Дело Дениса Хохлова в Федеральном окружном суде Южного округа Нью-Йорка — первый публичный случай, когда гражданин РФ судится с бельгийским депозитарием за пределами России.
Российский частный инвестор Денис Хохлов в Федеральном окружном суде Южного округа Нью-Йорка с февраля 2023 года добивается взыскания с бельгийского депозитария Euroclear $880 000, из них $300 000 — стоимость замороженных ценных бумаг и купонный доход, $80 000 — недополученная прибыль, $500 000 — убытки. Как писал телеграм-канал The Sanctions Law, истец обвиняет депозитария в фактическом лишении доступа к частной собственности в обход установленной процедуры, что нарушает 14-ю поправку к Конституции.
Это первый известный случай, когда россиянин судится с бельгийским депозитарием за пределами РФ. Ранее Хохлов, живущий в России, рассказал «Ведомостям»: он подал иск именно в американский суд, потому что считает его более эффективным механизмом воздействия на Euroclear. В суде он самостоятельно представляет свои интересы. При этом он допускает возможность подачи иска в российский суд в будущем.
Санкции Двое инвесторов взыскали средства со спецсчета Euroclear
В обоснование иска Хохлов указал, что американский Euroclear Bank — это «альтер эго» бельгийской материнской компании. Ответчик заблокировал на его счету депо ценные бумаги американских эмитентов, а значит, убытки понесены именно в США. Еще истец указал, что он платит налоги с купонного дохода в США,️ а ни одна из заблокированных бумаг не выпускалась эмитентами из ЕС. Рынок торговли ценными бумагами — подлинно международный, напоминает Хохлов. Значит, он не привязывается к конкретной стране. А еще Euroclear нарушает универсальный запрет любых форм расовой дискриминации.
Позже федеральный судья Джессика Кларк передала магистрату несколько процессуальных вопросов этого дела: о приемлемости иска и наличии компетенции на его рассмотрение по существу, рассказал автор канала USlegalnews юрист Игорь Слабых. 27 июня мировой судья Сара Нэтберн вынесла определение, в котором рекомендовала вернуть иск Хохлову, отказать ему в ходатайстве об изменении предмета и основания иска и не рассматривать спор по существу.
Так, доводы Хохлова о нарушении требований о надлежащем процессе при блокировке активов явно необоснованные, считает Нэтберн. Хоть США и обязаны соблюдать требования о надлежащем правовом процессе, но Euroclear — это частная компания. Кроме того, ответчиком по требованиям, которые вытекают из закона «О правонарушениях в отношении иностранных граждан», может быть лишь американское лицо. Это следует из прецедентной позиции Верховного суда США по делу Jesner v. Arab Bank, согласно которой на иностранные фирмы распространяется иммунитет от применения к ним этого закона. «Финальное слово за федеральным судьей, но логика судьи магистрата звучит убедительно, поэтому вряд ли у федерального судьи будет другое видение», — считает Слабых.