Философия воды брюса ли. Джит Кун До или Философия Брюса Ли и Трейдинг

Философия даоса очень схожа с современным трактованием истории сотворения. Разница лишь в культурном аспекте.

Согласно учению даоса, сотворение всего мира можно разделить на нескольких этапов. Вначале существовала полная пустота, именуемая «У-Цзи». По прошествии некоторого времени, из пустоты образуются основные формы энергии – «Инь» и «Янь». Энергия начинает взаимодействовать между собой и образует все, что есть сейчас вокруг, а также «Ци» - энергию или колебания.

Во всех процессах можно найти тесную взаимосвязь «Инь» и «Янь», к примеру, рождение и смерть, мягкое и твердое, левое и правое и т.д. «Инь» и «Янь» можно подразделять до тех пор, пока в целом не получиться 10 тысяч сравнений. Так двоичная система является ярким примером получения множества при сочетании двух (система используется в компьютерных технологиях).

По мнению современной физики, вся вселенная возникла в результате «большого взрыва» из пустоты и вакуума. Проходят всего лишь доли секунды, и образуется свет. Свет в процессе колебаний создает энергию звука и цвета.

Джек Сарфатти представил вселенную в виде квантовой пены, в которой все миры, создания и информация сравнивается с рябью на поверхности моря. Пульсируя с разной частотой, энергия «Ци» создает галактики, планеты, звезды, людей, животных, растения, всю органическую материю, жизненные функции организмов и даже мысли, чувства и душу.

Ученые, скорее всего, назвали бы поток энергии «Ци» - квантовым полем. В любом представлении эта энергия не может иметь ни начала, ни конца. Она остается полностью неизменной на протяжении бесчисленного количества времени и принимает различные формы в пространстве. Чтобы понять всю суть данного толкования требуется осознать, что все имеет один единственный источник, единый корень и идентичную судьбу без границ и вне времени, мир, который не существовал, не будет существовать, а существует прямо сейчас на протяжении всей бесконечности. На протяжении появления и возврата к началу проходят все процессы жизни.

Весь процесс жизни Брюс Ли смог отобразить на эмблеме своей школы. Первым расположен чистый белый круг, как символ свободы. Следующие ряды представлены знаками «Инь-Янь», отображающие все стороны жизни, а на самом верху снова расположен чистый круг, как символ возвращения к истокам.

Несмотря на то, что мир богат разнообразными формами жизни и различными процессами, все это является единым непрерывным потоком энергии. Брюс Ли, на вопросы о настоящих корнях «Инь» и «Янь», зная об этом, показывал, что все противоположное имеет одно общее начало. Это выражение силы, которая является, в сущности, бесконечным процессом, называемым «Вселенной».

Представление Эйнштейна о пространстве очень похоже на буддийское учение о пустоте или «Шунъяте». Считается, что всякое пространство живо и что все произошло именно из него. Материя – это создание, конденсация энергии в пространстве. Иными словами, материя и пространство – это равнозначные между собой понятия, а в понимании буддистов речь в данном случае идет о форме и пустоте.

Мастер дзэн сэнсэй Генпо Мердзел говорил так: «Вакуум не является больше просто пустотой, а есть реальное, свободное существующее. Это исток, из которого происходят все вещи и куда они возвращаются. Его нельзя увидеть, прикоснуться к нему или познать его - тем не менее, он существует и свободно используется. Он не имеет формы, размера, цвета, очертаний, но все, что мы видим, слышим, чувствуем и ощущаем, является «им». Это находится вне нашего умственного познания и не может быть постигнуто просто разумом. Не существует более разделений или границ между мной и другими, нет больше чувства отчуждения и страха - нет ничего отдельного от кого-либо, и поэтому нечего бояться. Сознание этого факта ведет к истинному состраданию».

Основатель кун-фу Бодхидхарма, придумавший комплекс упражнений для монахов Шаолиня говорил, что все проповеди служат пищей для души, но так как душа и тело едины, сыты остаются оба. Он смог дать метод, который позволяет достигнуть и обрести состояние, близкое к состоянию Будды, иными словами концентрацию и безграничную силу.

Борьба – это искусство, а, следовательно, это еще и гармоничное сочетание духа и тела. Нужно испытать себя и свое тело как единое и неделимое, посвящая себя тренировкам. Затем нужно тренироваться для постижения энергии противника. Спустя годы тренировок, когда тело и разум действуют как одно целое – человек готов принять большую силу, большую энергию. Любое действие, любого масштаба будет обладать силой, даже обыкновенный удар станет мощным оружием, попадающим в цель, с помощью энергии вселенной.

Достигая абсолютного мастерства, боец чувствует единение жизни и энергии. Для того чтобы черпать эту силу требуется четко осознать, что, к примеру, «Я» это и есть сам человек, тень и человек – едины. Познать силу можно лишь в одиночестве, осознавая, что между жизнью и смертью нет ничего различного.

«Невозможно победить в сражении» - так говорил Брюс Ли. Исходя из учения, его силы при таком понимании были безграничны. Победа или поражение – это все сводится к одному и нет различия между этим. Как мастер боевых искусств, Ли знал, что любой толчок на действие приходит не от разума, а от духа. Так он знал, как и любой другой мастер, что, даже умирая, боец становится частью духа, который помогал ему.

По сути своего учения Брюс Ли не пропагандировал боевое искусство ; более того, он надеялся внушить нам истинное чувство взаимопонимания. Но взаимопонимание не может быть дано, оно должно быть найдено каждым человеком самостоятельно. Помощь, которую предлагает Брюс Ли, это стимулирование способности помогать себе самостоятельно.

Знание и понимание - не одно и то же. Знание базируется на предыдущем опыте; понимание - на опыте настоящего. Любой, кто ищет возможности просто отождествиться с Брюсом Ли и системой Джит Кун-До, попросту обманывается. Истинной целью Брюса Ли при создании Джит Кун-До было желание, чтобы каждый вдохновившийся его опытом, сумел понять то, что понимал сам Брюс.

Брюс Ли старался представить методы Джит Кун-До, как отражение природы, Дао , как средство выражения, которое может быть использовано, но не может быть выражено словами, постигнуто разумом или зафиксировано в виде системы. В качестве наглядного примера, Брюс часто рассказывал историю о дзэнском монахе , который пользуется лодкой для переправы через реку, а переправившись, разжигает из лодки костер для ночлега. Суть этого рассказа в том, что необходимо использовать то, что уже однажды оказалось полезным, в другой форме для других целей.

Для того чтобы понять философию Брюса Ли, философию Джит Кун-До, было бы полезно определить, что именно означает выражение «выживание наиболее приспособленного». Существует много версий. Действительный же смысл этого понятия - это соответствие и приспосабливаемость, то есть умение приспосабливаться к окружению. Тот, кто лучше всего приспосабливается к изменяющимся обстоятельствам, и является тем, кто выживает. И это не обязательно самый сильный. Брюс Ли старался проиллюстрировать эту философию в начальной сцене, которую он задумал для фильма «Игра со смертью », когда ветка крепкого, но не гибкого дерева трескается и отламывается под весом снега, а гибкая ива склоняется и снег съезжает по ее ветвям, не нанося дереву повреждений.

Постепенно из философии Джит Кун-До возникает вопрос о природе взаимосвязи между «формой» и «свободой», которая выражается как способность приспосабливаться к жизни. Что такое форма? И что такое свобода? И как поддержание хорошей формы связано с возможностью быть свободным? Как это все связано с тренировками в боевом или любом другом искусстве и особенно с жизнью человека?

Поддержание формы относится ко многим вещам. Это эффективное выполнение приемов, экономия движения и осознание потока энергии, которая включает и разум, и чувства. И все это в текущих и изменяющихся условиях жизни.

    Обладать хорошей Физической формой означает обладать способностью находить наиболее эффективные и оригинальные пути использования естественного потока энергии. Эта способность включает уравновешенность в состоянии покоя и движения, а также отсутствие ненужного напряжения во время использования тела, как целого, таким образом, что каждая часть координируется в хорошо синхронизированном действии и реакции. Сосредоточенно, устойчиво, в вертикальной стойке.

    Хорошая Ментальная форма означает избавление от пустых переживаний, тревог и сомнений, а в момент появления их - переориентацию своего внимания на полезный процесс активного мышления или осознание физической формы .

    Хорошая Эмоциональная форма означает способность чувствовать уверенность даже при отсутствии очевидных причин для этого, так чтобы это само служило причиной уверенности. Чтобы быть уверенным, нужны реальные усилия.

Все это являлось важнейшими принципами, с которыми Брюс Ли стремился прожить свою жизнь. Иногда он проигрывал, но нередко побеждал. Нам предлагается сделать аналогичный выбор. В любой момент можно потерять осознание формы, а затем, оправдывая себя, продолжать так жить. Мы можем плыть по течению жизни, воображая, что мы свободны, не имея ни малейшей надежды натолкнуться, хотя бы случайно, на истинный опыт. Но если мы настойчиво стремимся достичь осознания формы, тогда, в этот момент, мы свободны.

Свобода - это не то, чего можно ожидать, так же, как нельзя сегодня утолить голод, думая о пище, которую удастся съесть завтра. Свобода, которая появляется в результате самоосознанности, или присутствует, или нет. Мы не работаем для того, чтобы получить свободу, мы свободны.

Если присутствует внимание, разум свободен от рассеянности. Если эмоции свободны от страхов - не без страхов, но не привязаны к ним, - тогда они могут течь, как побуждающая энергия. Когда тело расслабленно и свободно от напряжения, оно чувствительно к эмоциям и энергии других и достаточно открыто для того, чтобы энергия могла свободно втекать в форму.

Брюс Ли впервые получил представление об этой возможности, когда был подростком и, по совету своего наставника Ипа Мэна , прервал усердные занятия и пошёл прогуляться к водам гонконгской гавани. Когда он наклонился над водой и погрузил пальцы в свое отражение, вода всколыхнулась в стороны. Секундой позже она вернулась и сомкнулась вокруг пальцев, идеально очертив форму руки.

Годами позже в эпизоде «Лонгстрит », который Ли помогал написать Стерлингу Силлифэнту , он постарался пробудить это же чувство у героя, советуя ему быть таким, как вода. «Когда наливаешь воду в чашку, она становится чашкой. Когда наливаешь воду в чайник, она становится чайником».

«Что может быть „более приспосабливающимся, чем вода“? Однако без удерживающей формы способность воды свободно течь и приспосабливаться становится бесполезной. Река без берегов - это просто наводнение, но текущая по руслу вода обладает значительной силой, которая может приводить в действие электрический генератор. Если разум достаточно сосредоточен для того, чтобы эффективно и с пониманием управлять формой тела, он открывает возможность прийти совершенно другой энергии».

«Злые люди хотят бороться, чтобы нанести противнику рану или убить его. Боевые искусства не отрицают такой возможности, но истинное внутреннее искусство замыкает эту злость и отчуждение само на себя таким образом, что возможность быть просто живым признаётся самим мастером. Многие не способны признать боевое искусство, как средство духовного выражения или внутренней работы. На Западе привыкли думать только о „победителях“ и „побеждённых“, без каких-либо альтернатив. В борьбе, тренировках боевых искусств, процесс конфронтации поглощается участниками таким образом, что каждый из них познает что-то. Ни „победитель“, ни „побеждённый“ не будут жить вечно в неизменной форме. В борьбе, как и в жизни, оба вовлечены в процесс познания и изменения. Противник - это не враг, это „Я“, но в другой форме. Когда вы боретесь, ваш противник становится вами. Вы противостоите своим страхам, силе и слабости, своей жизни вообще. Я участвовал в тысячах боёв и поэтому хорошо знаю, что значит чувствовать подобное. Ты знаешь, что должен выиграть, но выиграть означает победить самого себя».

«Боевое искусство похоже на зеркало, в которое вы смотрите перед умыванием. Вы видите себя именно таким, какой вы есть».

    Практически все удары при нападении проводятся после обманного движения или контратаки. Технически совершенное нападение включает в себя стратегию, скорость, тайминг , обманные движения и точный расчёт. Хороший борец стремится совершенствовать все эти элементы в процессе ежедневных тренировок.

Нас с детства учат бороться до изнеможения. Во что бы то ни стало прогибать под себя мир. Но пока мы бьёмся головой о стену, кто-то просачивается сквозь неё, словно вода. Что такое путь воды, которого придерживался легендарный Брюс Ли? Узнайте прямо сейчас.

«Чтобы контролировать себя, я сначала должен принять себя, действуя не вопреки своей природе, а следуя в соответствии с ней.» Брюс Ли

Брюс Ли (Ли Чжэньфань) не просто киноактёр, режиссёр и мастер боевых искусств. Физическая сила в нём сочеталась с метафизической философией. Он легенда, чьё имя с пиететом передаётся из поколения в поколение.
Ли начал заниматься кунг-фу в середине 1950-х. Его первым учителем стал Ип Ман, проповедовавший стиль Вин-Чунь.

Простой путь - правильный путь. В драке никому нет дела до красоты. Главное - уверенность, отточенные навыки и точный расчёт. Поэтому в методе Джит Кун-До я старался отразить принцип «выживания наиболее приспособленного». Меньше пустых движений и эне

В 1959 году Ли покинул Гонконг и отправился в Америку, сначала в Сан-Франциско, потом в Сиэтл. В США он открыл школу боевых искусств и начал преподавать собственный стиль кунг-фу - Джит Кун-До («Путь опережающего кулака»).
В 1971 году, на пике своей кинокарьеры, Брюс Ли снялся в сериале «Лонгстрит». В одном из эпизодов Ли произнёс фразу, основанную на китайской философии у-вэй (созерцательная пассивность) и ставшую очень популярной.

Однако знаменитый афоризм не объясняет всю философию воды Брюса и то, как он пришёл к ней. В 2001 году Джон Литтл (John Little), написавший много книг о Ли, издал сборник с ранее не публиковавшимися письмами, заметками и стихами актёра - «Брюс Ли: художник жизни» (Bruce Lee: Artist of Life). Это бесценный источник для понимания взглядов Брюса Ли на жизнь, любовь, воспитание детей и боевые искусства.
Судя по всему, философия воды пришла к Ли после разочарования: ему никак не удавалось постичь «искусство отрешённости», которому его учил Ип Ман. Вот что Брюс пишет по этому поводу.
Когда острота моего самосознания дошла до того, что психологи называют двойной связью, Учитель подошёл ко мне и сказал: «Храни себя, следуй естественным изгибам вещей, будь отрешён. Запомни: никогда не иди против естества, никогда не сопротивляйся напрямую проблемам, но контролируй их, поворачиваясь туда, куда они клонят. Оставь тренировки на неделю - пойди домой и подумай об этом».
Брюс так и сделал.
"Проведя много часов в медитации и духовной практике, я, наконец, сдался и отправился в одиночное плавание на джонке. В море я думал о своих тренировках. Это разозлило меня - я ударил по воде. И в это мгновение меня поразила одна мысль. Не вода ли олицетворяет суть кунг-фу? Я ударил её, но она не испытала боли. Я снова нанёс удар, со всей силы, - она вновь неуязвима. Затем я попытался удержать её. Но это оказалось невозможным. Однако вода, мягчайшая субстанция в мире, которую можно поместить даже в крошечный сосуд, только кажется слабой. На самом деле она может разрушить самые твёрдые материи на земле. Я бы хотел быть водой."
"Внезапно пролетела птица, бросив отражение на водную гладь. Тогда я впитал ещё один урок, ещё один скрытый мистический смысл открылся мне: в бою, перед лицом противника, твои мысли и эмоции должны быть словно отражение пролетающих птиц на воде. Это именно то, что имел в виду Учитель Ип, говоря «будь отрешён». Это не означало не иметь чувств - это значило не тяготиться и не душить их наедине с собой. Чтобы контролировать себя, я сначала должен принять себя, действуя не вопреки своей природе, а следуя в соответствии с ней."
Цитируя известное изречение Лао-цзы, Ли писал:
"Природное явление, которое наиболее близко отражает суть у-вэй в кунг-фу, - это вода. Вода - это самое мягкое и самое слабое существо в мире, но в преодолении твёрдого и крепкого она непобедима, и на свете нет ей равного."
Это отрывок из «Дао Дэ Цзин». Он раскрывает существо воды. Вода настолько прекрасна, что её невозможно зажать в кулак, ударить, ей неведома боль. Пронзи её ножом - не ранишь. Разорви её - останется целой. У неё нет формы - вода принимает форму сосуда, куда её наливают. Если её нагреть, она станет невидимым паром, но в ней столько силы, что она может расколоть толщу земли. Замерзая, вода кристаллизуется и превращается в мощные глыбы. Вода может быть быстрой, как Ниагарский водопад, и спокойной, как пруд. Она ужасает в бушующем потоке и освежает в жаркий летний день. Это и есть принцип у-вэй.

Иными словами, если перенести философию боевых искусств на обычную жизнь, прежде чем бороться с обстоятельствами, стоит попробовать приспособиться к ним. Нужно быть мягким, как вода, восприимчивым к быстро меняющимся обстоятельствам. Течение жизни само приведёт тебя к счастью. Сопротивляться стоит только поистине сильным бурям. Если же всё время грести против течения, быстро выбьешься из сил и пойдёшь ко дну.

Он был кумиром для миллионов людей по всей планете, его невероятные умения мотивировали на бескомпромиссное саморазвитие. Этот китайский боец был не только выдающимся актёром, но и философом, чьи изречения до сих пор помогают найти себя многим заблудшим душам. Философия Брюса Ли не всегда соответствовала его жизни, ведь Голливуд требовал жертв. Однако, несмотря на все внутренние противоречия, знаменитый мастер ушу продолжал идти только вперёд, сметая все препятствия на своём пути.

Биография

Брюс Ли появился на свет 27 ноября 1940 года в Сан-Франциско, где его отец, бывший актёром китайского театра, проводил свои выступления. Мать будущей звезды была наполовину немкой, так что Брюс не являлся чистокровным китайцем. Так как он родился в год и час Дракона, то в детстве его называли Маленьким Драконом. Однако ему было трудно оправдать столь грозное прозвище, так как с детства Брюс Ли был болезненным и слабым ребёнком.

Как ни странно, но первым увлечением легендарного бойца были отнюдь не единоборства. В 1954 году он начинает обучаться танцу ча-ча-ча, в котором достигает огромных успехов. Его пластика и безупречная координация принесли ему победу в чемпионате Гонконга по танцам. Из-за смешанного происхождения Брюса постоянно донимали сверстники, что привело его в 1956 году к Ип Ману, который на то время уже был прославленным мастером стиля Вин Чун. Занятия ушу вызывали у Маленького Дракона огромный интерес, в отличие от школьных уроков. В результате он выигрывает межшкольные соревнования по боксу, потеснив местного чемпиона, не знавшего поражений более трёх лет.

Переезд

Мастерство Брюса Ли постоянно росло, в результате чего он стал регулярно драться на улице. Сложный характер неоднократно втягивал молодого бойца во всевозможные истории, за некоторые проделки он даже попадал в полицию. Опасаясь за жизнь своего сына, отец отправляет Брюса в Сан-Франциско, где тот приступает к работе в ресторане своего дяди. Таким образом, Маленький Дракон не успел завершить своё обучение искусству Вин Чун, прозанимавшись этим стилем ушу всего 4 года.

Даже за океаном Брюс Ли не прекратил свои тренировки. В его комнатушке над рестораном стоял самодельный манекен, на котором будущий мастер отрабатывал технику Вин Чун. Помимо этого, он изучал английский язык, философию и математику, что помогло ему поступить в Высшую техническую школу имени Эдисона. Через год после её окончания, в 1961 году, Брюс поступает на факультет философии Вашингтонского университета.

Жизнь в США

Именно во времена учёбы в университете начинает формироваться философия Брюса Ли. Его работа в ресторане подошла к концу, так как он смог набрать группу учеников, с которыми за неимением помещения занимался в парке. Снарядами для отработки ударов служили деревья, обмотанные тряпками. Всё свободное время юного мастера уходило на изучение философии. Это принесло свои плоды, руководство Вашингтонского университета оценило старания Брюса, и он получил должность лектора В это время будущая звезда пишет книгу о философии ушу, которую публикует за свой счёт. Во время работы в университете Брюс Ли встречает свою будущую жену Линду Эмерли, которой тогда было всего 17 лет.

В 1963 году мастер ушу открывает свой первый зал, где обучает своему искусству всех, независимо от национальности. Такой подход ужасно злит других китайских мастеров, которые шлют ему гневные письма, угрожают расправой и даже приходят для проведения поединков. Несмотря на это, Дракон продолжает тренировать людей и пропагандировать ушу в Америке. Он проводит показательные выступления, чтобы привлечь как можно больше учеников.

Актёрская карьера

В 1965 году Брюс Ли прошёл пробы и стал актёром. До этого он уже неоднократно снимался в подростковом возрасте, так что проблем не возникло. Дальнейшая жизнь великого бойца проходит в постоянных съёмках и суете. В фильмах наиболее полно выражается боевая философия Брюса Ли — на экране он побеждает врагов в считаные секунды, одного за другим. Именно такой была его концепция идеального поединка.

Яркий мастер единоборств быстро стал популярен как в Китае, так и за его пределами. Фильмы с его участием собирали огромные деньги, благодаря им люди перестали относиться к «китайскому боксу» с пренебрежением. В это время философия Брюса Ли нашла своё внешнее выражение в его собственном боевом стиле под названием «путь опережающего кулака». Его основная идея — опережение оппонента, вместо того, чтобы блокировать его атаку и затем отвечать. Боевые сцены, написанные Брюсом, полностью отражают его взгляд на ведение боя, выводя постановочные поединки на совершенно новый уровень.

Философия воды Брюса Ли

Быть, как вода, — вот один из главных принципов яркого киноактёра. На формирование этого философского принципа повлиял его учитель — Ип Ман. Однажды у юного Брюса не получалось понять технику Вин Чун, сколько бы усилий он ни прилагал. Учитель, видя неверный подход своего ученика, отпустил его с тренировки и дал ему неделю на отдых, чтобы восстановить силы и подумать над основными принципами Вин Чун.

В один из дней отдыха Брюс Ли плавал на лодке, пытаясь понять, что же он делает не так. В порыве бессильной злобы он ударил по водной глади. Он смотрел, как вода тут же приняла исходную форму, не понеся никакого ущерба от его действий. И тут молодой боец начал понимать, что именно вода является для него идеальным примером. Ведь она преодолевает любые преграды, просачиваясь сквозь них, никакие удары не могут причинить ей вреда, она так мягка и при этом обладает колоссальной силой. Взгляд на этот вопрос хорошо отражает отрывок из цитаты Брюса Ли: «Стань бесформенным, бестелесным, как вода. Когда ты наливаешь воду в чашку, она становится чашкой, ты наливаешь воду в чайник, она принимает форму чайника».

Мягкость

Призыв стать подобным воде очень хорошо отражает принципы, к которым стремился гениальный актёр. Философия Брюса Ли гласит, что лишь самые приспособленные выживают в этом мире. Поэтому только тот, кто приспосабливается и постоянно изменяется, не имея формы, сможет выйти победителем из схватки. Известно, что в детстве Брюс занимался тайцзицюань — мягким стилем ушу, так что неудивительно, что его видение поединка стало именно таким.

Однако мягкость и подвижность вовсе не означают слабость и медлительность. Атаки мастера Вин Чун были сильны и стремительны, иногда настолько, что приходилось использовать специальные камеры, чтобы заснять его удар. К сожалению, Голливуд не позволял придерживаться многих принципов, к которым пришёл Брюс Ли. Нахождение в столь аморальной среде порождало множество внутренних конфликтов, нарушавших гармонию в душе актёра.

"Путь опережающего кулака"

Эта знаменитая книга была создана женой мастера из его записей, которые он так и не успел систематизировать. В ней собраны не только приёмы и подходы к тренировкам, но и философия. Брюс Ли, книга которого вышла лишь после его смерти, утверждал, что его концепция подходит любому боевому искусству. Поэтому не важно, занимаетесь вы боксом, карате или дзюдо, идеи, заложенные в ней, помогут вам стать сильнее и эффективнее.

Также "Путь опережающего кулака" пронизан философскими высказываниями, отражающими стремление великого бойца к самопознанию и духовному росту. Вот некоторые цитаты Брюса Ли:

"Джиткундо есть познание истины, образ жизни, движение к обретению сильной воли и полному контролю. Это познание зиждется на интуиции".

"Если вы не черствы душой, то внешний мир сам раскроется перед вами. В движении подражайте воде. В спокойствии будьте подобны зеркалу. Отзывайтесь, как эхо."

Дополнить "Путь опережающего кулака" может произведение, наиболее полно отражающее образ жизни, который вёл Брюс Ли, - "Философия и дух бойца". Это пятая часть известной книги - "Боевая школа Брюса Ли", написанной им в соавторстве с М. Уехарой. Именно она связывает воедино методы физического и духовного развития, которыми пользовался этот неординарный человек. Глубокое понимание этого философского труда поможет развить свой собственный стиль ведения боя, исключив бездушное подражание.

Боец и философ

К сожалению, гениальный актёр и боец погиб, так и не доведя до конца свои многообещающие начинания. Сегодня изречения Брюса Ли заполоняют интернет и не только, их можно услышать от многих фанатов боевых искусств. Этот великий человек стал путеводной звездой для спортсменов со всего земного шара. Брюс Ли, трюки которого до сих пор поражают зрителей, доказал, что нет ничего невозможного для человека, обладающего несгибаемой волей. По его пути идут многие тысячи последователей, которые следуют принципам именитого бойца. Пока люди помнят и чтят наследие Брюса Ли, его философия будет жить и развиваться.

Со смерти мастера боевых искусств, талантливого продюсера и режиссёра-постановщика Брюса Ли прошло уже 45 лет, однако его идеи как в области кунг-фу, так и в кинематографе продолжают влиять на современных мастеров. Не будет большим преувеличением сказать, что именно с Брюса Ли началось действительно массовое увлечение восточными боевыми искусствами. Маленький Дракон, как назвали его родители, сделал огромный вклад в популяризацию не только единоборств, но и восточной философии и культуры в целом.

Брюс Ли (1940 — 1973) прожил короткую, но до предела насыщенную жизнь. Он занимался спортом, танцами, кинематографом, разрабатывал диеты и писал стихи. При этом ко всем занятиям он подходил предельно серьёзно.

1. Брюс Ли ухитрился стать суперзвездой — у него есть звезда на Аллее славы — снявшись, по сути, в трёх фильмах (если не считать детские роли в Гонконге). Лишь два из этих фильмов он поставил самостоятельно. Всего за три картины он заработал 34 000 долларов гонораров. Причём для того, чтобы получить роль первого плана в своей дебютной картине «Большой босс», ему пришлось лично упрашивать владельца компании «Golden Harvest» Рэймонда Чоу. К тому времени Брюс уже был известным преуспевающим тренером и водил знакомство с десятками знаменитостей.

2. А вот фильмов о жизни, мастерстве и творческой карьере Брюса Ли сняли уже больше трёх десятков. Наиболее информативны и интересны картины «Брюс Ли: легенда», «История Брюса Ли», «Мастер боевых искусств: жизнь Брюса Ли» и «Как Брюс Ли изменил мир».

3. Чтобы понять, что вовсе не деньги были главным стимулом в кинематографической карьере Брюса Ли, достаточно сказать, что стоимость одного занятия в его школе единоборств доходила до 300 долларов. Стократно проклятые американские адвокаты, являющиеся героями анекдотов и кинокомедий за свои денежные аппетиты, стали зарабатывать 300 долларов в час только в 2010 годах. Речь, конечно, идёт не об адвокатах корпораций, но всё же… Денежную стабильность Брюсу Ли принёс вовсе не кинематограф.

4. Парни, с которыми Брюс Ли начал изучать кунг-фу, каким-то образом узнали о наличии у него немецкой крови (отец его матери был выходцем из Германии). Они наотрез отказались драться с нечистокровным китайцем. В качестве спарринг-партнёра выступал лично учитель Йип Ман.

5. Брюс был успешен в любом деле, за которое брался. Кроме учёбы. В школе его больше интересовали разборки со сверстниками. Родители были вынуждены перевести его из престижной школы в обычную, но и там дело шло ни шатко ни валко. «Остепеняться» мальчик начал лишь в 14 лет.

6. Благодаря врождённой пластичности Брюс Ли прекрасно танцевал и даже стал победителем одного из конкурсов в Гонконге. По легенде, придя записываться в школу кунг-фу, он предложил в обмен на обучение боевому искусству научить мастера танцевать ча-ча-ча.

7. Брюс Ли был потрясающе сильным и быстрым. Он отжимался на двух пальцах и подтягивался на перекладине на одном, держал 34-килограммовую гирю в вытянутой руке и наносил такие быстрые удары, что их не успевали снять кинокамеры.

8. Великий мастер боевых искусств был очень педантичен. Он скрупулёзно вёл записи своих тренировок, питания и занятий. Обобщая свои заметки, он создал особую диету. Часть дневников Брюса Ли опубликована, и его записи действительно очень интересны.

9. Человек, который считается непревзойдённым мастером боевых искусств, панически боялся воды. Гидрофобия Брюса Ли, конечно, не доходила до страха умыться или принять ванну, но плавать он так и не научился. Для подростка, выросшего в Гонконге, это удивительно, но это действительный факт.

10. Иногда можно встретить утверждение, что кунг-фу раннего Брюса Ли нельзя было отнести к какому-то определённому стилю. Дело в том, что стили кунг-фу исчисляются сотнями, и утверждение «NN — боец такого-то стиля» может говорить только о преобладающих приёмах в арсенале данного бойца. Брюс Ли же стремился создать нечто универсальное, причём не только из разных стилей кунг-фу. Так получился джит кун-до — метод, нацеленный на нанесение максимального урона противнику с минимальным расходом собственной энергии.

11. Джит кун-до — это не спортивное единоборство. По нему никогда не проводятся и не проводились соревнования. Ранее бытовало мнение, что мастера джит кун-до не участвуют в соревнованиях из-за того, что их искусство смертельно. На самом деле сама идея участия в соревнованиях противоречит философии этого метода.

12. Финальная сцена фильма «Возвращение дракона» остаётся классикой для фильмов о боевых искусствах. Брюс Ли и Чак Норрис показали в ней невероятное мастерство, а их поединок многие считают до сих пор непревзойдённым.

13. Брюс Ли никогда не был учителем Чака Норриса и не давал тому путёвку в кино. Норрис закрепился в кинематографе самостоятельно. Маленький Дракон лишь иногда подсказывал американцу, как красивее выполнить тот или иной удар. В своей книге воспоминаний Норрис лишь признаёт, что по совету Ли он стал уделять больше внимания ударам ногами в верхнюю часть тела. До знакомства с Брюсом Норрис не верил в зрелищность и эффективность подобных ударов.

14. Соприкасался с Брюсом Ли на съёмочной площадке и Джеки Чан. Ещё будучи подростком Джеки Чан участвовал в сценах массовых съёмок в фильмах «Выход дракона» и «Кулак ярости».

15. Деревянные тренажёры для кунг-фу, разрабатывавшиеся веками, не годились Брюсу Ли — он слишком быстро разбивал их. Один из друзей мастера усиливал элементы креплений металлическими деталями, но помогало это мало. Наконец, был разработан уникальный тренажёр, который нужно было подвешивать на толстых канатах, чтобы хоть как-то гасить силу ударов Брюса. Однако он так и не успел опробовать новинку.

16. На заднем дворе дома Брюса Ли висела боксёрская груша весом около 140 кг. Ударом ноги практически без разбега спортсмен отклонял её на 90 градусов по вертикали.

17. Брюс Ли вполне мог бы стать чемпионом мира по армрестлингу. Во всяком случае, он побеждал в этом состязании всех своих знакомых, среди которых слабых людей не было в принципе.

18. В 21-м веке это звучит банально, но Брюс Ли никогда не пил спиртного и не курил. Но если вспомнить, что в конце 1960 — начале 1970-х любой деловой разговор в Голливуде начинался минимум с алкогольного коктейля или виски, а сигареты с марихуаной завозили из Канады в студенческие городки целыми блоками, то стойкость Брюса заслуживает уважения.

19. Великий мастер не был исключительно боевой машиной. В университете он изучал философию. У Брюса Ли была большая библиотека, он любил читать и даже время от времени писал стихи.

20. Если рассматривать смерть Брюса Ли в отрыве от контекста других событий, всё выглядит логично: человек принял таблетку, содержавшую вещество, на которое у него была аллергия, помощь подоспела поздно и он скончался. Однако вакханалия, которая началась в кино и СМИ после смерти Брюса Ли, не может не вызывать серьёзных вопросов. Начиная с того, что телу Брюса Ли пришлось сыграть роль трупа Брюса Ли в фильме «Игра смерти» и заканчивая десятками фильмов, исполнители в которых брали псевдонимы, созвучные с именем ушедшего кумира миллионов, всё это пахло очень нехорошо. Сомнения в естественности смерти Брюса Ли появились сразу. Несмотря на то, что близкие спортсмена и актёра настаивают на том, что его смерть наступила от аллергии, поклонники Брюса Ли до сих пор продолжают сомневаться в этом.