В редакцию Business FM обратился подмосковный предприниматель, он продавал на Wildberries пуховые платки. В описании товара он указал, что платок выполнен в знаменитом оренбургском стиле. В названии, по его словам, такой формулировки не было. И тем не менее на продавца подали в суд за незаконное использование наименования места происхождения товара. Как не нарушить закон, продавая пуховые платки?
Фото: Николай Винокуров/фотобанк «Лори»
Нельзя просто так выставить на продажу пуховый платок и написать, что он из Оренбурга. То же самое и с тульским пряником, и с краснодарским чаем, и с башкирским медом, а также с адыгейским сыром. Все эти товары находятся в списке наименований мест происхождения товара (НМПТ). Ведет его Роспатент.
Суть НМПТ в том, чтобы защитить локальные производства, которые выпускают исконно местный товар с уникальными свойствами. К примеру, производитель краснодарского чая должен зарегистрироваться в Роспатенте и доказать, что его чай производится именно в Краснодарском крае и имеет особые свойства. Получить права на НМПТ могут сразу несколько производителей.
А вот те, кто продает эти товары, но не регистрировал свои права, рискуют оказаться в суде. Потому что правообладатель может взыскать убытки. По усмотрению суда — от 10 тысяч до 5 млн рублей. Либо двойную стоимость проданной продукции.
Предприниматель, который связался с Business FM, утверждает, что старался продавать все по закону, но иск все равно пришел. А о том, что нельзя использовать словосочетание «оренбургский платок», он не знал — описание для него сгенерировал ChatGPT.
«Я родом из Оренбургской области, то есть для меня пуховый платок — это не просто слово, это символ всей нашей семьи. У меня бабушка вязала, мама вязала, теща вяжет. Я сам умею прясти, чесать этот пух. Когда я несколько лет назад переехал в Московский регион и вышел торговать на маркетплейсы, начали поступать предложения от разных родственников, знакомых, знакомых знакомых, которые вяжут платки, но не знают, куда их девать. Какое-то количество платков я продавал на Wildberries. Понимаю, что писать «оренбургский пуховый платок» нельзя, потому что это товарный знак. Ну и мы писали «платок, ручная работа, оренбургский стиль», причем на этикетках мы не указываем, что это оренбургский платок, нет фирменной символики. И тут мне приходит иск от Фабрики оренбургских пуховых платков сначала на 1,5 млн рублей, потом они добивают эту сумму до 16 млн, — за то, что есть наименование места производства товара, то есть они что-то наскриншотили в описании текста».
По информации СПАРК, у Фабрики оренбургских пуховых платков за несколько лет накопились уже десятки дел именно из-за нарушения использования НМПТ. И в основном суд встает именно на сторону фабрики. Суммы разные: есть иски на 1 млн рублей, есть и на 9 млн, и на 10 млн. Часть исков в итоге урегулировали мировым соглашением, там суммы скромнее — 200-500 тысяч. Таким образом пытались решить вопрос и с собеседником Business FM, но его условия соглашения не устроили.
Шансы у фабрики в суде высокие и в этот раз, считает ведущий специалист по товарным знакам компании «Онлайн Патент» Алина Сидорова:
Алина Сидорова ведущий специалист по товарным знакам компании «Онлайн Патент» «Каждый владелец НМПТ имеет право предъявлять претензии тем продавцам, которые не включены в перечень правообладателей, поэтому в данном случае можно отметить, что у фабрики были все законные основания для обращения в суд».
Вариантов, что делать тому, кто уже получил иск за нарушение использования НМПТ, немного. Юристы рекомендуют соглашаться на мировое соглашение, если нарушение закона все же было. Что еще можно сделать, рассказывает партнер 2b law office Антонио де Гор:
Антонио де Гор партнер 2b law office «В случае соответствия критериям, установленным законом, необходимо получить соответствующее право на использование охраняемого обозначения, а если это невозможно и штраф неизбежен, можно добиться того, чтобы присуждаемый штраф соответствовал характеру нарушения, и просить суд о его уменьшении до разумных пределов».
Business FM отправила запрос Фабрике оренбургских пуховых платков. Как сообщил редакции источник, который пожелал остаться анонимным, такое число исков в компании объясняют борьбой с контрафактом. У платков должен быть особый состав — их изготавливают из козьего пуха. А то, что продавали на маркетплейсах под видом оренбургских изделий, от козьего пуха было далеко. В ответ на это предприниматель, который обратился к Business FM, заявил, что всем стандартам качества его продукт соответствовал. Впрочем, решится этот вопрос в суде, он пройдет в середине июля.
Источник: bfm.ru