индию. Уже после смерти Петра Беринг достиг берегов Аляски, открыл пролив между Азией и Америкой, названный его именем.

Другая экспедиция пробивалась в Индию через среднеазиатские ханства Хиву и Бухару. Казачьим атаманам поручалось обследовать и описать земли по Аму-Дарье, в районе озера Иссык-Куль. Постоянными стали экспедиции на Северный Кавказ. В результате к началу 20-х гг. появились карты отдельных частей России.

Общий подъем экономики и просвещения в стране привел к сдвигам в области технических новшеств. В механике появились изобретения Андрея Константиновича Нартова, создавшего серию оригинальных токарских и винторезных станков. Новыми, более экономичными и эффективными способами стали ковать и обрабатывать оружейные стволы. Зародилась отечественная оптика. Русские умельцы стали мастерить микроскопы, подзорные трубы, которые прежде покупались за границей.

По инициативе Петра были открыты астрономическая обсерватория, Ботанический сад, начат сбор древних рукописей, появились новые исторические труды. Сам Петр в свободные часы работал как автор над «Историей Свейской (т.е. Шведской) войны». Но времени не хватало, и его труд остался незаконченным.

4.Литература и искусство

Эпоха Петра 1 не могла не наложить отпечатка на литературу и искусство.

В традиционные народные литературные жанры властно вторгается «петровская» тема.

Новым явлением в литературе стала публицистика - произведения, созданные петровскими сподвижниками и прославляющие деяния царя-реформатора.

Первая четверть XVIII в. России отмечена новыми явлениями в области искусства.

В Москве был вновь возрожден театр. Самодеятельные театры организовывали ученики различных средних и высших учебных заведений.

Появились первые художники-реалисты.Оценив их талант, Петр послал некоторых из них на выучку за границу. Виднейшим портретистом своего времени был Иван Никитич Никитин, создавший галерею портретов знаменитых людей той эпохи. Его кисти принадлежит и картина «Петр I на смертном ложе». Другим известным русским художником-портретистом стал Андрей Матвеевич Матвеев. Оба они прошли обучение в Голландии.

В музыке также произошли изменения. Наряду с традиционными хоровыми произведениями, народными песнями звучала военно-строевая музыка. Полки во время парадов, триумфов маршировали под русские и иностранные марши. Обыватели с восторгом взирали на военно-музыкальные зрелища.

Калинина А.С.

Начало XVIII века ознаменовано реформами Петра I, которые были призваны ликвидировать разрыв в уровне развития России и Европы. Реформы затронули все сферы жизни общества. Государство нуждалось в светской культуре. Важной чертой культуры нового времени стала ее открытость, способность к контактам с культурами других народов. Рассматриваемая нами эпоха - век перелома. Это хорошо видно и в истории дворянства, в их повседневной жизни.

Дворянство на протяжении нескольких веков являлось высшим правящим сословием Российского государства. В России дворянство возникло в XII веке как низшая часть военно-служилого сословия. При Петре I завершилось становление дворянства, которое пополнялось выходцами из других слоев в результате их продвижения по государственной службе.

XVIII век - это отдельный этап в жизни русского дворянства, непохожий ни на предыдущий XVII век, ни на последующие XIX и XX. Это время коренных изменений в дворянской среде в связи с реформами Петра I. Но и одновременно, это время, когда старый уклад жизни людей еще сохранялся в сильной форме. Все это вместе дает очень сложный и уникальный склад характера дворянина XVIII столетия.

Актуальность темы: В последнее время наблюдается повышенный интерес исследователей к изучению микромира человека, его повседневной жизни. Актуальным представляется вопрос исследования реалий повседневности. В первой четверти XVIII века усилиями Петра I рождалась великая Российская империя, осуществлялась европеизация культуры. И мне очень интересно проследить, как менялась жизнь русского дворянства с реформами Петра I.

Среди достаточно большого количества литературы, посвященной и данной теме тоже, нужно выделить наиболее значимые и важные для нас. В первую очередь из дореволюционных работ нужно отметить работы С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, Н.М. Карамзина.

Преобразования быта во времена Петра I глубоко проанализированы С. М. Соловьевым. Он впервые отметил, что начало преобразованиям было положено во второй половине XVII века. Рассмотрев предпосылки преобразований в области культуры, С. М. Соловьев отметил, что они сформировались в первую очередь в сфере материальной культуры, в вещном мире человека, «русский народ, вступая на поприще европейской деятельности естественно, должен был одеться и в европейское платье, ибо вопрос не шел о знамении народности, вопрос состоял в том: к семье каких народов принадлежать европейских или азиатских, и соответственно носить в одежде знамение этой семьи». И в 3 главе 18 т. своей «История России с древнейших времен» он отстаивает правильность реформ Петра I. «…вывод посредством цивилизации народа, слабого, бедного, почти неизвестного, на историческую сцену…».

Известный историк В. О. Ключевский, продолжая мысль С. М. Соловьева, отмечает, что преобразования быта в той форме, в какой они были проведены, были вызваны не столько необходимостью, сколько выражением субъективных чувств и взглядов царя. «Он надеялся …через дворянство водворить в России европейскую науку, просвещение как необходимое условие…». В свою очередь Н. М. Карамзин отмечал: основное содержание реформы заключалось в том, что «пылкий монарх с разгоряченным воображением, увидев Европу, хотел сделать Россию Голландиею». «Но сия страсть к новым для нас обычаям преступила в нем границы благоразумия… Русская одежда, борода не мешали заведению школ».

И я согласна, реформы Петра I носят противоречивый характер. Преобразования проходили насильственным путем, влекли за собой огромные жертвы. Но с другой стороны, впервые после крещения Руси, Петр Iосуществил энергичную попытку приблизить страну к европейской цивилизации. Она «превратилась в великую державу с эффективной экономикой, современным морским флотом, высоко - развитой культурой. Продвижение было быстрым и решительным».

Следует подчеркнуть, что историография, описывающая повседневную жизнь общества в первой четверти XVIII века довольно обширна. В основном она посвящена быту и нравам петровской эпохи в работах историко-культурологической направленности. Первый опыт всестороннего описания русского быта был предпринят А.В.Терещенко в многотомной монографии «Быт русского народа» (Т. 1-7. СПб., 1848.).

В бытовых очерках Е. И. Карновича «Исторические рассказы и бытовые очерки» содержатся сведения о порядке проведения петровских ассамблей, маскарадов и балов.

Следует также отметить труды М. М. Богословского «Быт и нравы русского дворянства в первой половине XVIII века».

Говоря о литературе по данной теме необходимо сказать о работах, посвященных дворянской культуре. Это, конечно, труд советского литературоведа и культуролога Лотмана Ю.М. «Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства». Автор отмечает, что в XVIII веке принадлежность к дворянству означала «обязательность правил поведения, принципов чести, даже покроя одежды». И, затрагивая проблему появления дворянства как сословия, ученый говорит о том, что дворянство XVIII века было целиком и полностью порождением петровских реформ. Книга погружает читателя в мир повседневной жизни русского дворянства XVIII - начала XIX века. Мы видим людей далекой эпохи в детской и в бальном зале, за карточным столом, можем детально рассмотреть прическу, покрой платья, манеру держаться. Вместе с тем повседневная жизнь для автора категория историко-психологическая, знаковая система, то есть своего рода текст.

«История повседневности» является и в настоящее время в отечественной историографии одной из актуальных и активно разрабатываемых проблем.

После реформ Петра I коренные изменения произошли в стране, в жизни отдельного сословия - дворянства, которое кардинально отличается от дворянства XVII века. Поэтому целью данной работы будет показать, что собой представляло дворянство после реформ Петра, его образ жизни в XVIII веке.

Для реализации этой цели поставлены следующие задачи: мы рассмотрим повседневную, нравственную и культурную жизнь дворянства, его воспитание и образование, духовную сферу его жизни.

Хронологические рамки исследования охватывают период реформ Петра I (1700-1725 года).

Территориальные рамки исследования очерчены Москвой и Петербургом. Такое ограничение исследования объясняется объективными причинами: Петербург в первой четверти XVIII века был центром культурных перемен. В большинстве случаев, все светские мероприятия и официальные праздники проводились в северной столице. Вместе с тем, Москва оставалась центром Российской империи и не теряла своего политического и культурного значения.

Мы остановимся на ключевых моментах повседневной жизни дворян – это просвещение, досуг, быт, одежда.

Просвещение. Этикет

Восемнадцатый век в России был ознаменован реформа­ми Петра I. Россия стала подниматься по ле­стнице европейской культуры, по которой, во многом насильствен­но, тащила ее безудержная и яростная воля Петра. Царь стремил­ся приобщить русскую нацию к просвещению.

Продолжилось, начатое раннее, формирование нового типа личности дворянина и дворянки, которое стало результатом заимствования европейских образовательных систем. Во времена Петра I создание светской школы и дворянское образование было делом исключительно государственным.

В XVIII веке в «нормативном» воспитании и образовании ориентиром служили Петра образование стало необходимой и обязательной частью становления и иностранные языки и хорошие европейские манеры. После реформ формирования нового русского дворянина.

Внешний лоск офицеров и чиновников заботил царя, но он прекрасно сознавал, что умением вести себя в обществе, не чавкать за столом, …ни соорудить крепость или корабль, ни успешно выполнять роль колесика в часовом механизме, под которым подразумевалась вся иерархия вновь созданных учреж­дений. Для этого необходимы были знания и умение претворять эти знания на практике». Для этого были открыты начальные школы, училища, стали выпускаться учебники, некоторые дворяне направ­лялись учиться за границу. Дворянам вообще запрещено было жениться без образования.

В 1701 году создана Навигацкая школа, на базе которой в 1715 году возникла Морская академия, была основана Артиллерийская. В 1712 году в Москве начала работать Инженерная школа, медицинский персонал проходил обучение в Медицинском учи­лище, открытом в 1707 году. Для нужд дипломатической службы при Посольском приказе была открыта школа для обучения ино­странным языкам. В 1721 году была учреждена специальная школа, где учащиеся изучали арифметику, делопроизводство, уме­ние составлять деловые бумаги и письма и т. д. Наконец, в 1725 году открылась Академия наук.

В области просвещения прослеживаются два новшества. Одно из них, основное, состоит в том, что сеть школ во много крат расширилась. Важно, однако, что именно в годы преобразований было положено начало профессиональным учебным заведениям.

Другая особенность просвещения состояла в том, что оно при­обрело светский характер.

Но молодежь должна еще уметь правильно себя вести в обществе. Этому она должна научиться не только в учебных заведениях и в ассамблеях, но и штудируя специальные наставления. Одно из них под маловра­зумительным названием «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению» пользовалось особенно широкой по­пулярностью. При Петре оно печа­талось трижды, что свидетельствует об огромном спросе на него. Неизвестный составитель этого сочинения воспользовался несколькими иностранными произведениями, из них он перевел те части, которые считал полезными русскому читателю.

«Юности честное зерцало» излагало правила поведения моло­дых людей в семье, в гостях, в общественных местах и на службе. Оно внушало юношам скромность, трудолюбие, послушание. В семье надлежало «отца и матерь в великой чести содержать», «младые отро­ки должны всегда между собою говорить иностранные языки». Интересны рекомендации, как вести себя в общественных ме­стах и за столом. «Никто не имеет повеся голову и потупя глаза вниз по улице ходить, или на людей косо взглядывать, но прямо и не согнувшись ступать». Пра­вила поведения за столом: «Руки твои да не лежат долго на та­релке, ногами везде не мотай, когда тебе пить, не утирай губ ру­кою, но полотенцем».

Последние страницы «Юности честного зерцала» посвящены девицам. Девице их надлежало иметь значительно больше: смирение, трудолюбие, милосердие, стыдливость, верность, чистоплотность. У де­вицы ценилось умение краснеть, что являлось признаком нравст­венной чистоты. «В разговорах уметь слушать, быть вежливым...».

Сеть школ способствовала распростра­нению грамотности. Но образование могли получить далеко не все. Оно охватывало своей сетью в первую очередь детей дворян и духо­венства. Расширение сети школ и профессиональных учебных заведений вызвало поток учебной литературы. Появились учебники по разно­образным отраслям знаний.

Одежда в быту дворян

ХVIII век ознаменовался переворотом в одежде дворянства. Русское дворянство в своем европейском костюме проявляло старорусские традиции - пристрастие к драгоценностям, мехам, красным каблукам. Костюмы барокко создавали праздничную атмосферу повседневной жизни.

1700 год стал своего рода отправной точкой на пути европеизации одежды и быта русских. Известный историк XIX века Владимир Михневич очень точно передал колорит XVIII века: «Волшебник-режиссер одним мгновением до неузнаваемости меняет сцену, костю­мы и как бы переносит нас на ковре-самолете из Азии в Европу, из сумрачных кремлевских палат в сверкающие модой и рос­кошью версальские. На исторические подмостки врывается шум­ная, пестрая толпа раззолоченных, последнего париж­ского фасона, кургузых кафтанов и камзолов, пышно вздутых фижм, завитых, напудренных париков и щеголь­ских треуголок… Не сон ли это?».

«Петр I почел за нужное изменить застарелые понятия о платьях и бороде: он начал с себя. Его пример долженствовал бы произвести перемену между знатными и всеми гражданами, однако почти все упорствовали». Итак, в декабре 1700 года в Москве под барабанный бой был объявлен царский указ об упразднении старомодного русского платья «О ношении всякого чина людям Немецкого платья и обуви». Петр I задался целью искоренить традиционную одежду. Платья нового, европейского об­разца были выставлены для обозрения у Кремлевской стены. Предписано было мужчинам носить венгерское и немецкое платье с 1 декабря 1700 года, а женам и дочерям с 1 января 1701 года, чтобы «они были с ними (мужьями и отцами) в том платье равные, а не разные». Как видно, женской половине городского населения был дан несколько боль­ший срок для обновления гардероба. Было очевидным, что новую моду принимают с большим трудом. В Москве даже были выбра­ныцеловальники, которые стояли у всех городских ворот и с про­тивников указа «брали поначалу деньгами, а также платье (старо­модное) резали и драли. За ношение длин­ного кафтана взыскивался штраф - 2 гривны. Если москвич не мог уплатить требуемую сумму, то его ставили на колени и обреза­ли кафтан вровень с землею». « В это же время повелено было в лавках русскаго платья не продавать и портным такого не шить, под опасением наказания». Изменение одежды шло в сочетании с изменением и всего внешнего вида. В январе 1705 года последовал Указ «О бритье бород и усов всякого чина людям».

Даже в дворянской среде новые моды первое вре­мя вызывали недовольство и сопротивление.

Переход к новой одежде оказался делом непро­стым. В среде небогатого дворянства переход к новому костюму был тяжелым из-за имущественного поло­жения, сменить весь гардероб за короткое время не удавалось. Общий вид костюмов, преображенных модой нового време­ни, был таков: мужская одежда состояла из башмаков, рубашки, кам­зола, кафтана, коротких штанов (кюлотов), чулок. Для женщины необходимо было носить корсаж, пышные юбки, распашное платье. Для полноты впечатления представьте себе обильно пудренные при­чески у женщин и парики у мужчин. Постепенно одеваться богато, следуя новой моде, стало счи­таться признаком высокого достоинства.

Повседневная жизнь петров­ской эпохи разительно отличалась от предшествую­щей. Если раньше моднику достаточно было обла­читься в богатые одежды да украшения, то теперь но­вый покрой платья требовал обучения иным мане­рам и иному поведению. Модникам надлежало не столько явить взорам современников дорогое платье, сколь­ко показать личные достоинства, свое умение га­лантно, с достоинством поклониться, элегантно сто­ять, непринужденно под­держивать беседу.

В более сложном положении оказались дамы. Им предстояло для начала побороть стыдливость- платье оголяло шею и руки, и уже потом научиться грациозно двигаться, выучить языки.

Наука этикета постигалась с трудом, в 1716 году ганноверский ре­зидент Христиан Фридрих Вебер писал: «Я видел много женщин поразительной красоты, но они не совсем еще отвыкли от своих старых манер, потому что в отсутствие двора (в Москве) за этим нет стро­гого наблюдения. Знатные одеваются по-немецки, но поверх надевают свои старые одежды, а в осталь­ном держатся еще старых порядков, например, в приветствиях они по-прежнему низко кланяются го­ловой до самой земли». «В 1715 году, петр Великий посмеялся над старыми нарядами русскими и в декабре назначил уличный маскарад. В котором, начиная от самого именитейшаго лица и до простого смертнаго, все были одеты в курьезныя старинныя платья. Так, в числе дамских персон была Батурлина в нагольной шубе и летнике; князь- игуменья Ржевская – в шубе и телогрейке…Так смеялся преобразователь России над старыми нарядами».

Переменить платье легче, чем отвыкнуть от ста­рых привычек. И если костюм русского модника уже ничем не уступал по своему изяществу европейским образцам, то манеры оставляли желать лучшего. Вебер говорил, что женщины в общении с посторонни­ми и иностранцами «до сих пор еще дики и свое­нравны, что одному известному немецкому кавалеру пришлось дознать собственным опытом. Когда... он пожелал было поцеловать у одной девицы руку и на­гражден был за это полновесною оплеухою».

С течением времени одежда нового фасона становится неотъемлемой принадлежностью большей части дворянства.

Досуг

Именно с дворянства начинается подлинная история досуга. Для дворянина практически все время, свободное от служебных дел, превращалось в досуг. Основные формы этого досуга были изначально в XVIII веке заимствованы. Петровская эпоха ознаменовалась новыми традициями зрелищ. Важнейшим новшеством были фейерверки. Маскарады проводились либо в форме костюмированных шествий, либо в виде демонстрации карнавальных костюмов в публичном месте, театральные представления прославляли царя.

День дворянина начинался очень рано. Если он служил, то на­правлялся на службу, а если нет, то на прогулку. «Местом прогулок в Петербурге был Невский проспект, а в Моск­ве - Тверской бульвар. Здесь играла музыка и бродили толпы гуляю­щих. В Москве были и другие места для прогулок. Дворяне часто направлялись в Ботанический сад, заложенный по указу Петра I как Аптекар­ский огород, полюбоваться редкими цветами, травами, кустарниками и деревьями».

Во время прогулок дворяне демонстриро­вали свои модные наряды, общались и заводи­ли светские знакомства. Прогулки продолжались до обеда.

Обед был важным этапом в распорядке дня. Обедали либо дома, но обязательно с гостями, либо сами направлялись на званый обед. Обедали долго, в соответствии с традиция­ми дворянского этикета, которые строго соблю­дались. После обеда непремен­но полагался отдых, а затем дворянина ждали новые развлечения.

Проникновение европейской культуры в Россию коренным образом изменило положение женщины-дворянки. «Вельможи стали жить открытым домом; их супруги и дочери вышли из непроницаемых теремов своих; балы, ужины соединили один пол с другим в шумных залах». Сначала принудительно, а затем по собственному желанию она приобщалась к светской жизни и овладевала соответствующими умениями дворянского этикета: читала книги, занималась туалетом, учила иностранные языки, осваивала музыку, танцы, искусство беседы. В то же время у нее была семья с хорошими добрыми традициями приоритета ценностей и христианской верой. Главной повседневной заботой дворянки петровского времени оставались дети.

Повседневный быт сто­личных дворянок был предопределен общепринятыми норма­ми. Столичные дворя­нки, если позволяли средства, старались поменьше задумываться о состоянии финансов и всей «домашней экономики». Куда больше они волновались по по­воду обустройства своего дома, готовностью его к приему го­стей, а также состоянием своих нарядов, которые должны бы­ли соответствовать новейшим веяниям моды. Даже иностранцев поражала в рус­ских дворянках «та легкость, с которой (ими) тратились день­ги на одежду и обустройство жилища».

Петербург требовал большего соблюдения этикетно-временных правил и распорядка дня; в Москве же, как отмечала В. Н. Головина «образ жизни (был) простой и нестеснительный, без малейшего этикета», собственно жизнь города начиналась «в 9 часов вече­ра», когда все «дома оказывались открыты», а «утро и день можно (было) проводить как угодно».

Тем не менее и утро и день у большинства дворянок в горо­дах проходили «на людях». Утро горо­жанки начиналось с макияжа: «С утра мы румянились слегка, чтобы не слишком было красно лицо...» После утреннего туа­лета и довольно легкого завтрака (например, «из фрукт, про­стокваши») наступал черед раздумь­ям о наряде: даже в обычный день дворянка в городе не могла позволить себе небрежность в одежде, туфли «без каблуков, отсутствие прически, что иные «младые женщины», уложив волосы к ка­кому-либо долгожданному празднику, «принуждены были до дня выезду сидя спать, чтобы не испортить убор». И хотя, по словам англичанки леди Рондо, русские мужчины того времени смотрели «на женщин лишь как на забавные и хорошенькие игрушки, способные развлечь», - сами женщины нередко тонко понимали возможности и пределы собственной власти над ними. Разговоры оставались для горожанок XVIII века главным средством обмена информа­цией и заполняли у многих большую часть дня.

В конце 1718 года Петр I принудительно ввел новые формы досуга – ассамблеи. Ассамблея, разъяснял царь в указе, слово французское, оно значит некоторое число людей, собравшихся вместе или для своего увеселения, или для рассуждения и разговоров дружеских. На ассамблеи приглашалось избранное общество. Начинались они в четыре-пять часов дня и продолжались до 10 вечера. Хозяева, к которым съезжались гости на ассамблеи, должны были предо­ставить им помещение, а также легкое угощение: сладости, табак и трубки, напитки для утоления жажды. Специальные столики выставлялись для игры в шашки и шахматы. Кстати, Петр любил шахматы и играл в них превосходно.

Ассамблея - место непринужденных встреч, где верхи общест­ва проходили школу светского воспитания. Но и непринужденность, и неподдельное веселье, и умение ве­сти светский разговор или вставить уместную реплику, и, наконец, танцевать были достигнуты далеко не сразу. На первых балах петровского времени царила удручающая скука, танцевали, словно отбывали неприятнейшую повинность. Современник срисовал такую ассамблею с натуры: «Дамы всегда сидят отдель­но от мужчин, так что с ними не только нельзя разговаривать, но не удается почти сказать и слова; когда не танцуют, все сидят, как немые, и только смотрят друг на друга».

Постепенно дворяне обучались манерам и модным танцам, и петровские ассамблеи стали уже в радость. На ассамблеях были два рода танцев: це­ремониальные и английские. «Сначала на ассамблеях можно было услы­шать только духовые и ударные инструменты: трубы,фаготы и литавры, а в 1721 году герцог Голштинский привез с собой в Россию струн­ный оркестр».

Чаще всего ассамблеи устраивались в зимние месяцы, реже - летом. Иногда хо­зяином ассамблеи являлся сам царь.Гости приглашались в Летний сад или загородную резиден­цию - Петергоф.

Правилам этикета Петр обучал придворных с таким же усер­дием, как офицеров военному артикулу. Он составил инструкцию, которой должны были руководствоваться в Петергофе. Она при­мечательна как свидетельство того, какие элементарные правила поведения внушал царь своим придворным: «Кому дана будет карта с нумером постели, то тут спать имеет не перенося постели, ниже другому дать, или от другой постели что взять». Или еще более выразительный пункт: «Не разувся, с сапогами или баш­маками, не ложиться на постели».

Ассамблеи- самое характерное новшество, своего ро­да символ эпохи в том смысле, что оно не имело предшест­венников.

Кодекс бытового поведения

«В петровское время были заложены важные основы в преобразовании дворянской семьи: запрещение насильственной выдачи замуж, допущение свободы брачного выбора, нарушение замкнутости православной семьи путем разрешения браков с иноземцами, образованность жениха и невесты, повышение возраста молодых. За шесть недель до свадьбы должно было совершиться обручение, после которого жених и невеста могли свободно видеться, и если не понравятся друг другу, то имели право отказаться от брака». Несмотря на сохранение традиционных обрядов, свадьба превращалась постепенно в торжество европейского образца с модными нарядами, танцами и заграничными путешествиями. Новшеством данного времени стали разводы дворянских семей. В основе же самой семьи, сохраняющей во многом патриархальный характер, лежали долг и семейное согласие. Документом, служащим юридической защитой супругов, стал брачный контракт. Важным явлением стало приобретение женщиной-дворянкой исключительного права на приданое. Дворянская семья стала строиться на новых принципах. В семье возросла роль женщины, которая стала женой- другом. Власть мужа стала носить более утонченный и просвещенный характер.

В домах дворянства впервые появились личные библиотеки и коллекции. Под влиянием европейской культуры в ХVIII веке постепенно формировались эстетические вкусы и новый этикет общения московского дворянства. Этот процесс сопровождался развитием самосознания первого сословия, которое в своей основе имело нравственные православные ориентиры. Этические нормы христианства во многом влияли на моральные принципы дворянского общества. Наиболее отчетливо это проявилось в благотворительной деятельности дворянства- создание приютов, больниц и иных богоугодных заведений.

Дом. Кулинарные традиции

ХVIII век прошел в напряженной борьбе между русскими палатами и европейским домом - дворцом. Петровская эпоха ознаменовалась проникновением стиля, стали постепенно строить дома-дворцы. Городская и сельская усадьбы дворян имели ряд общих черт: расположение жилого дома в глубине двора, усадебный характер застройки, приверженность к дереву, замкнутости владений и регулярному парку. Европейские интерьеры домов знати оформлялись в красно-брусничных тонах и с зелеными изразцовыми печами по старой русской традиции. Визитной карточкой дворянского особняка стал портик с колоннами и облицовка деревянных деталей под камень. Пейзажные парки стали одной из предпосылок развития научного интереса дворянства к естественным отраслям знаний.

В культуре застолья аристократии присутствовали французские, английские и немецкие тенденции проведения обеда. В целом же «русская экзотика» являлась определяющей тенденцией в гастрономических вкусах дворянства. В развитии застольной культуры победил русский обычай сервировки стола не только в Москве, но его признали к середине XIX века и в Европе. Дворяне в большинстве своем обеды превращали в театральные спектакли, роли которых были расписаны дворянским этикетом. Итак, XVIII век стал для России веком европейской кухни. Появилось большое количество новых блюд, которые существуют и сегодня. У западной Европы русские люди заимствовали более утонченный вкус, сервировку стола и умение красиво есть приготовленные блюда.

Заключение

Повседневная культура дворянства ХVIII века, во время правления Петра I характеризуется столкновением и смешением в повседневной жизни двух тенденций - традиционной и европейской. Это был переломный период, прежде всего, в области изменений внешних, материальных факторов повседневной жизни дворянства. Смена внешнего облика была своего рода символичным проявлением выбора того или иного пути развития страны, выражением приверженности к определённому типу культуры, но за внешними атрибутами обыкновенно стояло важное внутреннее содержание.

Таким образом, мы видим, что XVIII век - это время, когда дворянину с одной стороны присущи еще черты истинно русского, глубоко религиозного человека, а с другой - начался процесс европеизации, неизбежный, после бурной эпохи Петра I, но одновременно не совсем понятный русскому человеку.

Подводя итоги моей работы, можно сказать, что XVIII век – это время, когда происходит оформление совершенно нового дворянского сословия, в русском дворянстве мы видим тип русского человека, еще не до конца оформившийся, но уже абсолютно новый, который никогда уже не вернется в прошлое.

Список источников и литературы

1.Георгиева Т.С. История русской культуры.-М.:Юрайт.-1998.-576с.

2.Захарова О.Ю. Светские церемониалы в России 18-начала 20в..-М.: АО Центрополиграф.-2003г.-329с.

3.История России в вопросах и ответах./Под ред. В.А.Динеса, А.А.Воротникова.- Саратов.- Издат.центр СГСЭУ.-2000.-384с.

4.Карамзин М.К. История государства Российского. Т.11-12.- Санкт-Петербург: Типография Эдуарда Праца.- 1853.-425с.

5.Карамзин Н.М. История государства Российского:12 томов в 4 к.,к.4.т.10-12.-М.:РИПОЛ КЛАССИК.-1997.-736с.

6.Кирсанова Р.М. Русский костюм и быт 18- 19вв.//Культурология.-2007.-№4.-С.152

7. Ключевский В.О. Курс русской истории. ч.4. - М.: Товарищество типографии А.И. Мамонтова.-1910.- 481с.

8.Ключевский В.О. Соч. в 9 т.,т.4. Курс русской истории.- М.:Мысль.-1989.-398с.

9.Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта.- М.: Дрофа.-2006.-252с.

10. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства.- М.: Искусство.- 1999.-415с.

11. Павленко Н.И. Петр Первый и его время.-М.:Просвещение.-1989.-175с.

12. Политковская Е.В.Как одевались в Москве и ее окрестностях 16-18 веках.-М.:Наука.-2004.-176с.

13. Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (10- начало19в.).-М.:Ладомир.-1997.-381с.

14. Пыляев М.И. Старое житье.- Санкт-Петербург: Типография А.С. Суворина.- 1892.-318с.

15. Суслина Е.Н. Повседневная жизнь русских щеголей и модниц.-М.:Мол.гвардия.-2003.-381с.

16. Терещенко А.В. Быт русского народа. Ч.1. -М.: Русская книга.-1997.-288с.

Лекция LXV111, Суждения Соловьева//Ключевский В.О. Курс русской истории.. ч.4. М., 1910. С. 270

Ключевский В.О. Соч. в 9 т.,т.4. Курс русской истории. М., 1989. С. 203

Карамзин Н.М. История государства Российского:12 томов в 4 к.,к.4.т.10-12. М., 1997. С.502

История России в вопросах и ответах./Под ред..В.А.Динеса, А.А.Воротникова. Саратов, 2000. С. 45

Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства. М., 1999. С. 6

Павленко Н.И. Петр Первый и его время. М., 1989. С. 158

Терещенко А.В. Быт русского народа. Ч.1. М.,1997.С. 206

Кирсанова Р.М. Русский костюм и быт XVIII-XIXвв.//Культурология. 2007. №4. С. 152

Политковская Е.В.Как одевались в Москве и ее окрестностях 16-18 веках. М., 2004. С. 144

Политковская Е.В.Как одевались в Москве и ее окрестностях 16-18 веках. М., 2004. С. 144

Пыляев М.И. Старое житье.Санкт-Петербург, 1892. С. 62

Захарова О.Ю. Светские церемониалы в России 18-начала 20в. М., 2003. С. 182

Суслина Е.Н. Повседневная жизнь русских щеголей и модниц. М., 2003. С. 153

Пыляев М.И. Старое житье.Санкт-Петербург, 1892. С. 63

Суслина Е.Н. Повседневная жизнь русских щеголей и модниц. М., 2003. С. 152

Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. М., 2006. С. 181

Карамзин М.К. История государства Российского. Т.11-12.СПб., 1853. С. 419

Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (10- начало19в.). М., 1997. С.226

Там же С. 227

Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (10- начало19в.). М., 1997. С.227

Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. М., 2006. С. 188

Павленко Н.И. Петр Первый и его время. М., 1989. С. 156

Георгиева Т.С. История русской культуры. М., 1998. С. 155

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»


1. Дворянский образ жизни

При Петре I молодые дворяне, как и прежде, должны были с 16-17 лет нести пожизненную службу. В первой половине XVIII в. они часто служили рядовыми в пехотных и драгунских полках или матросами на кораблях - вместе со вчерашними крестьянами и посадскими.




Дежурившие в классах Морской академии гвардейские солдаты за нарушение порядка били воспитанников независимо от их происхождения. Отправлявшиеся по приказу Петра за границу дворянские отпрыски должны были (умея лишь читать и писать по-русски) изучать математику или «навигацию» на чужом языке.

Петр I экзаменует учеников, вернувшихся из-за границы.




Пётр приказывал также собираться на ассамблеи, куда мужчины обязаны были приходить с жёнами и взрослыми дочерьми. Пленные шведские офицеры и жительницы немецкой слободы учили русских полонезу, менуэту и любимому Петром танцу - гросфатеру.




2. В крестьянском и городском «миру»

Деревенская жизнь, в отличие от дворянской, шла, как и прежде, согласно вековым обычаям и повторявшемуся из года в год кругу земледельческих работ.







3. Новшества в повседневной жизни

Не успевших оправиться от запрета на бороду дворян вскоре ждало новое потрясение - 29 августа 1699 года вышел указ о запрете на старый русский костюм. В январе 1700 года Петр I велел всем носить платье на манер венгерского, немного позже немецкий костюм, и в конце концов боярам и дворянам предписывалось носить немецкое платье по будням и французское – по праздникам.





Что касается головного убора, привычные тафью и мурмолку заменила треуголка . Треуголку делали из черного фетра, причем шляпу не шили, а складывали ткань определенным образом. Постепенно в моду входил и популярный в Европе парик.


В качестве верхней одежды распространены были суконные плащи. Позже к такому наряду прибавились некоторые детали – часы на цепочке, трость, лорнет, перчатки и шпага, которую носили на портупее и пропускали сквозь один из разрезов по бокам кафтана.


В это же время вошла в моду специальная одежда для дома – шлафрок. Шлафроком называли халат, который бояре и дворяне надевали в домашней обстановке поверх рубахи и кюлота. Судя по названию (с немецкого Schlafen – "спать", Rock – "одежда"), изначально шлафрок предназначался для сна.

Чаще всего такой халат шили из бархата и шелка, однако в богатых домах шлафроки были выполнены из дорогих тканей, а зимой их утепляли мехом.






При Петре нарядам была свойственна чрезмерная торжественность и величественность: с появлением новых платьев стало модным как можно обильнее украшать себя драгоценностями.

Бант-склаваж


В начале XVIII века в моде была остроносая обувь, чаще всего на большом каблуке – до десяти сантиметров. Туфли для балов шили из атласа, парчи и бархата, в остальных случаях женщины носили кожаные сапожки.

Женская обувь конца XVIII века:




Выполнила: Юденко Ирина Викторовна,

учитель истории и информатики, 1 категории,

МБОУ «Городецкая СОШ им. Героя

России Александра Прохоренко»

Методическая разработка урока

«Повседневная жизнь и быт при Петре I», 8 класс

Раздел: «Россия в эпоху преобразований Петра I»

Учебник: История России. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева; под ред. А.В. Торкунова. – Москва: Просвещение, 2016.

Цель урока

Задачи

образовательная – развивать способность обучающихся к освоению и применению знаний об эпохе Петра I на основе уже имеющихся знаний.

развивать умение анализировать и оценивать исторические события, умение работать в группе, развивать навыки работы с документами.

уметь воссоздать исторический образ;

сравнить жизнь и быт россиян разных сословий.

воспитательная – определить свое отношение к событиям 17в.

Тип урока

комбинированный

Основные вопросы изучения нового материала

1) Дворянский образ жизни.

2) В крестьянском и городском «миру».

3) Новшества в повседневной жизни.

Основные понятия и термины

Повседневная жизнь, быт, дворянская культура.

Ресурсы урока

Учебник, § 12, раздаточный материал.

План урока:

    Организационный момент;

    Актуализация знаний;

    Целеполагание;

    Мотивация;

    Изучение нового материала;

    Закрепление изученного материала;

    Рефлексия;

    Домашнее задание;

    Выставление отметок.

Ход урока:

1. Организационный момент:

Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь.

2 . Актуализация знаний:

28 января 1725 г. умер первый российский император Петр Алексеевич Романов. «… Кого хороним?… Петра Великого хороним. Закатилось солнце земли русской» - эти слова произнес Феофан Прокопович, один из самых преданных сподвижников Петра I.

«Солнце земли Русской», «земной бог» - такие высочайшие оценки были даны Петру как человеку. Но, уже при жизни Петра, однако, высказывали и совсем иные суждения. Находились люди, которые считали царя виновником многих бед России. Итак, почти 300 лет начались споры вокруг личности Петра I и его деятельности. Эти споры продолжаются и по сей день. Одни восхищаются Петром I:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник.

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

А.С. Пушкин

Для одних он был – «царь – просветитель», а для других – «злодей, деспот, тиран».

Работа с историческими документами

Учитель: Кто же может назвать тему сегодняшнего урока? (ответы обучающихся).

Учитель: Правильно, сегодня мы будем говорить о реформах, проводимых Петром I в быту, вызвавших неоднозначную реакцию во всех слоях российского общества.

Откроем ваши тетради, запишем сегодняшнее число и тему урока: «Повседневная жизнь и быт при Петре I» .

3. Целепологание:

Учитель: Ребята, какова цель урока? ( Д ать представление об изменениях в сознании и образе жизни высшего общества при Петре I , в быту и традициях русского народа).

Учитель: Что вам поможет в изучении темы? (учебник, знания, презентация и т.д.).

4. Мотивация:

Учитель: Как вы понимаете слова повседневная жизнь? (ответы обучающихся).

Почему историки занимаются изучением и этой сферы жизни людей? (предположение учащихся )

Почему Пётр I стремился изменить традиции и повседневную жизнь людей? (предположение учащихся )

5. Изучение нового материала:

Задания для работы с текстом параграфа (работа в группах)

1. Что изменилось в дворянской службе в эпоху Петра 1 по сравнению с предыдущим временем?

Дворяне часто служили рядовыми в пехотных или драгунских полках или матросами на кораблях – вместе со вчерашними крестьянами и посадскими. Нужно было усваивать приемы «полкового строя» по новому уставу, заниматься ротным и полковым хозяйством, учить солдат, самим учиться артиллерийскому или инженерному делу.

2. Какие перемены произошли во внешнем облике дворян?

Царский указ запрещал даже отставным дворянам под страхом штрафа и битья батогами ходить «с бородами и в старинном платье».

3. Опишите крестьянский быт начала 18 в. Отметьте, как на него влияли происходившие в стране перемены.

Шесть дней в неделю крепостные крестьяне вынуждены были работать на помещика. Отсутствие времени и денег определяло их простой быт. По воскресеньям и праздникам они были вынуждены работать на собственных земельных участках, чтобы хоть как-то обеспечить пищей свою семью, в которой зачастую было до 10 детей. Основными развлечениями крестьян были массовые игры и хороводы по большим праздникам и прогулки на природе. Еда была довольно скудной - похлебка, щи и мучные изделия. Крестьянские дети не получали образования и в будущем повторяли жизненный путь своих родителей. В крестьянской и городской среде известия о небывалых новшествах – «немецком» платье, отмене патриаршества, новых праздниках с участием женщин – воспринимались с осуждением, как нарушение старины и православного благочестия.

4. Что изменилось в жизни горожан в начале 18 в., а что осталось по-прежнему?

После возвращения из «Великого посольства» Петр I самолично стриг бороды ближайшим боярам, вскоре последовали указы о громадном налоге на ношение бороды, запрещение носить длиннополое платье. Повсеместно вводилась более практичная европейская одежда. Разрешалось курение, которое раньше, по Соборному уложению 1649 г. расценивалось как уголовное преступление. Резко разошлось с правилами «Домостроя» XVI в. оформление браков: смотрины были заменены обручением, запрещалось принуждение к браку. В 1714 г. был введен ценз грамотности жениха, без достижения определенного уровня образованности брак не допускался. Много внимания уделялось распространению в российском обществе европейских норм морали и этикета, обязательным становилось изучение «Юности честного зерцала» - свода правил общежития. Венцом политики насаждения европейских традиций стало появление в 1718г. указа царя о проведении «ассамблей» - вечеров публичного общения дворянства и наиболее знатных горожан. К участию в них в обязательном порядке привлекались женщины - завершалось вековое затворничество жен и дочерей на женской половине дома. Народные гуляния, представления и фейерверки по поводу побед Русского оружия стали средством мощного политического воздействия на городское население. Петр сам принимал участие в организации этих торжеств. Некоторые празднования приобрели регулярный характер. К их числу относится празднование нового года. С 1 января 1700 г. Россия перешла на летоисчисление от «рождества Христова», как это было принято в большинстве стран Европы. С этого времени стала устанавливаться традиция отмечать это событие устройством елок и народных гуляний.

5. Какие товары, появившиеся в России при Петре 1, были неизвестны жителям страны раньше?

Кофе, шелк, шляпы, парики, веера, шарфы, перчатки, зеркала, гравюры, шкафы-кабинеты для бумаг, табуреты.

Учитель: Столь заметные новшества в быту коснулись главным образом высшего столичного слоя дворянства. Мало изменений наблюдается в среде провинциальных дворян и горожан. В очень слабой степени изменился и быт крестьянства.

Перемены были достигнуты ценой невероятного напряжения сил народа. Поэтому в петровское время нередко происходили мятежи (Астраханское восстание, стрелецкий бунт, восстание К. Булавина). Цена за реформы была заплачена немалая, по некоторым данным в России при Петре погиб каждый десятый человек (из 14-17 млн. чел.). Яркая личность Петра, его смелая реформаторская деятельность привлекают внимание писателей, поэтов, художников. А вот народу Петр и его дела были чужды; в этом монархе не без основания видели виновника всех бедствий.

В целом все преобразования отражали как объективные потребности страны в приобщении ее к достижениям европейской цивилизации того времени, так и стремление самого Петра I резко отделить новую Россию XVIII в., которую он создавал и строил, от прежней России XVII в.

6. Закрепление изученного материала:

Учитель: Итак, можно ли считать, что безмерное увлечение всем иноземным являлось неизбежным в годы петровских преобразований?

Могло ли быть по-иному? Своё мнение аргументируйте.

Составьте список петровских новшеств, сохраняющих актуальность для жителей современной России.

Что из списка используете лично вы?

7. Рефлексия:

Учитель: дайте характеристику Петру Первому

Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д.

8. Домашнее задание:

Учитель: Запишите домашнее задание § 11.

По выбору:

*Опишите в форме письма родным впечатления бедного провинциального дворянина, впервые попавшего на ассамблею.

*Используя дополнительную литературу и Интернет, подготовьте презентацию по теме «Мода Петровской эпохи».

* Подберите дополнительный материал и иллюстрации по истории традиций и обычаев родного края XVIII в. Составьте список литературы, ресурсов Интернета по этой теме.

9. Выставление оценок.

Исторические источники

"... Во второй половине XVII века русский народ явственно тронулся на новый путь; после многовекового движения на Восток он начал поворачивать на Запад. Само сближение было делом народным, и Петр явился вождем в этом деле. Свой гений он выразил в том, что ясно осознал свое положение и свою обязанность: вывести посредством цивилизации слабую, бедную, почти неизвестную миру Россию из той отчужденности и невежества, в каком она находилась до сей поры". (С.М. Соловьев)

Задание: На основе текста документа изложи отношение С.М. Соловьева к реформам и личности Петра I.

"Русская земля подверглась внезапно страшному внешнему и внутреннему насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца. Все, что только носило на себе печать народности, было принято осмеянию, поруганию, гонению: одежда, обычай, нравы, самый язык - все было искажено, изуродовано, изувечено". (И.С. Аксаков)

Вопрос: В чем суть позиции И.С. Аксакова?

"Человек, сочетавший в себе несовместимое: стремление к просвещению и деспотизм, строивший и казнивший своими руками, сеявший среди соотечественников ужас и обожание, тот, кто во имя "общего блага", любя и служа Отечеству, "Россию поднял на дыбы"". (В.О. Ключевский)

Вопрос: Как оценивает В.О. Ключевский личность и деятельность Петра I?

Рефлексия

Дайте характеристику Петру Первому (напишите напротив каждой буквы прилагательное, характеризующее Петра I )

Дворянство, как и прочие сословия, было полностью подвластно Петру I и он не стеснялся его реформировать как внешне, так и внутренне. Обязательность службы, получения образования и несение ответственности за сбор налогов с принадлежащих им крепостных — этими нововведениями государь стремился добиться максимальной отдачи от привилегий, которыми одаривал дворян.

Дворянство при Петре I

Ключевые указы

  • 1701 — Указ о пожизненной службе — все дворяне обязаны служить государству и государю, на гражданских или военных должностях.
  • 1704 — Указ о вотчинах — объенение понятий боярской вотчины (земельного надела переданного во временное пользование) и дворянского поместья (личной недвижимости)
  • 1714 — Указ о единонаследии — предотвращение множественного дробления дворянских поместий через запрет для дворян передавать наследство более чем одному из детей.
  • 1714 — Указ о правилах производства в офицеры — запрещал повышать до офицерского звания дворян не служивших в лейб-гвардии
  • 1714 — Указ о необразованных — запрещал жениться детям дворян не получившим минимальных знаний.
  • 1722 — Табель о рангах — уравнивала в правах чины гражданской и военной службы, открывала возможность любому свободному человеку получить дворянство

По мнению историков Е.В.Анисимова и Б.Н.Миронова, именно эпоха Петра положила начало формированию дворянства как самостоятельного сословия, обособленного от остального населения. Как пишет Анисимов, до Петра I служилое сословие не было отгорожено непреодолимым барьером от крестьян и горожан, из числа которых и вербовались служилые; при Петре же такой барьер был возведен – между дворянством и остальным населением. В частности, в конце царствования Петра недворянам было запрещено занимать сколько-либо значимые чиновничьи посты. И этот указ активно проводился в жизнь, о чем свидетельствует, например, переписка Сената с сибирским губернатором А.Черкасским.Важной мерой в указанном направлении является Указ о единонаследии 1714 г., который, по мнению историка Б.Н.Миронова, является одной из важнейших вех в превращении дворянства в сословие; согласно указу «дворянские поместья – условные владения были обращены в собственность дворян – в вотчины».


Ранее, в течение второй половины XV — второй половины XVI вв., вследствие целенаправленной политики царей Ивана III и Ивана IV, вотчины повсеместно в России были ликвидированы и превращены в поместья – государственную собственность. Среди нецерковных земель на конец XVI в. доля поместий в разных областях европейской России составляла от 2/3 до 99%; соответственно, доля вотчин – от менее 1% до 33% .

Указ о единонаследии

Хотя в течение XVII в. произошло сближение поместий и вотчин, и дворяне начали постепенно забывать, что поместья — это не их собственность, а собственность государства, но между ними сохранялись существенные различия. Как указывают историки Б.Н.Миронов и Д.Блюм, сохранялись и юридические, и фактические различия между поместьями и вотчинами: сделки купли-продажи поместий можно было осуществлять лишь с согласия государства, являвшегося их собственником; при этом вотчины стоили дороже, чем поместья; именно в вотчинах, но не в поместьях активно распространялось рабовладение (холопство), а во второй половине столетия появились первые признаки торговли крепостными крестьянами – перемещения крестьян из одной вотчины в другую.

Поэтому указ о единонаследии, принятый в 1714 году и превративший поместья в собственность дворян (которые как отмечал историк В.О.Ключевский: расценили указ именно как превращение поместий в их личную собственность и назвали его «изящнейшим благодеянием») способствовал не только формированию дворянства как самостоятельного сословия, но и, по мнению Н.А.Рожкова, развитию крепостничества. В то же время, по мнению И.Л.Солоневича, важным следствием этого указа, помимо самого факта приватизации поместий, было то, что он фактически отменил необходимость государственной службы дворян, в чем они теперь не имели никакой заинтересованности.

Табель о рангах

Табель о рангах 1722 года в какой-то мере открывала возможности для выходцев из недворянских сословий поступать на службу в качестве чиновников и даже со временем получить дворянский титул. Однако основная масса таких чиновников не дослуживалась до потомственного дворянства и в последующем составила целое сословие – разночинцы. В то же время, отпрыски из знатных семей могли наследовать чины и дворянские титулы своих родителей.

Табель о рангах

Как пишет Е.В.Анисимов «Нет спора о том, что Табель о рангах открывала путь наверх представителям низших сословий, но она и устанавливала строгий порядок стратификации, четко обозначала границу, отделявшую привилегированный класс от других. Практика прежнего неконтролируемого социального перемещения ушла в историю. Роль, подобную Табели, сыграла и подушная подать. Внесение человека в подушный оклад автоматически означало закрепление его в непривилегированном сословии, делало фактически невозможным смену им социального статуса».

Историк пишет, что указы, принятые в конце царствования Петра I, свидетельствуют о его намерении вообще убрать представителей других сословий из государственного аппарата, оставив в нем одних лишь дворян. Так, Указом от 31 января 1721 года было запрещено определять в секретари учреждений (10-й класс в Табели о рангах) недворян, чтобы они не могли «в асессоры, советники и выше происходить» (соответственно 8-й, 9-й и более высокие классы в Табели о рангах). Исключение делалось только для наиболее талантливых.

Дворянская верхушка, несмотря на ее разводнение в первые десятилетия царствования Петра выходцами из «низов» (в т.ч. фаворитами самого царя и привезенными им иностранцами), по-прежнему в основном состояла из потомственной аристократии. Именно представители старинной знати, по данным В.О.Ключевского (а вовсе не «новые люди» типа Меншикова), составляли от 1/2 до 2/3 состава Верховного тайного совета, фактически правившего страной в течение нескольких лет после смерти Петра I.

Обязательная служба государству

В течение всего царствования Пётр I применял всевозможные меры для того, чтобы силовым способом заставить дворян отбывать государственную и военную службу. В этих целях устраивались всеобщие смотры дворян, составлялись и вывешивались списки «уклонистов», а сами они подвергались штрафам и телесным наказаниям. Однако, по мнению историков Н.И.Павленко и В.О.Ключевского, все эти меры были малоуспешными и не имели большого практического результата как ввиду массовых уклонений дворян, так и ввиду широко распространившегося формального подхода к отбытию службы. Как пишет Павленко, «принудить всех дворян служить не удавалось и Петру. О невыполнеии царских указов свидетельствует их обилие… Публицист И.Т.Посошков, по его словам, встречал “многое множество здоровых молодиков”, каждый из которых “мог бы один пятерых неприятелей гнать”, но они вместо службы в армии, пользуясь покровительством влиятельных родственников, пристраивались на доходные места в гражданской администрации и “живут у нажиточных дел”».

Изменение культуры

Внешний вид

Особую роль в дворянской политике Петра I занимало насаждение среди дворянства иностранных обычаев и одежды. Оно началось еще при предшественниках Петра I. Так, уже при царе Федоре III всех чиновников обязали носить иностранное (польское) платье.

Дворянский быт

Но при Петре ношение иностранной одежды дворянами стало по существу обязательным, равно как и бритье бороды и усов, которые ранее были неотъемлемой частью русского быта вообще и быта русского дворянства в частности. Любой дворянин, едва только замысливший нарушить запрет Петра I и отпустить бороду или одеть какой-либо элемент традиционной русской одежды, рисковал стать посмешищем и изгоем, а в случае особого упорства угодить на каторгу.