Прокуратура впервые подала иск против мобильного оператора за похищение средств абонента

Телефонные мошенники использовали схему с подменой номера, клиент подумал, что звонок шел с территории РФ. В итоге у него украли деньги

Прокуратура впервые подала иск против мобильного оператора за похищение средств абонента

Фото: Игорь Низов/Фотобанк Лори

В России подан первый иск против мобильного оператора за похищение средств клиента телефонными мошенниками. Что это за оператор, в иске не называется, но подала его прокуратура Ленинградской области, пишет РБК. Как посчитало следствие, мошенники использовали схему с подменой номера, из-за чего жертва подумала, что звонок шел с территории России. У 84-летнего абонента в итоге были украдены деньги.

Таким образом, оператор, по мнению следствия, нарушил КоАП и услуги связи оказал ненадлежащим образом. Полная формулировка — «причинение имущественного ущерба в размере материальных потерь, понесенных в процессе оказания услуги связи либо в связи с ее оказанием». Управляющий партнер московской коллегии адвокатов «Юрасов, Ларин и партнеры» Владимир Юрасов впервые за свою практику услышал о подобном иске:

Владимир Юрасов управляющий партнер московской коллегии адвокатов «Юрасов, Ларин и партнеры» «Судя по формулировке искового заявления, речь идет о взыскании средств, которые потеряло физлицо. Если бы один из операторов, который рано или поздно будет известен нам, потому что в России открытые судебные заседания, кроме засекреченных, совершил действия, которые, возможно, не принесли бы тех убытков, которые понесло физическое лицо. Задача истца, то есть физлица, — доказать, что он надеялся, что именно оператор телефонной связи окажет ему качественные услуги, в том числе отсутствие звонков мошенников — это качественное оказание услуг. Некачественное оказание услуг, предполагаю, — это звонки мошенников, реклама и так далее. Задача ответчика в этой ситуации — доказать, что у него, к примеру, не было технических возможностей, финансовых ресурсов, то есть это гражданско-правовой спор, который может вылиться и в суд второй инстанции, то есть апелляцию, нельзя исключать, что будет и кассация, но вообще это беспрецедентный иск. Я первый раз в своей 20-летней адвокатской практике слышу про такие иски. Когда мы заключаем договор с оператором как физическое лицо, мы предполагаем априори, что нам должна быть оказана безопасная услуга, в том числе не должны звонить мошенники и еще иные лица, мы за это платим деньги».

Сейчас законодательство требует от мобильных операторов прекратить оказание услуг, в том числе не пропускать иностранный вызов в свою сеть, если номер абонента искусственно подменен.

Все крупные операторы эти требования соблюдают, нарушение допустил, скорее всего, небольшой игрок, считает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин:

Прокуратура впервые подала иск против мобильного оператора за похищение средств абонента

Эльдар Муртазин ведущий аналитик Mobile Research Group «С конца 2022 года в России вводится система «Антифрод», к ней подключаются разные операторы, операторов у нас больше тысячи. Если говорить про крупных операторов, они подключились, и подмена номеров сегодня де-факто невозможна, во время звонка номер проверяется на то, что он реально существует в той или иной сети. Технически это видно, у операторов есть логи, они могут доказать, был реально проверенный номер и что происходило. Исходя из этого, если это маленький оператор, номер которого использовался для подмены, и он не был подключен к этой системе, то возможны проблемы, но у нас нет закона, который бы обязал оператора до декабря этого года подключиться. Есть штрафы, штрафов было немного, до миллиона — на оператора, 35 млн рублей в виде штрафов Роскомнадзора выписано за тех, кто не подключился. Если это один из этих маленьких операторов, да, на него можно подать иск в суде, этот иск, скорее всего, выиграют, и средства, которые потратили на мошенников, будут компенсированы. В целом система работает хорошо, проблемы именно с подменой номеров не существует, поэтому говорить о том, что эта история будет как-то развиваться, наверное, не стоит. Несколько лет подмена номеров оставалась бичом, потому что мошенники этим пользовались, они подменяли свои номера, как будто МВД звонит или еще кто-то, сегодня этой проблемы не существует, поэтому их выдавливают в мессенджеры, они звонят в WhatsApp, Telegram и так далее, потому что там как раз легко поставить любую иконку, назвать себя кем угодно».

За первый квартал 2024 года телефонные мошенники украли у россиян 4 млрд рублей. При этом злоумышленники атаковали жертв 13 млн раз и пытались похитить 2 трлн рублей.

Источник: bfm.ru