Верные четвероногие друзья: Портреты братьев наших меньших в мировой живописи. Картины собаки(154) Собаки в живописи современных художников

Собака очень много значит в жизни человека. Это один из древнейших его спутников. Неудивительно, что в животные нередко изображались как на полотнах, так и в скульптуре. Художники просто не могли исключить этот образ из жизни. Картины с собаками выполнялись в разных техниках, стилях, в прямом и метафорическом смысле. Полотна с их изображением висят в музеях, составляют предметы частных коллекций. Подробнее о некоторых из работ можно узнать из этой статьи.

Артур Элси

Художник творил в то время, когда стало популярным изображать сцены домашней жизни. Стремительно растущий средний класс предпочитал видеть что-то более привычное. Особым вниманием пользовались сюжеты, где главными героями выступали маленькие дети. Чаще всего на картинах их изображали в процессе игры с домашними животными.

Среди других художников, работавших в этом направлении, наиболее известным был Артур Джон Элси. Его работы изображали тихие, милые и теплые сюжеты и еще при жизни творца получили огромную популярность.

Полотно под названием «Спокойной ночи» наполнено домашним уютом и радостью. На нем изображена маленькая девочка в сорочке, которую мама или няня ведет в кровать. На прощание ребенок машет рукой большой собаке породы сенбернар и двум маленьким щенкам.

Здесь тесно соприкасаются жизнь человека и животного. Взрослая собака спокойно глядит на уходящего ребенка, а щенята еще не совсем отошли от предыдущей игры. Вероятно, они также вскоре отправятся спать.

Федор Решетников

Еще одна картина с собаками на реалистичную тему. Название - «Опять двойка». Здесь собака не выступает главным персонажем картины, но является ее неотъемлемой частью. Все герои полотна огорчены тем, что мальчик снова пришел домой с плохой оценкой, но лишь собака искренне рада видеть своего друга. Ей неважно, как хорошо ребенок учится, ведь она весь день ждала его возвращения. Верный четвероногий друг разделит с мальчиком как веселые минуты игр, так и суровое наказание.

Кассиус Кулидж

Невозможно говорить о картинах про собак и не вспомнить об одном из самых известных полотен - «Собаки, играющие в покер». Ее автор Кассиус Кулидж был популярным художником-карикатуристом. Один из сюжетов в его исполнении - собаки, которые изображены в «человеческих» ситуациях.

Вместе эти полотна образуют серию из 16 картин. Именно они принесли художнику славу. Картины были написаны на заказ рекламного агентства Brown & Bigelow, которому потребовались иллюстрации для календаря одной сигарной компании.

Никаких конкретных требований и ограничений по сюжету не выдвигалось, поэтому Кулидж воплотил смелую и оригинальную идею - представил хорошо знакомые ситуации из жизни людей, но с одним существенным отличием - героями выступили собаки различных пород.

На одной из иллюстраций маленькие бульдоги играют в покер против «серьезных» соперников. Те держат себя чинно, но все время терпят поражение, а вот два мелких соперника жульничают и срывают солидную сумму. Две картины «Смелый блеф» и «Ватерлоо» показывают одну сцену. На первой сенбернар с помощью блефа хочет получить весь выигрыш, а на второй его партнеры по игре возмущены тем, что поддались, а карты у сенбернара оказались далеко не крупными.

Томас Бликс

Любимым развлечением аристократии 18-19 вв. была охота. Это увлечение стало популярным как в России, так и за рубежом. Одним из художников, который написал много с собаками, был Томас Блинкс.

Его работы нередко выставлялись в галерее Королевского общества Великобритании, а также в Академии. Художника отличало мастерство изображения охотничьих собак во время погони, отдыха.

Картины Блинкса очень точно передают красоту природы, азарт, который возникает во время погони за добычей, напряженность как животных, так и людей.

Артур Вардл

Британский художник, который часто делал животных героями своих картин. Изображал как диких зверей, так и домашних. У Варлда много картин с собаками. Одна из них носит название «Дневная прогулка».

На ней мы видим молодую даму в прелестном платье, которая мечтательно смотрит вдаль. Ее окружают три собаки разных пород. Самую маленькую из них дама держит на руках.

Все здесь просто и легко. Ощущаются изменения в искусстве, когда потребности аудитории начали диктовать художникам, что именно должно быть изображено на картинах, если они хотят продать ее.

Сэр Эдвин Ландсир

Он один из наиболее известных живописцев викторианской эпохи, любимый автор королевы Виктории. Он был также прекрасным скульптором. Его львы, что украшают Трафальгарскую площадь, стали настоящим символом этого места.

В 19 веке ученые все больше интересовались наличием разума у животных. Именно поэтому в своих произведениях Ландсир изображает собак в состоянии сильнейших эмоций, придавая чертам сходство с человеком.

На своих полотнах художник часто писал одну и туже породу собак. Позднее эту разновидность ньюфаундленда назвали в честь Ландсира.

К примеру, картина «Спасенная». На ней собака вытащила из воды девочку, которая лежит без сознания. Животное измождено и напугано тем, что ребенок может не очнуться. Собака умоляюще смотрит вверх, аналогично тому, как мы порой смотрим в небо в тяжелые минуты и просим помощи.

Филип Рейнгел

Не только британские художники имели страсть к изображению животных. Одна из с собаками принадлежит кисти шотландского живописца Филипа Рейнгела и называется она «Портрет необычной музыкальной собаки».

На ней изображен четвероногий исполнитель с очень серьезной и сосредоточенной мордочкой. Складывается впечатление, словно художник отвлек его от важной репетиции или процесса сочинения своей просьбой немного попозировать. Рейнгел умело расставил акценты: ведь шерсть собаки темно-шоколадного цвета, и только несколько пятен на морде позволяют ясно различать черты животного.

Б. Адам

Этот художник создал особую картину собаки со щенятами. В сарае или на сеновале, где ей отведено место, мама со своими малышами отдыхает вдали от суеты и шума. Кажется, будто она смотрит на зрителя настороженно, допуская его достаточно близко, но все же готовясь при необходимости защитить потомство.

Щенята, нарезвившись вдоволь и сытно поев, разместились возле мамы и лениво дремлют. Интерес вызывает также цветовая гамма картины: сочетание рыжих, коричневых и черных тонов усиливается солнечным светом, пробивающимся в помещение.

В отличие от предыдущих художников, Б. Адам не придает морде или же выражению глаз животного сходства с человеческими. У него собака изображена реальнее, но от этого она не менее прекрасна.

Антон Ван Дейк

Фото картины с собакой этого художника нетрудно найти в сети. Ван Дейк знаменит не одним полотном. Его мастерство проявляется не только в потрясающей технике, но и в тонкостях композиции.

В центре картины сидит огромный пес породы мастиф. Мы видим, что это верный и преданный друг семейства. Однако его шерсть изображена так, что, несмотря на внушительные размеры, взгляд зрителя ненадолго задерживается на животном. Куда больший интерес представляет лицо юного принца. Цвет его костюма контрастирует с собакой, а глаза приковывают внимание. Осмотрев всех остальных детей, мы следим за рукой младенца, указывающего на животное, и снова возвращаемся к нему.

Картины с собаками играют важную роль в развитии искусства. С их помощью художники могли предавать атмосферу тепла и уюта, благополучия и достатка, движения и скорости. Недаром эти животные так долго идут с нами рядом.

Питер Брейгель Ст. Охотники на снегу. Фрагмент

Охотники Брейгеля, часовой Фабрициуса, мопс Хогарта, вериги из Переславля-Залесского

15 марта 2018 Людмила Бредихина

Питер Брейгель Старший. Охотники на снегу. 1565. Музей истории искусств, Вена

Только не путайте этих охотников с "Охотниками на снегу" Питера Брейгеля Младшего, что довольно трудно. Попробуйте сориентироваться по собакам ― у Старшего они совсем унылые. Эта картина из цикла "Времена года" из шести картин (сохранилось пять). Три из них находятся в собрании Музея истории искусств в Вене. Здесь, понятное дело, зима. Видимо, уникальная резкость картины завораживала кинорежиссеров и часто цитировалась многими, от Тарковского в "Зеркале" до Триера в "Меланхолии". В оригинале на льду, говорят, видны тени людей. Это в пасмурную-то погоду!


Птицы на воле и в ловушке, собаки и охотники ― все и впрямь очень меланхоличны. Охотникам практически без добычи (одна лиса на всех) явно неприятно смотреть влево, в сторону костра, где опаливают домашнюю свинью, и даже дети при деле. Меланхоличный пейзаж вряд ли писан с натуры, но жизнь здесь пока идет своим чередом, люди возят хворост, тушат пожар, катаются на коньках и санках. Питер Брейгель Старший отсылает нас не только к Ларсу фон Триеру, но и к недавней лекции Бориса Гройса в Киеве насчет того, что искусство давно готово к концу света. А мы все никак.

Антон ван Дейк. Портрет Джеймса Стюарта. Около 1634-1635. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Фламандец Антон ван Дейк родился 22 марта 1599 года в Антверпене и был седьмым ребенком в семье богатого торговца тканями. В десятилетнем возрасте его отдали в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена. Попозже он испытал сильное влияние Рубенса, у которого тоже работал помощником, а потом уж ― влияние венецианской школы. Ван Дейк написал столько изящных парадных портретов, что его можно считать причастным к самоубийству этого жанра. "Портрет Джеймса Стюарта" (1632) ― прекрасный тому пример. Элегантный герцог, не менее элегантно написанный, много теряет рядом со своей живой и непосредственной собакой. На собак парадность, к счастью, не распространялась.

Герард Терборх. Женщина, моющая руки. 1665. Дрезденская галерея

Герард Терборх ― мастер жанровой живописи голландской школы. Оставил множество сцен из крестьянской жизни, писал доярок и коров, но с конца 1640-х начал специализироваться на интерьерах с небольшим числом действующих лиц. Художник сильно нуждался и, понятно, в качестве моделей часто использовал круг близких людей, в частности, сестру Гезину. Скорее всего, именно она и ее собачка изображены на картине. А картины на стене, скорее всего, принадлежат кисти самого Герарда. Жаль, резкость здесь не та, что у Брейгеля Старшего. Собачка на редкость мила и держится с большим достоинством. В еe глазах легко прочесть: "И в бедности достойна добродетель". То же мы читаем в облике дамы. Дамы и их собачки часто пребывают в полном согласии, что и увековечил внимательный голландский художник.

Сэмюэл Диркс ван Хогстратен. Вид вдоль коридора. 1662. Национальный фонд Дирхэм-парк, Великобритания

Ученик Рембрандта, писатель, поэт, учtный, теоретик искусства. Одновременно с Сэмюэлом в мастерской Рембрандта учился Карел Фабрициус, благодаря общению с которым Хогстратен увлекся перспективой и разными эффектами по обману зрения. В этой области он как раз и прославился. Знаменитой стала "перспективная коробочка", внутри которой можно через смотровое отверстие увидеть миниатюрное изображение интерьера типичного голландского дома. Впрочем, его традиционные картины вроде "Вида вдоль коридора" тоже часто построены на эффектах перспективы.

Карел Фабрициус. Часовой». 1654. Художественный музей, Шверин

Самый известный ученик Рембрандта. Его судьба экзотически трагична ― он с семьей взорвался на пороховом погребе. Сохранилось всего десять картин этого художника. К числу шедевров принадлежит виртуозная композиция "Часовой" и маленькая картина "Щегленок" с контрастом тщательно прописанного насеста и несфокусированной птички. Обе работы написаны в один год. Картина "Часовой" знаменита сложным решением света и тени ― солнце энергично вламывается в городское пространство и весьма своевольно организует перспективу. Часовой с ружьем тем временем сладко спит. Трогательная черная собачонка заняла промежуточную позицию ― неподвижная, как часовой, она выражает сложную гамму чувств от праздного любопытства до преданности и живого укора.

Бартоломе Эстебан Мурильо. Мальчик с собакой. 1650-1660. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Знаменитый испанский живописец, глава севильской школы. Испытал влияние ван Дейка, Веласкеса, с которым дружил, и итальянской школы, конечно. Оставил огромное наследство ― более 400 картин разных жанров. Среди них сценки из народного быта и повседневной жизни детей, обитателей севильских улиц. Картина "Мальчик с собакой" из этой серии. Для испанского бытового жанра характерны крупнофигурная композиция и отсутствие сюжетного действия. В образах Мурильо легко улавливается нотка сентиментальности. Между этим портретом и "Портретом Джеймса Стюарта" тридцать лет и вся Европа. Присутствие собаки подчеркивает те серьезные изменения, которые произошли в живописном портрете.

Уильям Хогарт. Автопортрет с мопсом Трампом. 1745. Галерея Тейт, Лондон

Хогарта часто называют основателем национальной английской школы живописи, хотя никто из младших соотечественников не был его прямым учеником. Художник смело экспериментировал с композицией, колористическим решением, манерой наложения мазка. Знаменитый "Автопортрет с собакой" напоминает скульптурный бюст, хотя построен им как натюрморт, центральную часть которого занимает овальное изображение, расположенное на стопке книг, среди которых, конечно, Шекспир. Большое влияние на Хогарта оказала идея Просвещения о том, что с помощью творчества можно искоренять пороки. На переднем плане помещены любимый пес Хогарта — Трамп и палитра с нанесенной на нее волнистой линией, которую художник почему-то называл "линией красоты". Трамп, подобно хозяину, строг и печален ― мир так не совершенен. И заметьте, как выгодно сам Трамп отличается от нынешних мопсов. В наше время Хогарту поставили памятник, естественно, с Трампом, хотя последнего несправедливо задвинули за фигуру художника. Думаю, Хогарт этого не позволил бы.

Филипп Рейнегл. Портрет музыкальной собаки. 1805. Музей изобразительных искусств штата Вирджиния, США


Удивительный художник, который в какой-то момент испытал отвращение к портретной живописи и в итоге стал успешным анималистом. Нечего добавить.

Артур Элсли. Собаки егеря. Около 1908. Частная коллекция

И в наше время любовь к собакам может сыграть злую шутку с живописцем. Если бы Артур Элсли не так заметно предпочитал собак людям, его живопись определенно выиграла бы. А теперь она, по общему мнению, находится на границе между искусством и китчем: еще не китч, но уже и не искусство. На картине "Собаки егеря" видна неприятная кукольность лиц детей (мне кажется, иногда это заметно на картинах нашего Перова). Да и сам егерь не так хорошо выглядит, как его собаки. Хотя получше детей-то…

Эдмунд Блэр Лейтон. Леди Годива. 1892. Национальный фонд Дирхэм-парк, Великобритания


Эдмунд Лейтон ― художник второй волны прерафаэлитов. Эта картина ― единственная, известная мне, где легендарная леди Годива полностью одета. И единственная картина, где собаки изображены сзади.

Легендарная леди была женой графа Леофрика, одного из самых влиятельных людей Англии и приближенного короля Эдуарда Исповедника (XI век). Уполномоченный монархом, граф собирал непомерные налоги с подданных. До наших дней дошли исторические свидетельства о жестокости графа к неплательщикам ― вплоть до смертной казни! Благочестивая Годива упрашивала мужа изменить поведение, и однажды, будучи очень пьяным, Леофрик обещал сделать это, если жена проедет обнаженной на лошади по улицам города Ковентри. Он был абсолютно уверен, что известная монашеским поведением Годива не решится на такой поступок. Но она решилась. Правда, попросила жителей города закрыть в этот момент ставни. По легенде, жестокий граф устыдился и сделался много мягче.

В 1678 году жители Ковентри учредили ежегодный фестиваль в честь леди Годивы, сохранившийся и по сей день.

История о леди Годиве несколько напоминает известную жителям Переславля-Залесского легенду о жестком сборщике налогов Никите. Этот мытарь был так упорен и жесток, что однажды благочестивая жена его увидела в борще руки-ноги несчастных жертв, на что тут же указала Никите. Тот ужаснулся и со свойственным ему упорством твердо встал на путь праведника. Сегодня Никитский монастырь в Переславле хранит его вериги, которые оказались полезны для излечения одержимости (практик экзорцизма).

Подумалось, что простое размещение фоторепродукций анималистических картин, посвященных образу собаки, будет слишком примитивным решением. Пост будет восприниматься гармоничнее, если добавить немного поэзии, музыки и видео.
Но главным образом, конечно, основу поста составляют фоторепродукции картин и замечательные стихи, раскрывающие образы наших четвероногих друзей - собак.

СЕРГЕЙ ЕСЕНИН

СОБАКЕ КАЧАЛОВА

Офицер с собакой (В интерьере). 1886

Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай, Джим, на счастье лапу мне.

Пожалуйста, голубчик, не лижись.
Пойми со мной хоть самое простое.
Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,
Не знаешь ты, что жить на свете стоит.

Хозяин твой и мил и знаменит,
И у него гостей бывает в доме много,
И каждый, улыбаясь, норовит
Тебя по шерсти бархатной потрогать.

Ты по-собачьи дьявольски красив,
С такою милою доверчивой приятцей.
И, никого ни капли не спросив,
Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.

Мой милый Джим, среди твоих гостей
Так много всяких и невсяких было.
Но та, что всех безмолвней и грустней,
Сюда случайно вдруг не заходила?

Она придет, даю тебе поруку.
И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.


Максимов Василий Максимович. Все в прошлом. 1889


Райски Луис Фердинанд фон. Портрет девушки. 1860


William Hogarth


Р.К.Жуковский. Служанка прогуливает собачек. 1843. Государственный музей А.С.Пушкина, Москва


Arthur Wardel. A comforting friend

ПЕСНЬ О СОБАКЕ


Edmund Caldwell. Ready for the Run (Hounds)

Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.

До вечера она их ласкала,
Причесывая языком,
И струился снежок подталый
Под теплым ее животом.

А вечером, когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок.

По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать...
И так долго, долго дрожала
Воды незамерзшей гладь.

А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков.

В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.

И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.


Briton Riviere. Requiescat


Джордано Лука. Смерь Адониса, фрагмент


Albrecht Schenck. Found


C H Blair. So Near yet so Far (Jack Russell Terrier)

САША ЧЕРНЫЙ

ЩЕНОК


John Carter. First Taste of the Whip (Fox hounds)

В углу сидит в корзинке фокс -
Пятинедельный гномик.
На лбу пятно блестит, как кокс.
Корзинка - теплый домик.
С любой туфлей вступает в бокс
Отважный этот комик.

В корзинке маленький апаш
Зарыл свои игрушки:
Каблук, чернильный карандаш,
Кусок сухой ватрушки,
И, свесив лапки за шалаш,
Сидит, развесив ушки.

Понять не может он никак, -
Притих и кротко дышит:
Там у окна сидит чудак
И третий час все пишет
Старался фокс и так и сяк,
Но человек не слышит:

Рычал, визжал, плясал у ног
И теребил за брюки,
Унес перчатку за порог
И даже выл от скуки,
Но человек молчит, как дог,
К столу приклеив руки.

Как глупо палочкой водить
По беленькой тетрадке!
Во всю помчался б лучше в прыть
До кухонной площадки.
Над печкой солнечная нить,
Полы вокруг так гладки.

Блестит солидный, темный шкаф.
Сиди и жди. Ни звука.
На печке бронзовый жираф -
Таинственная штука.
Фокс взвизгнул с болью в сердце: «Тяф!»
Молчать - такая мука.

И вдруг серьезный господин
Вскочил, как на резинке,
Швырнул тетрадку на камин
И подошел к корзинке.
И фокс, куда девался сплин,
Вмиг оседлал ботинки.

Как дети оба на ковре,
За лапы рвут друг дружку.
Фокс лезет в яростной игре
На самую макушку.
На лай, как эхо, во дворе
Дог гулко рявкнул в пушку.

Лучи сползаются в пучки.
Стрекочет сердце глухо.
Щенок устал. Закрыл зрачки,
Лизнул партнера в ухо.
Застыли строгие очки,
Трамвай жужжит, как муха.

Щенок в корзинке так похож
На карлика-лощадку.
По тельцу пробегает дрожь,
Врозь лапки, нос - в лопатку.
И человек вздохнул: «Ну что ж»
И снова за тетрадку.


James Yates Carrington. Such a Getting Downstair (Hounds)


John S Hayes. African Explorers (Terriers)


Edmund Caldwell. Day"s Work Done (Hounds)


Thomas Earl. Bed of Roses (Yorkshire Terrier)


William Weekes. An Appeal to the Benevolent

Мультфильм "Пудель" со стихами С.Я. Маршака :

Саша Чёрный

К пуделю

Черный пудель, честная сoбака!
Незнаком тебе ни Кант, ни Лев Толстой,
И твое сознанье полно мрака.
Кто учил тебя быть доброй и простой?
Любишь солнце, человека, игры,
К детворе во всю несешься прыть.
Если люди стали все, как тигры,
Хоть собаке надо доброй быть.
Ведь никто не драл тебя дубиной
И брошюр партийных не давал, -
Но спеша вдоль стен домой с корзиной,
Не сбежишь ты с хлебом, как шакал.
И когда на шум собачьей драки
Сквозь забор ты мчишься через жердь,
Не грубишь ты сбитой с ног собаке,
Не визжишь, как бешеная: "Смерть".
Ты чутка, полна ума и чести,
Не протянешь лапы наглецу,
И значок собачий твой из жести
Многим людям более к лицу.
«Человек - звучит чертовски гордо» -
Это Горький нам открыл, Максим.
Ты не веришь? Ты мотаешь мордой?
Ты смеешься, кажется, над ним?


Sir Edwin Landseer. Laying down the Law (humorous)


Н.Е.Сверчков. Любимый пинчер. Частное собрание


Н.Е.Сверчков. Мопс. Одесский художественный музей, Одесса


Н.Е.Сверков. Собака с бантиком. Частное собрание


Н.Е.Сверчков. Собака. 1881. Частное собрание

Даниил Хармс

Бульдог и таксик


George Smith. Lucy (Bulldog)

Над косточкой сидел бульдог,
Привязанный к столбу.
Подходит таксик маленький
С морщинками на лбу.

«Послушайте, бульдог, бульдог», -
Сказал незванный гость.
«Позвольте мне, бульдог, бульдог,
Докушать эту кость!»

Рычит бульдог на таксика:
«Не дам вам ничего!»
Бежит бульдог за таксиком
А таксик от него.

Бегут они вокруг столба,
Как зверь бульдог рычит,
И цепь гремит вокруг столба,
Вокруг столба гремит.

Теперь бульдогу косточку
Не взять уже никак.
А таксик, взявши косточку
Сказал бульдогу так:
«Пора мне на свидание,
Уж восемь без пяти,
Как поздно,
До свидания
Сидите на цепи».


Henriette Ronner-Knip. While Masters Away


Настоящий джентльмен. 2006


Stanley Berkeley. The Voyage Of Discovery


Stanley Berkeley. Nemesis

Т. и С.Никитины - Собачий секрет
стихи - Юнны Мориц, музыка - Сергея Никитина
3:12 мин, 1.29 Мб.

Юнна Мориц

Собачий секрет


Briton Riviere. Envy, Hatred, Malice (Pugs, setters, terriers, King Charles Spaniels)
Собака бывает кусачей
Только от жизни собачей
Собака бывает кусачей -

William Henry Trood. Forgive and Forget (cat and dogs)

Собака хватает зубами за пятку,
Собака съедает гражданку лошадку
И c ней гражданина кота,
Когда проживает собака не в будке,
Когда y нее завывает в желудке.
И каждому ясно, что эта собака - круглая сирота.


Н.Е.Сверчков. Лошадь с собакой. 1875. Государственный музей изобразительных искусств Кыргызстана, Бишкек

Никто не хватает зубами за пятку,
Никто не съедает гражданку лошадку
И c ней гражданина кота,
Когда y собаки есть будка и миска,
Ошейник, луна и в желудке сосиска.
И каждому ясно, что эта собака - не круглая сирота.


Edwin Landseer.There"s No Place Like Home (Terrier)

Собака бывает кусачей
Только от жизни собачей
Только от жизни, от жизни собачей
Собака бывает кусачей -


James Yates Carrington. Insubordination (Bull Mastiff)

Собака несчастная очень опасна,
Ведь ей не везет в этой жизни ужасно.
Ужасно как ей не везет -
Поэтому лает она как собака,
Поэтому злая она как собака.
И каждому ясно, что эта собака всех без разбору грызет.


Lucy Leavers - Startled

Прекрасна собака, сидящая в будке,
У ней расцветают в душе незабудки,
В желудке играет кларнет -
Но шутки c бродячей собакой бездомной
Опасны, особенно полночью темной!
Вот самый собачий, вот самый огромный,
Огромный собачий секрет!

Sir Edwin Landseer. Impudence (Skye Terrier)

Завершаю этот пост еще рядом фоторепродукций картин на "собачью" тему:


Lucien Davis. Love Me, Love My Dog (Jack Russell Terrier & doll)


Декамп Александр-Габриель. Охотничьи собаки


Eugene Petit - On the Scent

Продолжение предполагается...

Наши четвероногие друзья часто служат музами для художников. На протяжении всей истории искусства они появлялись на портретах с представителями аристократии, с известными креативами и были увековечены как воздушные шары - и это всего лишь небольшая часть искусства, в которой собаки играют значимую роль. Они - живые символы защиты, верности и безусловной любви, поэтому так легко понять, почему их милые морды сияют рядом с людьми в длинной и красочной визуальной истории.

Собаки в истории искусств


Они найдены даже в древнем искусстве. В Помпее была обнаружена мозаика собаки. Слова внизу, Cave Canem , переводят как «остерегайтесь собаки». Считается, что это должно было предупредить посетителя.

Изображение собак было еще в первом веке нашей эры. Один очаровательный пример - парочка, найденная около Чивиты Лавинии, Италия, в 1774 году. Художник-художник и арт-дилер Гэвин Гамильтон раскопал место, названое Dog Mountain, и обнаружил, среди прочего, мраморный портрет двух гончих. По данным Британского музея, они были созданы где-то между 1 г. н.э. до 199 г. н.э.


На картине, написанной Лавинией Фонтана около 1580 года, юная болонская дворянка, которая только что вышла замуж. Богато одетая и увешанная изысканными драгоценностями, она кажется одинокой и грустной, но на темном фоне и темно-красном платье выделяется светлым радостным пятном ее крошечная собачка.

«Охотники в снегу» Питера Брейгеля Старшего, 1565 год.

За эпохой Возрождения в 18 веке собачьи породы стали стандартизованными. Это привело к созданию картин, где животные были звездами композиций. Натюрморт - давняя традиция в искусстве, и Пол Гоген создает свой в 1888 г, названный «Натюрморт с тремя щенками».

Вскоре после Гогена, одной из самых известных коллекций картин, на которых были написаны собаки, стала - Dogs Playing Poker. Эта знаковая работа американского художника Кассиуса Марцелла Кулиджа началась с «Покер-игра» в 1894 году, а потом в 1903 году появилась серия из 16 картин, заказанных для рекламной кампании сигар, она была завершена в 1910 году.
В каждой из них группа собак, играющих в покер. Они стали невероятно известными в Соединенных Штатах и продолжают появляться в современной культуре .

– Зачем здесь дикая собака? Жена ответила: Этот зверь уже не называется дикой собакой. Его имя – Первый Друг. Собака станет нашим другом всегда, всегда, всегда. Когда ты пойдёшь охотиться, позови её с собой. (Р. Киплинг) В зороастризме собака – по значимости и святости – следующее после человека существо. Особенно было важно кормление собаки. Всю п

ищу, которую получает собака, получают и умершие предки. Поэтому собак кормили исключительно хорошо, они питались наравне со своими хозяевами. Собака – спутник. И потому она ведёт человека при сете дня его жизни, и сопровождает после смерти. Символов и ассоциаций, связанных с собаками – великое множество. Столь же разнообразны и картины с собаками, представленные в данном разделе. Тут вы найдёте и охотничьих собак на картинах. Они отдыхают после тяжкого трудового дня, или, напротив, находятся в пылу погони за зверем. Такие картины – идеальны для мужской «берлоги» или для охотника. Любители маленьких декоративных собачек тоже могут подобрать картину по вкусу. Тут вам и померанцевые шпицы, и карликовые пудели, и царственные левретки. Деткам наверняка понравятся картины с щенками. Холст маслом, собаки на котором ведут свою привычную жизнь – это весомая деталь интерьера в любом стиле – от хай-тека и модерна до классического и стиля кантри.