Косвенные методы государственного регулирования рыночной экономики. Экономические методы государственного регулирования - реферат

Экономические методы управления возникли и развиваются в процессе предпринимательской деятельности человека на основе производственных отношений, которые проявляются как объективные экономические законы и определенные экономические ин ереси. Поэтому современному управленцу необходимо знать и умело использовать закономерности рыночной экономики, учитывать их и не пытались управлять экономикой командно-административными методами.

Реформирование экономики Украины требует осуществления перехода от преимущественно административных к экономическим методам управления на всех уровнях и активизации человеческого фактора. Экономические методы зориентов ные на достижение поставленных целей с помощью присущих управлению экономических средств и стимулов, влияющих на экономические интересы работникав.

Экономические методы государственного управления призваны соединить интересы большинства общества, предпринимательской структуры и личные интересы работника; обеспечивать точное учета интересов большинства и с целью их оптимального сочетания для увеличения объемов продукции и улучшения ее качества, роста прибыли и заработной платы, повышения эффективности производства. Сознательное использование в процессе упр вления объективных экономических рыночных законов и экономических интересов путем оценки качества труда по конечным результатам, материального стимулирования производства на всех уровнях народного господарст ва и есть экономическими методами государственного управления. Распределение функций государственного и хозяйственного управления диктует формирования и разработку адекватных современном рынке методов управления: заключение контрактов на обеспечение государ их потребностей в товарах и услугах, управления государственной долей (пакетами акций, паями) хозяйственных обществ, делегирование полномочий по управлению государственной собственностью, влияние на кадровую политику тощо.

Итак экономические методы государственного управления - это система приемов и средств прямого воздействия на субъекты предпринимательской деятельности путем внедрения финансово-экономических законов и денежно-кредитных отношений с целью создания ния оптимальных условий, обеспечивающих достижение высоких экономических результате.

К экономических методов государственного управления можно отнести следующие: индикативное планирование, государственное регулирование, денежно-кредитная и финансовая политика , конкурентная политика, влияние на рыночное ценообразование , налоговая политика, экономическое стимулюв ванн.

Применение экономических методов государственного регулирования экономики позволяет создавать экономические условия, побуждающие субъектов рынка действовать в необходимом для общества направлении, решать те или др. нши задачи по общегосударственными и частными интересами. Регулирование с помощью экономических методов позволяет субъектам рынка сохранить право на свободный выбор своего поведенияи.

Экономическое регулирование осуществляется инструментами: фискальной, бюджетной, налоговой, денежно-кредитной, амортизационной и других направлений государственной экономической политики

Инструментами фискальной политики являются государственные закупки, которые характеризуют бюджетные расходы и налоги, которые определяют бюджетные доходы. Следовательно, существует связь между фискальным, бюджетным и налоговым напря ямками политики.

Государственные закупки осуществляются через механизм государственных заказов, который предусматривает конкурентный отбор исполнителей государственных заказов, заключения контрактов, производство продукции (выполнение работ, на адання услуг), контроль, оплату продукции. Объемы государственных закупок обусловлено государственными нуждами в продукции (работах, услугах), возможностями государственного бюджета обеспечить финансирование и моде лью фискальной политики. Выделяют стимулирующую (экспансионистскую) фискальную политику, направленную на стимулирование производства через увеличение государственных закупок, иа стимулирующее (рестрикционным), направленную на стимулирование производства

В рамках бюджетной политики государство осуществляет прямое финансирование учреждений сектора общего государственного управления, финансирования инвестиционных программ, обслуживание государственного долга. Расходы государственного в бюджет осуществляется также в таких формах, как дотации, субсидии, субвенцииї.

. Налоговая политика применяется для пополнения государственных финансовых ресурсов, а также для стимулирования экономического роста, научно-технического прогресса, осуществления структурных преобразований, повышения конкурентоспо оможности отечественных производителей. Налоговая политика реализуется по двум направлениям - это, во-первых, определения видов налогов и установление налоговых ставок и, во-вторых, предоставление налоговых льгот в кремами субъектам (лицам) с целью влияния на инвестиционный климат и уровень денежных доходов населенияя.

. Денежно-кредитное регулирование осуществляется с целью влияния на денежное предложение. Для достижения этой цели центральный банк (в Украине -. Национальный банк Украины) использует следующие основные инструменты: денежная эмиссия, операции с де ержавнимы ценными бумагами на открытом рынке, изменение нормы обязательных резервов, манипулирования учетной ставкойю.

Наиболее результативным направлением амортизационной политики является механизм ускоренной амортизации. Его внедрение позволяет предприятиям прогрессивных отраслей экономики уже в первые годы эксплуатации маш шин и оборудования окупить большую часть их стоимости, накопить в амортизационном фонде достаточное количество средств для дальнейшего инвестированияя.

Экономические рычаги, которые исполь­зует государство для регулирования экономики, довольно разнооб­разны, но основными из них являются: налоги, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, государственная предприни­мательская деятельность, кредитно-финансовые механизмы и др.

Экономические методы государственного регулирования осуществляются путем косвенного воздействия государства на интересы объектов регулирования через хозяйственное законо­дательство, финансовую, денежную и кредитную системы.

К экономическим методам воздействия государства на эко­номическую деятельность предприятий относятся методы, ко­торые осуществляются в рамках:

1. фискальной политики государства (методы льготного на­логообложения);Под фискальной полити­кой государства понимается регулирование экономики посредством системы налогообложения с целью ее стабилизации и оживления.

Система должна предусматривать определенные льготы в налогообложении для предприятий, которые функционируют в желательных для государства сферах экономики, для стимулиро­вания развития малого бизнеса, для тех предприятий, которые зна­чительную часть своих средств направляют на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего произ­водства. Налоговая политика государства должна стимулировать предпринимательскую деятельность в наращивании выпуска про­дукции и оказании всевозможных услуг.

2. финансово-кредитной политики (методы государствен­ного регулирования ставки рефинансирования, операций на открытом рынке ценных бумаг);Под финансово-кредитной политикой понимается целена­правленное управление государством банковским процентом, де­нежной массой и кредитами .

3. научно-технической и инновационной политики (методы государственного регулирования и стимулирования комплекс­ного развития науки и техники, внедрения их результатов в производство с целью активизации инновационной деятель­ности предприятий);Под единой научно-технической политикой государства понима­ется система целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники, внедрение их результатов в народное хо­зяйство.

Выбор приоритетов в развитии науки и техники необходим в связи с важностью их реализации, с тем чтобы страна не отстала в своем развитии от ведущих стран мира, а также в связи с ограни­ченностью ресурсов государства. Выбор приоритетов необходим не только в направлениях НТП, но и среди отраслей народного хозяйства.

4. Инвестиционная политика.

В общем плане государство может влиять на инвестиционную активность при помощи самых различных рычагов: финансово-кре­дитной и налоговой политики; предоставления самых различных льгот предприятиям, вкладывающим инвестиции на реконструк­цию и техническое перевооружение производства; амортизацион­ной политики; создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций; научно-технической политики и др. При этом государство должно всегда помнить, что будущее экономики страны в значительной степени зависит от того, какую оно прово­дит инвестиционную политику.

5. амортизационной политики. Особая роль как инструменту государственного регулирова­ния производственной деятельности предприятия принадле­жит амортизации. Через амортиза­цию переносится стоимость средств труда (по мере их физиче­ского и морального износа) на производимый продукт. В по­следующем эта часть стоимости используется для возмещения изношенных средств труда. Через норму амортизации госу­дарство активно влияет на структуру основных средств, стиму­лирует внедрение новой техники на предприятиях, что ведет к улучшению качества продукции, уменьшению ее цены, повы­шению конкурентоспособности.

Ускорение обновления основного капитала обеспечивает ускоренная амортизация.

6. прогнозирования, индикативного планирования , плани­рования, программирования развития экономики;Планирование – это процесс принятия управленческого ре­шения, основанный на обработке исходной информации и включающий:– выбор и научную постановку целей, –определение средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и – выбора наиболее приемле­мого из них в ожидаемых условиях развития. Общегосудар­ственное планирование направлено на увязку всех факторов производства и сбалансированность натурально-вещественных и финансово-стоимостных потоков, обеспечение рационально­го и эффективного использования ресурсов для достижения поставленных целей.

Сущность индикативного планирования заключается в том, что государство на основе детального анализа функционирования эко­номики за предшествующий период, исходя из экономической по­литики и имеющихся ресурсов, устанавливает на плановый период основные макроэкономические показатели: темпы роста валового национального продукта и национального дохода, уровень инфля­ции и безработицы, минимальный размер заработной платы, де­фицит бюджета, ставку процента и др. Все эти показатели в сово­купности характеризуют состояние экономики на плановый период. При этом государство должно закладывать в план такие величины макроэкономических показателей, которые в совокупности поло­жительно бы влияли на развитие экономики страны и жизненный уровень населения.

В системе государственного регулирования усиливается роль прогнозирования , которое может выступать как самостоя­тельная форма регулирования и как научно-аналитическая ста­дия планирования. Прогнозирование - это процесс разработки прогноза, построенный на вероятностном, научно обоснован­ном суждении о перспективах развития объекта, а также об аль­тернативных путях их достижения. Социально-экономическое прогнозирование является способом предвидения, представле­ния о будущем, которое обусловлено закономерностями обще­ственного развития и действием разнообразных и разнонаправ­ленных факторов в прогнозируемом периоде.

Программирование как форма государственного регулирова­ния призвано обеспечить решение важнейших проблем разви­тия национальной экономики, региональных, межотраслевых, отраслевых, научно-технических, социальных, экологических и других проблем. Оно должно обеспечить комплексный подход и целенаправленное распределение ресурсов для решения вы­деленной проблемы и достижения поставленной цели. Про­граммы могут разрабатываться на любом уровне управленче­ской иерархии, носить директивный или индикативный харак­тер, охватывать долгосрочный, среднесрочный и краткосроч­ный периоды.

7. ценообразования . Ценообразование – один из рычагов воздействия государ­ства на экономику и предпринимательскую деятельность. Исполь­зуя ценовую политику, государство тем самым воздействует на совокупный спрос и совокупное предложение товаров, перераспределение дохода и ресурсов, обес­печение минимального прожиточного уровня, а также на антимоно­польные, антиинфляционные и другие процессы в желательном для государства направлении.

Государство должно проводить политику в области ценообра­зования с целью обеспечения его стабильности, что является осно­вой борьбы с инфляцией, оживления инвестиций и подъема нацио­нальной экономики.

Известно, что в условиях рыночных отношений цены на боль­шинство товаров свободные, т. е. они складываются на рынке под воздействием спроса и предложения. На часть важнейших товаров и услуг первой необходимости цены и тарифы регулируются госу­дарством. Так делается практически во всех странах мира с разви­той рыночной экономикой. И хотя доля товаров и услуг, цены на которые регулируются государством, незначительна, всего 10- 15% общей товарной массы, но это имеет большое значение, преж­де всего для поддержания минимального прожиточного уровня. Во многих странах, в том числе и у нас, цены регулируются госу­дарством и на продукцию предприятий-монополистов.

Форма ценового регулирования – прямое и косвенное. Прямое регулирование осуществляется с помощью установления: 1. фиксированных цен 2. предельных минимальных цен (ценовой пол), предельных максимальных уровней цен (ценовой потолок) и «коридора цен».

8. Система государственного регулирования экономики пред­приятия включает антимонопольное регулирование, основными направлениями которого являются: противодействие монопо­листической деятельности, формирование и развитие конку­рентных отношений, регулирование отношений, защищающих права потребителей.

ЛЕКЦИЯ . КОММЕРЧЕСКИЙ РАСЧЕТ КАК МЕТОД ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

1. Экономическая сущность коммерческого расчета и его взаимосвязь с предпринимательской деятельностью

В зависимости от того, за счет каких источников покрыва­ются расходы предприятия, различают три метода хозяйствова­ния: бюджетный, хозяйственный и коммерческий расчет .

Коммерческий расчет - это метод хозяйствования, при ко­тором расширенное воспроизводство на предприятии осуще­ствляется за счет собственных средств на основе реализации рыночных отношений, повышения эффективности использо­вания всех производственных ресурсов и путем выгодной про­дажи произведенной продукции, что в совокупности обеспечи­вает получение предприятием достойной прибыли. Он в пол­ной мере реализуется только теми предприятиями (независимо от форм собственности), которые реализуют произведенные товары (услуги) по свободным ценам. Тем самым коммерче­ский расчет в отличие от хозяйственного расширяет возможнос­ти предприятия в получении и росте прибыли, что создает усло­вия для самофинансирования расширенного воспроизводства.

Предпосылками организации коммерческого расчета на предприятии являются;

Частная собственность и соблюдение субъектами хозяй­ствования принципов предпринимательства;

Правовая защита собственности и конкуренции;

Свободное перемещение труда и капитала;

Свободное ценообразование;

Оптимальное сочетание государственного и рыночного механизмов регулирования экономики предприятия;

Наличие и соблюдение норм и нормативов использова­ния трудовых и материальных ресурсов в производстве;

Соблюдение принципов, форм и методов современной организации производства и труда;

Эффективная система мотивации и стимулирования тру­да в зависимости от конечного результата производства.

Основой коммерческого расчета является предприниматель­ская деятельность , которая представляет собой самостоятель­ную, инициативную деятельность граждан, направленную на по­лучение прибыли или личного дохода и осуществляемую от свое­го имени, на свой риск и под свою имущественную ответ­ственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия). Среди основных ориенти­ров предпринимательской деятельности следует выделить про­изводство конкурентоспособной продукции, полученную в кон­курентной борьбе прибыль, рентабельность, которые выступают как мерило успешной предпринимательской деятельности.

Сущность коммерческого расчета и организация предпри­нимательства взаимосвязаны. Для понимания принци­пов коммерческого расчета рассмотрим следующие основные признаки, которые характеризуют предпринимательство.

1. Независимость хозяйствующих субъектов и экономиче­ская их самостоятельность в отношении решения трех главных проблем - что, как и для кого производить, исходя из экономи­ческой выгоды и рыночной конъюнктуры. Коммерческая сво­бода выражается в самостоятельном выборе путей и способов реализации своей продукции, в выборе поставщиков и покупа­телей. Однако свобода и самостоятельность предпринимателя всегда относительны: предприниматель не свободен от рынка и от государственного регулирования.

2. Личная экономическая заинтересованность предпринима­теля , которая материализуется в стремлении получить максималь­ную прибыль, что обеспечивает удовлетворение экономических интересов собственника и работников, а также расширенное воспроизводство на основе повышения эффективности производства и активизации инновационно-инвестиционной деятельности.

3. Личная ответственность предпринимателя за результаты своей деятельности, что обеспечивает связь между затратами и результатами производства. Личная экономическая заинтере­сованность в сочетании с ответственностью заставляет, побуж­дает предпринимателя работать эффективно.

4. Новаторство и творческий поиск, что связано с творче­ской природой человека, раскрытием его потенциальных воз­можностей и самореализацией личности. В конкурентной борьбе для предпринимателя важны не столько цены, сколько качество и обновление продукции, что обеспечивает удовлетво­рение рыночного спроса.

5. Хозяйственный (предпринимательский) риск, что обу­словлено неопределенностью и изменчивостью внешней эко­номической среды.

Характер государственного регулирования зависит главным образом от типа экономики, но оно обязательно присутствует как в плановых хозяйствах, так и в рыночных. Если в первом случае государственный контроль тотален и определяет все социально-экономического развития, то по мере к экономике рыночного типа его начинает ослабевать. Государственное регулирование в данном случае становится лишь периодическим вмешательством в экономику и имеет своей целью устранить потенциальные и уже существующие проблемы.

Основные методы государственного регулирования

Методы государственного регулирования непосредственным образом зависят от характера экономики. Основные методы регулирования подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые методы направлены на урегулирование экономических отношений административными инструментами. К ним законодательно установленные нормы в виде запретов, разрешений и различных форм принуждения. Прямыми они называются потому, что оказывают адресное воздействие на экономических субъектов, например, вводят на продажу определенных товаров.

Применяются административные методы в основном в сферах государственного ведения, таких как обеспечение национальной безопасности, охрана окружающей среды и т.д., а также в виде отдельных законодательных норм в остальных направлениях экономической деятельности. Данные методы регулирования имеют определяющее значение в плановой экономике, но в рыночной носят более ограниченный характер и обязательно должны быть обоснованы экономическим интересом.

Косвенные методы по-другому называются экономическими, что обусловливает их особую важность в рыночной экономике. Суть косвенных методов состоит в том, чтобы влиять на экономическую ситуацию в целом, сохраняя отдельным субъектам право выбора.

Основными государственными инструментами при этом являются финансовая и денежно-кредитная политика и различные государственные программы, с помощью которых государство способно сглаживать экономические колебания и создавать более современные, конкурентоспособные условия деятельности. Наиболее ярко действие косвенных методов проявляется во время спада или перегрева экономики, когда стабилизировать ситуацию может только государство, проводя определенную бюджетную и денежную политику.

Соотношение методов государственного регулирования

Не бывает, что государство, вмешиваясь в экономику, использует какой-то один тип методов. Всегда имеет место соотношение как прямых, так и косвенных методов регулирования. Оно зависит как от сферы, в которой проводится та или иная политика, так и от характера экономического развития в целом. По мере движения от командно-административной к рыночной экономике прямые и экономические методы регулирования становятся все более связаны друг с другом.

«Экономические методы регулирования адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее - косвенно на производителей и потребителей товаров и услуг» .

Финансовая политика -- это многоплановое понятие, трактуемое, с одной стороны, как совокупность мер прямого воздействия по реализации бюджетно-налоговых, фискальных целей экономической политики, а с другой стороны, как реализация финансовых мер, составляющих часть государственной экономической политики в целом .

Денежно-кредитная политика (по сравнению с финансовыми мерами) относится к мерам косвенного воздействия. Если финансовую политику проводит в первую очередь министерство финансов, являясь составным звеном правительства, то денежно-кредитная политика реализуется центральным банком, который обладает относительной независимостью от законодательной и исполнительной власти.

Зрелая рыночная экономика предполагает, в основном, косвенное воздействие государства на хозяйствующие субъекты, что обеспечивает свободу в принятии частных экономических решений. В условиях же трансформируемой экономики (или в случае кризиса) соотношение методов должно стать другим: бюджетное (т.е. прямое) регулирование выдвигается на первый план.

Многообразие задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике, определяют выполняемые им экономические функции. Для решения задач, стоящих перед органами государственного управления в процессе выполнения этих функций, имеется ряд инструментов, к важнейшим из которых относятся: фискальная и денежная политика; социальная политика и политика регулирования доходов; внешнеэкономическая политика и др.

К фискальной политике относят деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Одна сторона этой деятельности связана со сбором средств через систему налогообложения, а другая -- с расходованием этих средств. За счет бюджетных средств государство выполняет свои общественные функции, такие, как оборона, национальная безопасность, образование, здравоохранение, фундаментальные научные исследования, социальная сфера, решение экологических проблем и т.д.

Фискальная политика -- важный инструмент для достижения макроэкономической стабилизации экономики. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Неправильная фискальная политика государства может привести к серьезным отрицательным последствиям для всей национальной экономики.

Не менее важной по значимости является денежная политика. Регулируя денежную массу, государство может влиять на цены, инвестиционные проекты и потребление населения, объем национального производства, инфляцию и темпы экономического роста. Денежная политика, как и фискальная, может служить средством стабилизации, но может и отрицательно воздействовать на экономику. Без отлаженной денежной политики борьба с инфляцией невозможна.

Любое государство проводит определенную социальную политику. Функцию перераспределения доходов государство выполняет через государственную налоговую систему, а также через различные социальные программы по государственной помощи малоимущим, проводя определенную политику в сфере занятости, образования, культуры, медицины и т.д.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности также является одним из важнейших инструментов государственного регулирования. Государство осуществляет торговое и валютное регулирование, использует квотирование, таможенные пошлины, субсидии, налоги и т.д. Манипулируя таможенными пошлинами, государство может оказывать косвенную поддержку национальному производству, регулируя валютные курсы,-- оказывать влияние на экспорт и импорт и т.д.

Все инструменты проведения экономической политики тесно взаимосвязаны. При принятии решений в одной сфере необходимо учитывать их влияние на другие. Так, изменения в государственных расходах и налогах требуют соответствующего изменения денежной массы. Изменения в фискальной и денежной политике влияют на инвестиции, занятость, уровень доходов, объем национального производства и размеры чистого экспорта. Важно подчеркнуть, что ни один из инструментов экономической политики не действует изолированно от других.

По мнению ВЛ. Орешина, к функциям, выполняемым государством, относятся прежде всего следующие :

  • -- создание правовой основы функционирования экономики, ее регулирование;
  • -- антимонопольное регулирование;
  • -- проведение политики макроэкономической стабилизации;
  • -- воздействие на размещение ресурсов;
  • -- деятельность в сфере распределения доходов;
  • -- деятельность государства как субъекта имущественных отношений.

Такая классификация достаточно условна, так как в реальной практике все функции взаимосвязаны и действуют в комплексе. Например, антимонопольная деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее результаты будут сказываться и на размещении ресурсов, и на распределении доходов. Следует рассмотреть эти функции государства.

Прежде всего на государстве лежит ответственность за суть законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль за их исполнением: «Современное государство - это регуляционное государство. Практика показала, что общество нуждается в его регулирующем воздействии, прежде всего путем принятия законодательства, устанавливающего порядок поведения в обществе, а также путем организационных мер. Без этого может наступить хаос» .

Законодательная база -- это свод правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которые обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты -- производители, потребители и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их отношения между собой и с государством. Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и др.

К важнейшим законодательным актам, регулирующим экономическую сферу, выполняющим функцию защиты конкуренции, следует отнести антитрестовские (антимонопольные) законы. Антимонопольное законодательство имеет давнюю историю, начало которой было положено законом Шермана, принятым в США в 1890 г.

Для предотвращения последствий, связанных с несовершенством конкуренции, государство на основе антимонопольного законодательства использует меры государственного регулирования, устанавливая контроль над ценами, прибегая к разделению больших фирм, препятствуя их слиянию. Оно может изымать в судебном порядке незаконно полученную прибыль и т.д.

Защита конкуренции как основы функционирования рыночной экономики не сводится к регулированию правил поведения монополий или борьбы с ними. Важнейшим условием создания конкурентной среды является наличие достоверной информации о ситуации на рынке и состоянии экономики в целом.

Антимонопольное (антитрестовское) законодательство представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных «правил игры» на рынке. Характер и содержание антимонопольного законодательства в разных странах имеют свои особенности, однако можно выделить общие для всех стран основы этого законодательства: охрана и поощрение; конкуренции, контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке, контроль над ценами, защита интересов потребителей, защита интересов и содействие развитию среднего и малого бизнеса .

Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления: контроль за ценами и контроль за слияниями компаний. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашение по ценам. Незаконным является сговор между фирмами в целях установления цен. Законом преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены с тем, чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.

Другое, не менее важное направление деятельности государства в условиях рыночной экономики -- это макроэкономическая стабилизация. Ее можно определить как деятельность правительства, направленная на обеспечение экономического роста, занятости и стабильного уровня цен.

Равновесие в экономической системе, которое устанавливается на основе рыночной самонастройки экономики, может сопровождаться высоким уровнем безработицы или чрезмерной инфляцией. Поскольку наиболее болезненно инфляция и безработица сказываются в периоды экономических кризисов, политику, направленную на макроэкономическую стабилизацию, можно определить как деятельность правительства по сглаживанию промышленных циклов.

Главные инструменты в решении этой задачи -- фискальная и денежная политика. Многие теоретики, например монетаристы, высказывают сомнения в возможности государства вывести экономику на более оптимальный равновесный уровень путем вмешательства его в экономическую ситуацию, однако любое правительство так или иначе проводит денежную и фискальную политику. Каковы бы ни были последствия, само по себе сбалансирование бюджета не происходит, на объем денег в обращении также влияют действия правительства.

Для проведения политики стабилизации необходимо увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги для стимулирования расходов частного сектора в периоды высокой безработицы или сокращать государственные расходы и повышать налоги с тем, чтобы сокращал расходы частный сектор в периоды, когда общество больше всего беспокоит инфляция. Улучшают или ухудшают ситуацию те или иные действия правительства, приходится судить по последствиям.

Наряду с макроэкономической сферой объектом непосредственного воздействия государства является и микроэкономика. Общепризнанным достоинством конкурентной рыночной системы является способность эффективно распределять ресурсы. Но в определенных ситуациях, таких, как внешние эффекты, общественные товары, несовершенство конкуренции и т.д., возникает проблема нерационального распределения ресурсов, и необходимо вмешательство государства для социально справедливого решения этой проблемы.

Перераспределение ресурсов может касаться промышленного и сельскохозяйственного производства. В каждом конкретном случае используются определенные разновидности государственного воздействия. В качестве инструментов могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное государственное регулирование и т.д.

Так, через систему налогов и субсидий государство может воздействовать на производство общественных благ и услуг (например, льготное налогообложение и субсидии в сферы искусства, фундаментальной науки, образования). Оно может брать на себя полностью или частично производство общественных благ.

В случае побочных, или внешних, эффектов, связанных с экологией, в издержках производства не учитываются последствия загрязнения воздуха, земли, воды, которые отражаются на жизнедеятельности людей, зачастую даже не являющихся непосредственными потребителями этих товаров, т.е. в цене такой продукции неучтенными оказываются социальные издержки производства. Следовательно, данное производство потребляет чрезмерное количество ресурсов, не регулируемых рынком.

Не менее важной является и функция, связанная с перераспределением доходов. Распределение, которое обеспечивает конкурентный механизм, приводит к социальному расслоению в силу обстоятельств, находящихся вне контроля человека. Государство берет на себя заботу о неимущих гражданах через налоговое перераспределение доходов, принятие программ социальной защиты, например, выплаты по социальному страхованию, медицинской помощи, пособий по безработице и т.д. Государством финансируются программы, обеспечивающие возможность получения образования вне зависимости от доходов семьи, субсидий на поддержание цен на ряд сельскохозяйственных продуктов и т.д.

Традиционным объектом государственной собственности является национальное достояние, не являющееся объектом купли-продажи и не приносящее прибыли (парки, леса и т.д.). Но у государства находятся и жизненно важные отрасли инфраструктуры: транспорт, связь, энергетика, часть военной промышленности. В основном это отрасли, необходимые для развития рыночной экономики.

Значительный вес в государственной собственности составляют смешанные корпорации, где государственное участие в капитале может и не быть подавляющим (составлять менее 50%), однако обеспечивает общественный контроль за деятельностью компании.

Источником формирования государственной собственности выступают национализация и собственно государственное предпринимательство, т.е. строительство предприятий за счет казенных средств. Предприятия эти остаются субъектами рыночных отношений, т.е. работают в основном на коммерческих началах.

Национализация крупных предприятий, железных дорог, некоторых банков имела место в Великобритании, Франции, других развитых странах, во многих развивающихся странах. Национализировались целые отрасли (например, электроэнергетическая промышленность в Италии). Проводилась земельная реформа, отчуждались земельные угодья некоторых крупных и не только крупных собственников (в Японии, например, как правило, более 3 га). Однако государство устанавливает правила законности национализации. Она должна осуществляться после принятия надлежащего закона парламентом, а не по актам главы государства или исполнительной власти (лишение отдельных лиц их собственности в определенных ситуациях возможно только по решению суда, но это не является национализацией в точном смысле слова).

В настоящее время национализация проводится только возмездно, причем, как правило, компенсация должна быть предварительной (до отчуждения имущества). Все споры о размерах компенсации решаются только судом. Вместе с тем объекты собственности могут быть дифференцированы законами государства. Некоторые объекты могут находиться только в государственной собственности. Это полезные ископаемые (Йемен); в Кувейте, Иране, ОАЭ - нефтяные месторождения и нефтедобывающие компании (это не относится к компаниям по обслуживанию), в Эфиопии, а также в странах авторитарного социализма государственной собственностью является вся земля; точно так же нет частной собственности на землю в Израиле, Нидерландах .

Казалось бы, государственная собственность на инфраструктуру, которая начала складываться еще в прошлые века (почта, телеграф, железные дороги), является непременным условием развивающейся экономики. Это далеко не так. Государственная собственность на инфраструктуру постепенно исчерпывает себя. Все чаще слышится мотив низкой рентабельности государственного транспорта или энергетического хозяйства, неизбежности их бюджетной поддержки. Нынешнее состояние информатики и средств связи позволяют организовывать работу сфер инфраструктуры и на уровне частных хозяйств.

Государственное предпринимательство является сферой столкновения теоретических концепций неоклассиков, уповающих на действие рыночных сил, и государственников. Действительно, современная рыночная экономика невозможна без государственных подпорок, хотя значение последних не должно выходить за рамки необходимого. Соотношение между рынком и государственным вмешательством изменяется применительно к ситуации.

В условиях глобализации, определяя содержание экономической функции национального государства, весьма важным представляется не допускать крайностей в отношениях государства с экономикой, определить разумные правовые пределы государственного вмешательства в экономику, обусловленные «балансом интересов государства и хозяйствующих субъектов», взять на вооружение такие методы и подходы к регулированию экономики, которые «не просто соответствуют меняющимся потребностям экономики и общества, но и отвечают реальным возможностям страны» .

Как показывает рыночный опыт высокоразвитых в этом отношении стран, где в условиях глобализации происходит, как отмечают исследователи, не свертывание экономической роли государства, вопреки предсказаниям сторонников неолиберальной концепции, а «смена акцентов экономической деятельности, изменение хозяйственных функций государства, активизация его участия в борьбе за обеспечение для страны более выгодной ниши в мирохозяйственной системе» , - в этих условиях наиболее оптимальным и оправданным подходом к решению проблем взаимодействия государства и экономики был бы такой подход, который позволял бы государству органически сочетать административные методы руководства экономикой с «чисто» рыночными, экономическими методами.

Реализация целей государственного регулирования экономики на практике обеспечивается с помощью различных методов — экономических, административных, административно-экономических, а также технических приемов, форм и способов целесообразного действия. Опыт исторического развития свидетельствует, что спектр применяемых методов государственного регулирования экономики постоянно расширяется. Это обусловлено двумя основными причи-нами; во-первых, постоянным ростом масштабов и усложнением структуры экономики . Во-вторых, необходимостью предугадывания и адекватного реагирования на действия множества трудно предска-зуемых факторов, оказывающих влияние на развитие национального хозяйства. Причем само реагирование на изменение экономиче-ской ситуации должно быть по возможности опережающим.

В этой связи настоятельно необходимым становится решение двух задач:

1) нахождение наиболее удачных и разумных комбинаций при-меняемых методов воздействия, соответствующих специфике регу-лируемых сфер национальной экономики;

2) учет возможных негативных последствий в сопряженных сферах экономики.

Отдельные инструменты государственной экономической политики могут употребляться для разных целей, в разных сочетаниях и с разной степенью интенсивности. В зависимости от характера целей будет меняться роль того или иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования в определённый период. При выборе конкретных методов воздействия важно знать сущность и специфику каждого метода, структурную соподчиненность раз-личных механизмов и инструментов регулирования, непротиворе-чивость взаимодействия и т.д.

В зависимости от выбранных критериев существует несколько классификаций методов государственного регулирования экономики.

1. По степени непосредственного воздействия государства на процесс принятия субъектами управленческих решений различают-ся методы прямого и косвенного воздействия (рис, 5.2).

Прямые методы государственного регулирования экономики оказывают непосредственное воздействие на деятельность хозяйст-вующих субъектов, вынуждая их принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства.

Косвенные методы предусматривают использование инструмен-тов и методов воздействия государства на частное предпринима-тельство с точки зрения обеспечения макроэкономических пропор-ций расширенного воспроизводства. Другими словами, при их при-менении государство прямо не вмешивается в процесс принятия решений экономическими субъектами. Оно лишь создает предпо-сылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям государственной экономической политики.


Преимущество косвенных методов воздействия заключается в том, что они не нарушают рыночной ситуации, а недостаток в том, что существует определенный временной лаг между моментами принятия государством мер, реакцией на них экономики и реаль-ными изменениями в хозяйственных результатах.

Косвенные методы могут иметь различную степень влияния на принятие субъектами самостоятельных решений: налоги и пошли-ны, например, воздействуют достаточно активно, а предоставление экономической информации рыночному сектору, хотя и экономи-чески реализуется в интересах государственной политики, не вызы-вает столь серьезной реакции рыночных агентов .

2. По организационно-институциональному критерию принято различать административные и экономические методы государст-венного регулирования экономики.

Административные методы базируются на силе государственной власти. Совокупность таких методов охватывает регулирующие дей-ствия, связанные с обеспечением правовой инфраструктуры, и име-ет цель создать правовые условия, наиболее благоприятные для ча-стного сектора. Функции административных методов заключаются в обеспечении стабильной юридической обстановки для деловой жизни, защите конкурентной среды, гарантировании права собст-венности и свободы принятия экономических решений.

В развитых странах административные методы регулирования экономики в обычных условиях используются мало. В критических ситуациях (во время войн, кризисного положения в экономике и т.п.) роль этих методов регулирования резко возрастает.

Степень применения административных методов различна в за-висимости от сферы национального хозяйства. Наиболее активно они используются в охране окружающей среды, в области социаль-ной поддержки плохо обеспеченных и относительно слабо защи-щенных слоев населения. Административные методы подразделя-ются на меры запрета, разрешения и принуждения.

Экономические методы представляют собой меры государствен-ного воздействия, с помощью которых создаются определенные условия, направляющие развитие рыночных процессов в нужное государству русло. Эти меры связаны или с созданием дополни-тельного материального стимула, или с опасностью финансового ущерба.

Из экономических мер наиболее часто используются:

а) средства финансовой (бюджетной, фискальной) политики. Финансовая политика — многоплановое понятие, трактуемое, с одной стороны, как совокупность мер прямого воздействия по реали-зации бюджетно-налоговых, фискальных целей экономической поли-тики, а с другой — как реализация финансовых мер, составляющих часть государственной экономической политики в целом;

б) средства денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика (по сравнению с финансовыми мерами) относится к ме-рам косвенного воздействия. Если финансовую политику проводит в первую очередь Министерство финансов, являясь составным зве-ном правительства, то денежно-кредитная политика реализуется Центробанком, который обладает относительной? (Независимостью от законодательной и исполнительной властей;

в) прогнозирование, планирование и программирование эконо-мики. Составление прогнозов, индикативных планов и программ как способ косвенного государственного воздействия имеет реко-мендательный характер для частного сектора и ориентировано на
обеспечение деловых кругов информацией, позволяющей выбрать лучший путь реализации текущих и перспективных задач;

г) воздействие государственного сектора экономики.

Зрелая рыночная экономика предполагает в основном косвен-ное воздействие государства на хозяйствующие субъекты, что обес-печивает свободу в принятии частных экономических решений. В условиях трансформируемой экономики (или в случае кризиса) со-отношение методов должно стать другим: бюджетное (т.е. прямое) регулирование выдвигается на первый план.