Художественные особенности поэзии С. Есенина

В истории развития национального литературного языка в XX веке роль Есенина как новатора была неоспоримой. Русский классик, выходец из крестьянства, продолжая великое дело Пушкина, Гоголя, Толстого, еще далее в поэзии «раздвинул границы» народного языка. Образно-речевое начало в Есенине, его орнаментальный стиль, «чувство Родины» определили суть его творчества. Открытия, которые произошли в литературном языке в XX веке, непосредственно связаны с новаторскими достижениями Есенина. Это особенно ярко проявилось в его стиле.

Впитав в себя традиции народной культуры, он передал этот опыт, развив и обогатив его, новым поколениям. Лирика Есенина, по его собственным словам, «жива одной большой любовью — любовью к родине» и воспитывает самые чистые, высокие нравственные и патриотические чувства. Сокровенное и всепоглощающее «чувство Родины» с первых шагов творческого пути Сергея Есенина определило для него отношение к миру, человеку и литературе. формах. Система ценностей в поэзии С. Есенина едина и неделима, все ее компоненты связаны между собой и, взаимодействуя, образуют единую, целостную картину лирического произведения.

Для передачи состояния души лирического героя, его характера, описания картин природы «Родины любимой», а также для передачи своих чувств и мыслей поэт использует изобразительные, выразительные, эстетические возможности художественного стиля. Первый сборник стихов есенина вышел, когда поэту... было всего 20 лет. В ранних стихах С. Есенина мы встречаем много таких зарисовок, которые можно назвать маленькими лирическими этюдами или картинами деревенской жизни. Сила Есенинской лирики заключается в том, что в ней чувство любви к Родине выражается не отвлеченно и риторично, а конкретно, в зримых образах, в картинах родной природы. Часто пейзаж не вдохновляет. Поэт с болью восклицает:

Край ты мой заброшенный, Край ты мой, пустырь. Но Есенин видел не только печальный пейзаж, безрадостные картины; он видел Родину и другой: в радостном весеннем убранстве, с пахучими цветами и травами, с бездонной синевой небес. Уже в ранних стихах Есенина звучат признания в любви к России. Так, одно из наиболее известных его произведений — «Гой ты, Русь моя родная…».Одним из наиболее ранних стилистических приемов Есенина было написание стихов языком, тяготевшим к древнерусской речи (например, «Песнь о Евпатии Коловрате»). Поэт использует для построения образов древнерусские названия, он использует как изобразительное средство такие древние слова Еще одна группа стилистических приемов Есенина связана с установкой на романинтизацию деревенского бытия и со стремлением выразить красоту сильного лирического чувствования (например, чувства восхищения природой, влюбленности в женщину, любви к человеку, к жизни), красоты бытия вообще.

Введение……………………………………………………………….............2 - 3

Часть 1. Своеобразие поэтики С. Есенина............................................ 4- 19

1.1 Красота и богатство лирики Есенина...............................................4- 13

1.1.1. Особенности художественного стиля............................................4 – 7

1.1.2. Особенности метафоры в поэзии Есенина.....................................7 - 8

1.1.3 Поэтическая лексика....................................................................8- 10

1.1.4. Поэтическая техника С. Есенина.................................................10-11

1.1.5. Луна в поэзии Есенина...............................................................11-13

2.1 Ведущие темы поэзии.....................................................................15-19

2.1.1. Тема деревни...............................................................................15-17

2.1.2 Тема родины в лирике Есенина....................................................17-19

2.1.3. Тема любви.....................................................................................19

Часть 2. Предшественники и последователи...........................................20-33

2.1. Фольклор как основа художественной картины мира в поэзии С. Есенина

2.2. Есенин и древнерусская литература

2.3. Параллели с Гоголем

2.4 Традиции Есенина в поэзии ХХ века

2.4.1Традиции Есенина в поэзии Н. Рубцова

2.4.2. Опыт анализа стихотворения Н. Рубцова с точки зрения есенинских традиций

Заключение


Введение

В 1914 году в журнале “Мирок” за подписью “Аристон” было впервые напечатано стихотворение Есенина “Берёза”. Вслед за “Берёзой” появляются в печати “удивительно сердечные” и “размашистые” стихи Сергея Есенина. Мог ли тогда, в 1914 году, кто-либо предположить, что в лице неизвестного автора, скрывавшегося под псевдонимом Аристон, в русскую поэзию ХХ века пришёл человек, которому суждено было стать достойным преемником пушкинской славы.

Милые берёзовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески!

Перед этим сонмом уходящих

И не в силах скрыть тоски.

Поэзия Есенина, удивительно “земная”, близкая каждому, реальная до самых своих корней и вместе с тем “вселенская”, общечеловеческая, озарена немеркнущим светом истинной любви “ко всему живому в мире”.

Казалось бы, о творчестве Есенина уже всё сказано. И всё - таки каждый человек, открывая томик его стихов, открывает своего Есенина.

Я Есенина люблю с детства. Когда я была совсем маленькой, мама читала мне по вечерам стихотворение “Берёза”. Хотя я и не знала, кому принадлежит это творение, но уже с детства меня завораживали эти чудные строки.

Вряд ли можно о Есенине, как о Пушкине, сказать “Это - наше всё”. Но в то же время нет в России такого человека, который не знает хотя бы немного строк из стихов Есенина. Чем же он своеобразен, оригинален?

В 11 классе, изучая литературу ХХ века, я познакомилась с творчеством многих поэтов-современников Есенина, поэтов, живущих и творивших после него. Тогда-то мы и задумались, где истоки творчества всенародно любимого поэта, есть ли у него последователи.

Итак, тема работы: Поэзия С. Есенина. Традиции и новаторство.

Цель работы: Выявить своеобразие поэтики С. Есенина.

· Выявить особенности художественного стиля и поэтической техники.

· Рассмотреть основные темы творчества поэта.

· Определить роль традиций древнерусской литературы и фольклора в творчестве С. Есенина.

· Изучить гоголевские традиции в творчестве С. Есенина.

· Обобщить, какие есенинские традиции наследуются в поэзии 2-й половины XX века (на примере творчества Н. Рубцова и Н. Тряпкина).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

· аналитический;

· сопоставительный;

· сравнительный

Гипотеза: если С. Есенин черпал истоки своего творчества из древнерусской литературы, фольклора и литературы ХIХ века, то его открытия послужили основой поэзии поэтов ХХ века.

Работая над исследованием «Поэзия С. Есенина. Традиции и новаторство», мы обратились к литературоведческим материалам В. Ф. Ходасевича, П. Ф. Юшина, В. И. Эрлиха, В. И. Гусева. Основополагающей в нашей работе стала книга В. Ф. Ходасевича “Некрополь”. В этой книге собраны воспоминания о некоторых писателях недавнего прошлого, в том числе и о С. Есенине. Книга была составлена в годы эмиграции В. Ф. Ходасевича. Издание также посвящено творчеству Белого, Брюсова, Гумилёва и Блока, Гершензона и Сологуба. Книга была составлена в Брюсселе еще в 1939 году, но в своём полном виде эта книга впервые была издана в 90-е годы. Ф. Ходасевич в этой книге как будто приоткрывает тайный занавес творчества Есенина, исследуя его творчество с помощью личных биографий и переписок с современниками. Отсюда, простота, понятность этого издания.


Часть 1. Своеобразие поэтики С. Есенина.

1.1 Красота и богатство лирики Есенина.

1.1.1. Особенности художественного стиля.

Большое место в творчестве Есенина занимают эпитеты, сравнения, повторы, метафоры. Они используются как средство живописи, передают многообразие оттенков природы, богатство ее красок, внешние портретные черты героев ("черемуха душистая", "рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани", "во мгле сырой месяц, словно желтый ворон... вьется над землей"). Немаловажную роль в поэзии Есенина, как и в народных песнях, играют повторы. Они используются для передачи душевного состояния человека, для создания ритмического рисунка. Есенин употребляет повторы с перестановкой слов:

С моей душой стряслась беда,

С душой моей стряслась беда.

Поэзия Есенина насыщена обращениями, часто это обращения к природе:

Милые березовые чащи!

Используя стилистические особенности народной лирики, Есенин как бы пропускает их через литературные традиции и через свое поэтическое мироощущение.

В своей книге “Некрополь” Ф. Ходасевич утверждал, что красота родных рязанских раздолий и русского слова, песни матери и сказки бабушки, Библия деда и духовные стихи странников, деревенская улица и земская школа, лирика Кольцова и Лермонтова, частушки и книги – все эти, порой крайне противоречивые, влияния способствовали раннему поэтическому пробуждению Есенина, которого мать-природа столь щедро наделила драгоценным даром песенного слова.

Чаще всего он писал о деревенской природе, которая всегда выглядела у него простой и незамысловатой. Это происходило потому, что эпитеты, сравнения, метафоры Есенин находил в народной речи:

За ровной гладью вздрогнувшее небо

Выводит облако из стойла под уздцы.

Воробушки игривые,

Как детки сиротливые.

Так же как и для народа, для Есенина характерно одушевление природы, приписывание ей человеческих чувств, т. е. приём олицетворения:

Клен ты мой опавший,

клен заледенелый,

Что стоишь, нагнувшись,

под метелью белой?

Или что увидел?

Или что услышал?

Словно за деревню

погулять ты вышел.

Настроения и чувства Есенина, как и народа, созвучны природе, поэт ищет у нее спасения и успокоения. Природа сопоставляется с переживаниями человека:

Не нашлось мое колечко.

Я пошел с тоски на луг.

Мне вдогон смеялась речка:

«У милашки новый друг».

Е. С. Роговер высказывал мнение, что есенинская поэзия зрелых лет также обращена к прекрасному. Поэт умеет находить в природе, человеке, истории и современности по-настоящему красивое, самобытное, чарующее своей поэтичностью и неповторимостью. При этом он может так сопрягать эти разные начала бытия, что они взаимопроникают друг в друга. Поэтому Есенин природу опять же очеловечивает, а личность уподобляет образа родного ландшафта, ценя естественное начало в человеке и высоко ставя его природосообразные поступки. Эти же свойства он ценит и в себе:

Сердцем я всё такой же,

Как васильки во ржи, цветут в лице глаза.

…………………………………………………………………..

… Башка моя, словно август,

Льётся бурливых волос вином.

……………………………………………………………………

… В сердце ландыши вспыхнувших сил.

…………………………………………………………………….

… Тот старый клён головой на меня похож.

Нередко нас поражает способность Есенина переживать очарование прекрасным, проявить себя, говоря словами лесковского Флягина, как “красоты любитель”. Есть у него стихотворение, которое можно образно назвать лесковским. Это стихотворение “Не жалею, не зову, не плачу…”.

Стихотворение строится как монолог человека, подводящего итог своей многотрудной, но яркой, полной событиями жизни. Лирический герой, как лесковский странник, исходил нескончаемые дороги Отчизны, влекомый “духом бродяжьим”, испытывающий особое очарование тишиной и грустно переживающий ныне своё увядание. С восторгом лирический герой говорит о “о стране берёзового ситца”; ощущает, как “тихо льётся с клёнов листьев медь”; кажется ему, будто он вновь

… весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Невольно вспоминается лесковский Ахилла Десницын, тоже впервые появляющийся на страницах романной хроники “Соборяне” на красном коне, облитом радужными лучами восходящего солнца. Прежняя игра недюженных сил, заразительная восторженность и беспредельная широта души ощущаются в неожиданном восклицании, вырвавшемся из груди есенинского лирического героя:

Дух бродяжий! Ты всё реже, реже

Расшевеливаешь пламень уст.

О моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств.

Но монолог-воспоминание этого скитальца произнесён и эстетически оформлен как элегия. И оттого в первой и последней строфах звучит родственный грустный мотив увяданья природы и человека:

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Чуткий к эстетическому богатству сущего, Есенин “расцвечивает” явления окружающего мира: “Покраснела рябина, / Посинела вода”; “Лебединое пенье / Нежит радугу глаз…”. Но эти краски он не придумывает, а подсматривает в родной природе. При этом он тяготеет к чистым, свежим, интенсивным, звенящим тонам. Самым распространённым цветом в лирике Есенина оказывается синий, далее голубой. Эти краски в своей совокупности передают цветовое богатство действительности.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

Ростовской области

профессиональное училище № 38

План

проведения открытого урока

Тема: С.А. Есенин. Раздел: Литература 20-х годов.

Тема урока: Художественное своеобразие творчества С. А. Есенина.

Разработала преподаватель первой категории И. П. Переверзева.

методической комиссии зам. директора

общеобразовательных дисциплин по методической работе ПУ № 38

Протокол № ___ от «___»___________20__г. _______________/В. И. Симбирская

Председатель МК _____________/Л. В. Райтаровская

Разработал: преподаватель русского языка и литературы 1 категории ____________/Переверзева Ирина Петровна

План

проведения открытого урока

по учебной дисциплине «Литература»

Тема № 2: С.А. Есенин Раздел № 3: Литература 20-х годов.

Тема урока № 1: Художественное своеобразие творчества С. А. Есенина.

Цели урока:

Дидактическая цель: формирование интереса к художественному миру С. А. Есенина; неравнодушного отношения к поэтическому слову.

Обучающий аспект:

    создать условия для исследования художественных особенностей лирики С. А. Есенина

    определение смыслового значения понятия «художественное своеобразие»

    формирование навыка анализа лирического произведения, выражать свое мнение в развернутых аргументированных устных высказываниях

    овладение важными общеучебными умениями и УУД (формулировать цели деятельности, находить и обрабатывать необходимую информацию)

    использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании

Развивающий аспект:

    создать условия для формирования эстетического представления о русском слове

    воспитывать культуру речи обучающихся; умения грамотно, четко и точно выражать свои мысли

    развивать коммуникативные навыки через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь)

    содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности, навыка групповой самоорганизации

    создать условия для совершенствования умений проводить анализ литературного текста, для развития мышления

    последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст

    овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного

Воспитывающий аспект:

    создать условия для формирования интереса к чтению, как средству познания человеческих чувств и мыслей

    воспитывать культуру чувств: любовь к прекрасному, к Родине

    способствовать развитию культуры общения, культуры взаимоотношений при работе в группах

    создать условия для вовлечения обучающихся в активную деятельность

    продолжить формирование у обучающихся позитивного отношения к учебной деятельности

Методическая цель: формирование способности обучающихся к самореализации.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: проблемно-исследовательский

Образовательные технологии:

    словесный – беседа, обмен информацией, ответы на вопросы

    наглядный – фотографии С. А. Есенина

    ИКТ – мультимедийная презентация

    практический – работа с текстом художественного произведения

    проблемно-поисковый – исследовательский

    коммуникативный – диалог, монолог, работа в творческих группах, работа в парах

    ролевой – анализ конкретной ситуации

    стимулирования – словесное поощрение

Планируемые образовательные результаты:

    совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважительного отношения к русской литературе

    умение структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы по теме урока

    умение анализировать лирическое произведение с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, создавать устные монологические высказывания, уметь вести диалог

    определение в произведении изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения

    формулирование собственного отношения к поэзии С. А. Есенина, ее оценка

Интеграция литературы с:

    Историей: «Россия в начале 20 века»

    Русским языком: «Лексика. Стилистика»

Материально-техническое обеспечение:

    ПК с лицензионным программным обеспечением

    мультимедийный проектор

    презентация по теме: «Художественное своеобразие творчества С. Есенина»

    аудиозапись чтения стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…»

    фрагмент аудиозаписи романса на стихи С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…»

    технологическая карта урока

Ход урока:

    Организационный этап 1 мин

    Мотивация учебной деятельности

обучающихся. Постановка цели и темы урока 4 мин

    Актуализация знаний 5 мин

    Первичное усвоение новых знаний 5 мин

Постановка целей и задач урока

    Первичная проверка понимания 23 мин

    Первичное закрепление 4 мин

    Информация о домашнем задании 2 мин

    Рефлексия 1 мин

ЭТАПЫ УРОКА

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

    Организационный этап

Слайд 1 (презентация к уроку)

Приветствует обучающихся, проверяет присутствующих на уроке, их готовность к уроку.

Здравствуйте, ребята! Сведения об отсутствующих предоставлены. Все готовы к работе, начнем урок.

Приветствуют преподавателя. Рапорт с указанием отсутствующих на уроке.

    Мотивация учебной деятельности обучающихся

Слайд 2

(на фоне музыки текст стихотворения)

Слайд 3 (портрет Есенина, вопросы на восприятие его поэзии)

Слайд 4

(тема и цель урока)

Создает эмоциональный настрой на восприятие материала.

В этом имени – слово «есень»
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нем от русских песен-
Поднебесье, тихие веси,
Сень березы и синь-рассвет,
Что-то есть в нем и от весенней
Грусти, юности, чистоты.

- Как вы думаете, черты какого русского поэта мы видим в данном отрывке из стихотворения Николая Брауна?

Конечно, Сергей Есенин… Это имя, как и его творчество, знакомо многим.

- Как вы относитесь к его поэзии?

- Какие его произведения вам нравятся больше всего и почему?

Сам поэт сказал о себе: «Я сердцем никогда не лгу». И действительно, все его произведения очень искренни, в них звенит, радуется, тоскует, мечется, ходит по мукам сама русская душа.

Озвучивает тему и цель урока.

Сегодня нам предстоит встреча с Сергеем Есениным.

Раскрыть особенности творческого метода поэта, своеобразие приемов в его поэзии, богатство лирического содержания стихотворений – такова цель нашего урока по теме «Художественное своеобразие творчества С. Есенина».

Результаты вашей работы будут отражены в технологических картах, по ним же будет оценена работа на уроке.

Запишите тему в карту урока.

Слушают преподавателя.

Включаются в учебную деятельность.

Высказывают свое мнение.

- Русского поэта – Сергея Есенина.

Высказывают свое мнение.

Предполагаемый ответ:

- Мне нравится любовная лирика Есенина, которая полна драматизма. И в то же время она нежная, яркая и напевная.

- На меня произвел впечатление цикл «Персидские мотивы», стихи которого окрашены в восточный колорит. Поэт создал воображаемую страну, страну мечтаний, поэтому каждое стихотворение воспринимается как что-то необыкновенное.

- А мне нравятся произведения Есенина о Родине, в основе которых – народно-поэтические образы. Примечательно, что в это понятие поэт включает и деревенскую жизнь, и описание природы, и стихи о животных. Это стихи человека, любящего все живое.

Слушают преподавателя, записывают тему урока в технологическую карту.

    Актуализация знаний

Слайд 5

(д/з)

Слайд 6

(вопросы)

Слайд 7 (о жизни поэта)

Слайд 8

(вопросы)

Слайд 9

(основные темы и мотивы)

Слайд 10

(вопросы)

Слайд 11 (тема урока)

Организует проверку выполнения домашнего задания.

Каким было ваше домашнее задание?

Какие страницы жизни поэта произвели на вас наибольшее впечатление?

- Кротость и бунтарство, ранимость и дерзость - эта двойственность натуры выразилась в есенинской лирике.

- Какие основные темы и мотивы лирики Есенина вы выделите? Запишите их в карту, задание №1, работаете в течение 2х минут.

Назовите основные темы и мотивы поэзии Есенина.

- Верно. Его творчество сочетает в себе множество мотивов, образов, тем, идей.

- Что вы можете сказать о роли С. Есенина в развитии русской поэзии?

Подводит итог выполнения домашней работы.

- Действительно, судьба поэта сложная и интересная; множество путешествий, смена мест и образа жизни в сочетании с творческим подходом к осмыслению действительности обусловили богатство и разнообразие тем и мотивов лирики Есенина. Его творческий путь охватывает полтора десятилетия. Однако он необычайно насыщен художественными поисками и экспериментами.

Отвечают на вопросы.

Предполагаемые ответы:

- Знакомство с жизнью и творчеством поэта, основными темами и мотивами его лирики, стихотворением «Не жалею, не зову, не плачу…».

- Есенин прошел «трудный путь». Войдя в литературу в 1914 году (а из уроков истории мы знаем, что это был сложный и противоречивый период), он вместе со своей страной пережил войны и революции, которые наложили свой отпечаток на его творчество (сначала восторженно принял революцию, но оказалось, что патриархальная Россия ему ближе, и он разочаровался в результатах революции).

- Он - выходец из крестьянской семьи, человек, большую часть жизни прожил в городе, в эмоционально и духовно чуждом ему мире.

- За каждым его поэтическим озарением стояла серьезная литературная работа.

Он хорошо знал русскую классику, изучал народное искусство, собрал и записал четыре тысячи частушек, осмыслил основы народной поэтической культуры, считая ее вершиной творчества.

- Но в целом творчество Есенина, как и его частная жизнь, полны противоречий и мучительных исканий. Его личность была соткана из противоречий: он всегда стремился к духовному покою, согласию с собой и людьми и одновременно был склонен к мятежности, страстности, не знающей границ.

- Тема Родины и природы, любви, быстротечности человеческого бытия.

Восточные и космические мотивы, мотив странничества.

- Творчество Есенина - одна из ярких страниц истории русской поэзии, наполненная любовью к людям, красоте родной земли, проникнутая добротой, чувством постоянного беспокойства за судьбу народа и всего живого на земле.

- Поэт сумел запечатлеть свое трагическое время, наиболее остро отразив разлад, надежды, отчаяния, противоречия и заблуждения эпохи. Именно в этом состоит историческая заслуга Есенина.

- Есенин во многом предвосхитил художественные открытия мировой литературы XX века: синтез разнообразных жанров в лирике, поэме и драме, тяготение к иносказанию, притче.

- Поэт пришел со своим пониманием поэтического слова, стремился к неоднозначности поэтического образа, при этом тяготел к стройности и простоте.

- В своем творчестве он наиболее полно отразил различные лики своей любимой Руси – Русь бесприютную, Русь советскую, Русь уходящую, и самые разные стороны национального характера и русской души. Это и определяет роль Есенина, поэта не только национального, но и мирового значения.

    Первичное усвоение новых знаний Постановка цели и задач урока

Слайд 12

(вопрос/определение)

Слайд 13

(вопрос/схема)

Слайд 14

(проблемный вопрос)

Слайд 15

(цели урока)

Слайд 16

(задачи)

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.

Формулирует вопросы.

Об этом мы сегодня и будем говорить. Итак, художественные особенности. Как вы понимаете это словосочетание?

Верно.

В чем, как оно проявляется?

Правильно.

Озвучивает проблемный вопрос и цели урока.

Так в чем же заключается художественное своеобразие поэзии Есенина? - так звучит основной вопрос нашего урока.

Как нам найти на него ответ?

Вы правильно сформулировали цели нашего урока.

Мы проведем небольшую исследовательскую работу – проанализируем стихотворения Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…», вдумаемся в смысл текста, раскроем особенности творчества поэта; продолжим формировать навыки анализа художественного текста; развивать коммуникативные, исследовательские способности; воспитывать читательскую культуру.

Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:

    Проанализировать стихотворение по плану.

    Представить результаты анализа в виде устного сообщения с цитированием стихотворных строк.

Отвечают на вопросы.

Предполагаемые ответы:

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ - неповторимые черты и свойства того или иного литературного произведения, придающие ему индивидуальность и непохожесть на другие произведения.

- Художественное своеобразие часто проявляется в индивидуально-авторской трактовке общих тем, мотивов, проблем и т.п.

- В наибольшей же степени художественное своеобразие произведения выявляется в образной форме, в системе индивидуальных средств, приемов. - Художественное своеобразие проявляется в способах создания образа, способах выражения авторской позиции, в неповторимых композиционных особенностях, в характере изображенного мира, в организации художественной речи.

Слушают преподавателя.

Отвечают на вопрос.

Предполагаемые ответы:

Обратиться к стихотворениям поэта. Проанализировать его лирические произведения, выделить художественные приемы, характерные для его творчества.

Первичная проверка понимания

Слайд 17

(цель для групп/схема)

Слайд 18

(текст стихотворения/аудиозапись)

Слайд 19 (результаты исследований в таблице)

Слайд 20 (опережающее задание)

Формулирует задачи для работы в творческих группах, парах.

- Продолжим работу в творческих группах и парах.

- Цель работы: выделить/отметить характерные черты поэзии Есенина.

- Анализ лирического текста требует владения определенными навыками. Как правило, для этого необходимо усвоить схему анализа.

Создание вами исследовательского текста о стихотворении будет основываться на раскрытии 4х направлений.

Дает задание каждой группе и паре.

- Результаты вашей работы будут отражены в технологических картах в таблице, которую вы заполните поэтапно, задание № 2.

Аналитическая работа с поэтическим текстом, стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…»:

Выразительное чтение стихотворения.

Анализ поэтического текста по предложенному плану.

Аналитическая беседа.

- Работаем в группах в течение 5 минут.

Контролирует выполнение работы.

Время. Прежде чем вы представите результаты своих исследований и запишите основные положения в соответствующие рабочие поля карты, послушаем выразительное чтение стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…» в исполнении артиста.

1-я пара

- Как вы поняли смысл этого замечательного стихотворения?

2-я пара

- Какие картины изобразил поэт и в чем состоит особенность построения стихотворения?

3-я пара

Какие образы вы увидели в этом стихотворении?

1-я группа

- С помощью каких средств достигаются внутреннее единство и целостность стихотворения?

- Какие изобразительно-выразительные и лексико-морфологические средства использует поэт, их значение?

2-я группа

Какова роль в стихотворении интонационно-синтаксических фигур?

- Сформулируйте и запишите вывод в карту, задание № 3: какое место занимает данное стихотворение в творчестве Есенина?

- На какие размышления навели вас лирические откровения поэта-Есенина?

- Результаты исследований представлены в таблице.

Подводит обучающихся к выводу.

- Подведем итоги исследования поэтического текста: какие художественные приемы произвели на вас наибольшее впечатление, запомнились вам?

Сформулируйте и запишите их в карту, задание № 4, работаем в течение 2х минут.

Опережающее задание.

- Поможет дополнить наши выводы обучающийся, который подготовил индивидуальное сообщение: «Художественное своеобразие поэзии С. Есенина». Какие еще черты присущи лирике Есенина?

- Внимательно слушаем и дополняем ваши записи в задании № 4.

Работают в группах, в парах.

Работают с текстом, высказывают свои предположения, приводят примеры, объясняют свой выбор, анализируют художественные средства, высказывают свое мнение, формулируют выводы наблюдений.

Анализируют стихотворение, формулируют выводы наблюдений.

Презентация результатов работы.

Аналитическая работа с текстом стихотворения.

Слушают выступления, записывают основные положения.

Отвечают на вопросы.

Предполагаемые ответы:

- Это стихотворение имеет философское содержание – размышление о жизни и предчувствие смерти. Ведущая тема – предназначение человека, его зрелый взгляд на прожитую жизнь, ее осмысление. Развивает поэт и традиционные для своего творчества мотивы: прощания с юностью, быстротечного хода времени, мотив осени жизни, увядания и предчувствия конца, мотив пути, странничества. Лирический герой пытается решить для себя проблему приятия или неприятия ухода юности, жизненных сил. И автор выводит свое решение, которое представляет основную идею стихотворения – необходимость смирения перед неизбежностью: «Все мы, все мы в этом мире тленны…» Но это смирение не угнетающее. Это приятие мира во всем его многообразии. И такое восприятие очень характерно для есенинской лирики. Как и исповедальный характер, свойственный философской лирике. Общий настрой произведения – умиротворение, монотонность, неспешность; повествование спокойно и размеренно, способствует размышлениям читателя.

- Содержание стихотворения конкретно и в то же время условно. Мы видим поэтические детали реального земного мира (белых яблонь дым, страна березового ситца, весенней гулкой ранью). И в то же время в нем присутствует символический образ розового коня (символизирует весну, радость, молодую жизнь, не воплотившиеся мечты).

Стихотворение рассказывает о том, что молодость прошла, что каждый в определенный момент подходит к порогу, где надо расстаться с прежней жизнью и по-новому отнестись к себе и миру. Это прощание с богатой на чувства и события бурной молодостью, которую поэт сравнивает с цветением яблонь. Это воспевание всего прекрасного, что было в жизни: трепетного биения сердца, душевной свежести, буйства глаз и половодья чувств, вольного общения с природой - страной березового ситца, ощущения свободы (дух бродяжий).

В основе композиции лежит принцип антитезы прошлого, настоящего и будущего. Эта антитеза присутствует в каждой строфе. Произведение построено на постепенном раскрытии темы и идеи, с кульминационным звучанием в строках – «Жизнь моя? иль ты приснилась мне?» – и развязкой в последней строфе. Два природных образа – белых яблонь дым – и – кленовая листьев медь – образуют в стихотворении кольцо. Кольцевая композиция подчеркнута и в развитии мотивов – смирения (не жалею, не зову, не плачу – будь же ты вовек благословенна), неизбежности конца (все пройдет – все мы в этом мире тленны). Таким образом, мы можем говорить, что такая композиция оправдывается его философской направленностью.

- Стихотворение необычайно экспрессивно, наполнено различными образами. Прежде всего, образ Родины – он неотделим от мировосприятия поэта, а потому мы встречаем традиционные образы берез, кленов. Значителен образ розового коня, который несет символический смысл. Это мечты лирического героя о прекрасном, несбыточном идеале. Образ природы и человека – увяданья золотом охваченный я не буду больше молодым. Человек в восприятии поэта – часть мира природы, потому жизнь человека подвержена тем же мудрым законам природы.

Лирический герой стихотворения – это сам Поэт (не случайно Есенин указывал, что его поэзия автобиографична). Он размышляет о жизни и смерти и в финале примиряется со временем. От безысходности переходит к покою и умиротворению, к примирению с природой и жизнью.

Можем сказать, что стихотворение представляет собой сплетение различных образов: аллегоричных (дух бродяжий), символичных (розовый конь), более конкретных (березы, яблони, сердце). Это помогает передать эмоциональное сочетание трепетного восприятия окружающего мира, философских метаний, обращения к личным чувствам каждого.

- Поэт использует различные средства художественной выразительности.

Стихотворению свойственна метафоричность: (увяданья золото, страна березового ситца, пламень уст, буйство глаз, половодье чувств, листьев медь), которая отражает целостное восприятие мира лирическим героем. Приблизиться к поэтическому восприятию нам помогают и сравнения (сердце, тронутое холодком, как с белых яблонь дым, словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне). Яркие эпитеты органично входят в состав метафор и сравнений (с белых яблонь, веселой гулкой ранью, дух бродяжий, утраченная свежесть, на розовом коне). Богатство эмоций отразилось в употреблении слов разной стилистической окраски: мы встречаем просторечные слова - шляться, рань, буйство - и высокую, книжную лексику – увяданье, тленны, благословенно, а также церковнославянскую форму инфинитива – процвесть. Используются в стихотворении и приемы звукописи: в строках - тленны, тихо льется с кленов листьев медь – ассонанс (звуки – э, и) и аллитерация (звуки – л, м, н) – для передачи монотонности, мягкости, текучести. Стихотворение представляет широкую цветовую гамму: белый дым яблонь, золото увяданья, медь листьев. Предполагает цвет и пламень уст и березовый ситец. Эти цвета очень традиционны для творчества Есенина. Цветовая гамма способствует передаче настроений, придает живописную одухотворенность.

- Для передачи эмоциональности в стихотворении автором используются риторические восклицания, вопросы, частые обращения (ты теперь не так уж станешь биться, сердце; дух бродяжий, жизнь моя).

В строке – не жалею, не зову, не плачу – автор применяет градацию – троекратное повторение отрицания, усиливающее взволнованность речи. Для передачи смысла использована антитеза (весенних яблонь и осеннего золота увядания). Использует прием параллелизма – буйство глаз и половодье чувств – который создает образы природы для лучшего восприятия состояния героя. Напевность, лиричность стихотворения подчеркивается рефренами - повторами (ты все реже, реже; все мы, все мы). Стихотворение очень музыкально, что вообще характерно для лирики Есенина. Эта музыкальность, напевность достигается неспешным, размеренным звучанием пятистопного хорея и довольно точными рифмами.

- В системе философских произведений поэта оно играет значительную роль, так как ярко отражает мировоззрение поэта. Особое значение оно имеет и для всего творчества, потому что в целом в есенинской лирике гораздо больше внимания уделяется теме родины и теме любви. Поэтому каждое философское стихотворение Есенина заслуживает особого внимания.

Записывают в технологическую карту свои наблюдения.

Слушают выступление, записывают тезисы выступления по вопросу: особенности поэзии Есенина.

    Первичное закрепление

Слайд 21 (проблемный вопрос/художественные особенности)

(аудиозапись романса)

Слайд 22 (тема/цели урока)

Возврат к теме и целям урока.

- Итак, вернемся к основному вопросу нашего урока: в чем заключается художественное своеобразие поэзии Есенина?

- Какие особенности вы запомнили? Назовите их.

- Говоря о музыкальности произведений поэта, нельзя не заметить, что многие стихотворения Есенина стали любимыми романсами.

Послушаем отрывок романса на стихи С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…» в исполнении Вики Цыгановой.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности.

- Молодцы. Подведем итог нашей работы. Цели и задачи, поставленные нами, выполнены? Тема раскрыта?

Отвечают на вопросы, формулируют и записывают выводы.

Предполагаемые ответы:

- глубокий лиризм

- необычайная образность

- зрительность впечатлений

- цветопись

- принцип пейзажной живописи

- народно-песенная основа

- метафоричность

- принцип психологического параллелизма

- афористичность языка

- ассоциативность

- синтаксическая стройность и простота

- автобиографичность

- диалектичность

- музыкальность (песенность)

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Выполнены. Раскрыта.

    Информация о домашнем задании

Слайд 23

(д/з)

Информирует о домашнем задании.

- Запишите домашнее задание:

Выразительное чтение наизусть стихотворений С. Есенина о Родине, с элементами анализа.

- Мы завершаем наш урок. Сдайте технологические карты урока.

Я благодарю вас за работу и хочу отметить вашу активность оценками.

Оценивает работу на уроке.

Слушают преподавателя.

Записывают домашнее задание.

    Рефлексия

Слайд 24

(вопросы рефлексии)

Слайд 25

(спасибо)

Осуществляет рефлексию.

- Что нового открыли для себя на уроке?

- Что было интересным?

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили.

Классы: 5 , 6 , 7 , 8 , 9 , 10 , 11

“Тихо льётся с клёнов медь густая, отзвенели жаворонки всласть…”, - что это? Музыка? Стихи? Песня?

Да, я слышу в этих трогательно нежных словах и мелодию осени, и плавный, в тон музыке, ритм стиха, и мотив грустной песни о чём-то уходящем…

Видите, одна строка рождает столько чувств, раздумий, а сколько образов возникает в мыслях!

Это приятно, как-то тревожно и умиротворённо вторгается в мир человека. Это – есенинское: его мир, его чувства, его настроение. Что может быть интереснее, загадочнее, к чему так может потянуться пытливая человеческая душа, как ни к поэзии талантливо одарённого поэта?!

Мне хочется рассказать о языке Есенина. Я люблю Есенина за то, что подарил он миру свою звонкую чистую лиру, воспев в своих стихах человеческое, привязанность к родимому дому, к родной земле с запахами свежескошенного сена, с запахами душистых от знойного дня вечерних закатов.

Люблю его за “звонкие, голосистые” стихи, по словам Блока. Сама я бы сказала о его стихах, что они голубые и какие-то незащищённые, по-детски порой наивные, нежные, искренние. Они заставляют трепетно биться сердце, “ощущать” любовь к своей маленькой родине, к тому месту, где ты родился, где памятно всё: дом с сосновым крыльцом, колодец с чистой родниковой водой, белые берёзы, посаженные в день твоего рождения – всё это воспето рязанским пареньком и входит в мир души навечно, пока бьётся сердце:

Синий май, заревая теплынь.
Не прозвякнет кольцо у калитки…

Не о сегодняшнем ли майском дне, не о моём ли доме, где у крыльца “черёмуха в белой накидке” писал Сергей Александрович восемьдесят с лишним лет назад? Цветёт сейчас черёмуха, ажурно заглядывая в окно, вея сладким тонким ароматом…

О Есенине хочется говорить именно весной, потому что его поэзия – весенняя, обновляющая человека, и такая понятная:

Там, где капустные грядки
Красной зарёй поливает восток,
Кленёночек маленький матке
Зелёное вымя сосёт.

Разве это не о человеческом, не об извечном материнстве, не о вечности бытия?..

Это и будет моё вступление, объясняющее любовь к поэту “золотой бревенчатой избы”, по-моему, эта тема занимает видное место в его творчестве и жизни.

А теперь поговорим о своеобразии его языка в поэзии.

Своеобразие языка его поэзии (по мнению М.М.Бахтина, прочитавшего лекцию в 1927 году о творчестве С.Есенина), является соединение народного с литературным. Здесь он приближается к стихам Блока, посвящённым Родине. Отличает его от Блока наличие более областного, крестьянского элемента: “Утром, в ржаном закуте…”.

Слова Есенина в поэзии, в контексте преображаются. Это достигается характером его метафоры. Метафора Есенина близка к блоковской. Она предметная, стремится выдвинуть предмет:

Тихо в чаще можжевеля по обрыву,
Осень – рыжая кобыла – чешет гриву…

От такой метафоры предмет – осень выступает выпукло, образно, даже осязаемо.

Но вместе с тем Есенин добивается громадной “вживаемости” своей поэзии в сознание читателя через такой приём, как сближение “низких” предметов с “высокими”. Никаких инстанций между ними нет. Низкие предметы он берёт без самого низкого оттенка, а предметы высокие берёт в том стиле, где не выступает их высокая сторона.”В символе более высоком даётся его преломление в предмете, а низкий изымается из прозаического контекста, возводится выше своего обычного ранга.

В хате нет всего того, что делает её низкой, нет пауков, тараканов; солнце же даётся не само по себе – величавое светило – а проникшее в избу или отражённое в луже. Здесь разница с Блоком, у которого высокое ещё выше, а низкое ещё ниже”.

У Есенина равнодостойность, содружество предметов, а не резкий мезальянс: “Покатились глаза собачьи золотыми звёздами в снег”.

Прозаическое - собачьи глаза и космически высокое – золотые звёзды – равноправно соседствуют и взаимопроникают.

Или: “Показался ей месяц над хатой одним из её щенков ”.

С языком связана и ритмика. В одном случае она лёгкая, в другом высокая. Одно слово легко скользит, другое тяжело, медленно плетётся вперёд:

“Принимаю – приди и явись,
Всё явись, в чём есть боль и отрада…
Мир тебе, отшумевшая жизнь,
Мир тебе, голубая прохлада”.

Эти мысли, облечённые в метафору и эпитеты, - щемящая умиротворённость – тяжеловато “ползут” по строчкам и так же тяжело “заползают” в душу, наполняя её тревогой, напоминая о бренности жизни.

Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти берёзке каждой
Ножку рад поцеловать.

Стихи идут легко, а единственная метафора обогащает строфу, наполняет её богатым смыслом: усиливается патриотическое чувство, через интимное – патриотическое.

Что и говорить…Есенин – это ведь и широкое поле во все глаза, это и тёмная кромка леса у горизонта, по краю того поля, это – тонкий молодой месяц над тёмной кромкой того леса…И конечно же, “дальний плач тальянки, голос одинокий – и такой родимый, и такой далёкий”.

Эпитеты, они тоже чисто есенинские, оценочные, символы-эпитеты (голос одинокий), согретые его теплом, несущие в себе эмоциональное начало автора.

Главной темой поэзии Есенина является тема деревни, в центре которой стоит изба и избяная жизнь, космически “высокие” ценности воплощаются в образе избяной линии, переводятся на избяной язык, надо всем доминируют сложные и тонкие отношения между вещами избы, например, с образом печи. И у Клюева, например, современника Есенина, избяной мир. Но если у Клюева в печи дан символ мирового космического целого, избяной религии, имеющей мифологическое значение, то у Есенина преобладают лирические тона. Поэтому его поэзия интимна и человечна.

Пахнет рыхлыми драчёнами,
У порога в дёжке квас.
Над печурками точёными
Тараканы лезут в паз.

Во втором периоде творчества преобладает городская тема. Мастерство поэта стало выше. Он научился в глубоко личном отражать общее социальное явление: уход старой России, которую он любил. Это сказалось в языке. Появилось много символов, какой-то даже “неразберихи”, цыганщины в языке, символическое углубление.

Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
Вслушайтесь в мелодию следующих строк:
Несказанное, синее, нежное.

Синее – синий – любимый цвет Есенина – и ещё голубой. Эти цвета-символы усиливают ощущение необъятности голубых просторов России (“синь, упавшая в реку”, “ на небесном синем блюде”, “летний вечер голубой”, “заметался пожар голубой”).

Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина существуют не сами по себе, а чтобы полнее раскрыть мысль, содержание. Реальность, конкретность, осязаемость характерны для образного строя языка поэта. Стремление к овеществлению образа – один из важных моментов своеобразия его стиля.

Вспомним есенинский месяц. Он резвится в поле: “ягнёночек кудрявый – месяц гуляет в голубой траве”, радуется скорому приходу зимы: “рыжий месяц жеребёнком запрягался в наши сани”, купается в реке: “а месяц будет плыть и плыть, роняя вёсла по озёрам”.

Есенин часто прибегает к приёму олицетворения: “вербы – плачут”, “тополя – шепчут”, “туча кружево в роще связала”, “пригорюнились девушки-ели”, “плачет метель, как цыганская скрипка”.

В его поэзии нас покоряет удивительная гармония чувства и слова, мысли и образа. “Это моя особенность, и поэтому у меня можно учиться так же, как я могу учиться чему-нибудь другому у других”, - говорил Есенин.

Вот пример дивного соединения чувства со словом. Когда я читаю эти строки, меня охватывает какая-то обволакивающая чистота, что-то шепчущее, трепетное разливается везде, и создаётся это, по-моему, необычностью соседствующих рядом слов, эпитетов:

Свищет ветер, серебряный ветер, в шёлковом шелесте снежного шума.

Эти строки меня волнуют, как волнует одна строка из тургеневского романса “В дороге”. Вот она.

“Слушая говор колёс неустанных, глядя задумчиво в небо широкое”. Небо не высокое, не далёкое, а широкое. Как это ёмко, необычно и очень поэтично, а значит и влечёт к размышлению, порождает образные видения.

Всё есть в словаре Есенина: и фольклорные, и библейские выражения, и просторечия: “старый кот к махотке крадётся”, и вульгарно-бранные выражения, стилистически сниженные выражения, характерные для цикла “Москва кабацкая” - не буду приводить примеры – этот цикл не к душе, он вызывает во мне щемящее чувство, боль за человека. Есенин здесь очень молод, и я представляю, как обидно ему за самого себя, что “годы молодые с забубенной славой отравил он…горькою отравой”, что “были синие глаза, а теперь поблёкли”.

Нельзя не сказать и о фразеологии в поэзии Есенина. Особенно она широко используется в воспевании Руси советской:

Я буду воспевать всем существом в поэте

Шестую часть земли
С названьем кратким Русь.

Чтобы выразить деревенский уклад, образ матери поэт употребляет просторечно-бытовые фразеологизмы. Эти обороты выполняют оценочно-характеристическую функцию:

Теперь сплошная грусть,
Живём мы, как во тьме ,
У нас нет лошади.
Но если б был ты в доме,
То было б всё”.

У Есенина много фразеологических единиц в “Песнях” его. В них много устойчивых штампов, принадлежащих к сугубо эпистолярному жанру. Они придают всему повествованию подлинное звучание письма: “И вот теперь я сообщить вам мчусь , каков я был, и что со мною сталось!”

“Письма” вбирают в себя и разговорно-бытовую фразеологию, с помощью которой поэт делится своими огорчениями, сокровенными думами и радость вновь обретённого счастья:

Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.

Почему так нравятся многим стихи Есенина? За открытость, за использование фольклорных вкраплений в повествование, за откровение, необычность метафор и эпитетов, сравнений, фразеологии, так украшающей его поэзию, делающей её неповторимой:

Мать честная! И как же схожи!
Снова выплыла боль души.

К своеобразию художественного мастерства поэта можно отнести и историко-революционную тему с гражданским пафосом; обращение Есенина к традициям Пушкина.

О нём можно говорить бесконечно, а вывод таков, что своим удивительным по художественной выразительности, ёмким, пластичным языком передал нам поэт своё мироощущение, великую любовь к Родине.

Где можно использовать этот материал? Конечно же, на уроках литературы в 11 классе, только слишком мало часов отводится на творчество С.А.Есенина, поэтому можно использовать этот материал и во внеклассной работе.

Литература

  • Русский язык в школе, №4, 1986 г, стр.62. Малиновская “Место и роль фразеологии в поэзии Сергея Есенина”.
  • Сергей Есенин. Стихотворения и поэмы. “Детская литература”, 1973 г.
  • Альманах “Поэзия – 85”, стр.28-32.