О запретах на праздник успения пресвятой богородицы. О запретах на праздник успения пресвятой богородицы Как праздновать 28 августа успение пресвятой богородицы

Отмечают праздник ежегодно в один и тот же день – 28 августа. Так как Успение Пресвятой Богородицы приходится в 2017 году на понедельник, то, согласно Уставу Православной Церкви, этот день не постный. Разрешено вкушать любую пищу.

Запреты

Существует множество суеверий и народных обычаев, связанных с Успением. Многие из них «запрещают» людям заниматься обычными домашними делами. Прижившиеся языческие страшилки вносят смуту в умы даже православных людей, которые годами ходят в храм.

Ничем этот день не отличается от других дней, за исключением того, что мы особо почитаем Пресвятую Богородицу, прославляем Ее Успение.

«Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое», – поется в тропаре праздника.

Главное, что должен вынести из этого события каждый верующий, – возможность победы жизни над смертью, добра над злом, веры над неверием. Именно об этом говорит Святая Церковь своим чадам посредством праздничного богослужения.

Образ Успения Пресвятой Богородицы – это квинтэссенция земной жизни, это личная Пасха… Это возвращение к Богу.

Совершая разные чудеса, Господь указывал, что истинное чудо для человека – возвращение к Богу, обожение, потому что наша подлинная родина – Небо, а не эта временная земля.

В ранних христианских сочинениях подчеркивается: «Бессмертная душа обитает в смертном жилище – так и христиане находятся среди тленного мира, ожидая небесного нетления».

Земная жизнь дана человеку как некий экзамен перед входом в Вечность. И от того, как человек подготовится к этому экзамену, зависит его будущая бессмертная жизнь.

Митрополит Антоний Сурожский говорил, что главным критерием последнего Страшного суда, который ожидает каждого человека перед входом в Вечность, будет только любовь. С человека не спросится, сколько он прочитал молитв, сколько соблюдал постов, сколько сделал поклонов. С каждого из нас будет спрошено, помогли ли мы ближнему, накормили ли голодного, одели ли нагого, ведь в зависимости от того, как в своей жизни мы проявили свою любовь к ближним и в какой мере, Бог так же засвидетельствует Свою любовь и к нам. И если в нас не было любви, мы, к сожалению, никак не сможем войти в любовь Божию и пребывать в ней.

Именно об этом нам напоминает праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, являясь по сути праздником величайшей радости, утверждения вечной жизни с Иисусом Христом.

История праздника: что произошло в этот день

После вознесения Христа Спасителя Пресвятая Богородица жила в Эфесе в доме родителей апостола Иоанна Богослова.

Пресвятая Дева денно и нощно молилась о том, чтобы поскорее встретиться со своим Божественным Сыном. И вот однажды во время уединенной молитвы Богородице явился Архангел Гавриил с вестью, что через три дня наступит конец ее земной жизни и она встретится с Господом.

Перед переходом в мир иной все апостолы чудесным образом оказались возле ложа Матери Божией, где она, молясь, ожидала долгожданной Встречи. И сам Господь с сонмом Ангелов явился, чтобы забрать ее душу.

Апостолы похоронили тело Богородицы в пещере в Гефсимании и три дня пребывали подле пещеры в молитве. Опоздавший апостол Фома очень сокрушался, что не успел поклониться святым останкам Приснодевы. Апостолы решили приоткрыть могилу, чтобы утешить Фому. Открыв гроб, все были изумлены: тела Богородицы не обнаружили. Таким образом, они убедились в Ее чудесном телесном вознесении на Небо.

В тот же день Пресвятая Дева явилась апостолам и сказала: «Радуйтесь! Я с вами – во все дни».

28 августа отмечается великий двунадесятый праздник. Святая Церковь прославляет Успение Пресвятой Богородицы.

О празднике и традициях этого дня читателям "Вестей" рассказал настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел.

Успение Пресвятой Богородицы-2017

Икона "Успение Пресвятой Богородицы". Феофан Грек. XIV век

"Об этом событии не сказано в Библии, но об этом мы узнаем из Предания Святой Церкви. Само слово "успение" означает "сон", потому что после Воскресения Господа нашего Иисуса Христа нет той смерти, которая ждала каждого, вызывая страх и скорбь", - поведал митрополит Павел.

После Вознесения Господнего Пресвятая Богородица осталась на попечении у апостола Иоанна Богослова и жила в доме его родителей у Елеонской горы. Для всех верующих Она была утешением, повествуя им о дивных событиях Своей земной жизни. А также своими словом и молитвой Она, подобно апостолам, утверждала Святую Церковь.

Многие люди приезжали из других стран, чтобы увидеть Пречистую Деву Марию, услышать от Нее слова назидания и поддержки. И это были не только верующие, но и те, кто недавно обратился к вере, и те, кто желал больше узнать о Христе и Его Пресвятой Матери. Помимо Иерусалима, Пресвятая Богородица проповедовала Евангелие вместе с Иоанном Богословом в Ефесе, была на Кипре у святого Лазаря, который был там епископом, а будучи на Святой Горе Афон говорила, что это место будет Ей дано, как жребий от Господа.

Так велика была любовь христиан к Божьей Матери, что они сохраняли все, что могли заметить из Ее слов и деяний и даже передали Ее внешний облик. У церковного историка Никифора Каллиста (XIV век), в сохраненном им предании, говорилось, что роста Она была выше среднего, волосы золотистые, глаза - цвета маслины, брови дугообразные черные, нос продолговатый, лицо несколько продолговатое, кисти рук и пальцы длинные.

Она никогда не гневалась, не раздражалась, была весьма далекой от изнеженности, простой в Своем смирении. Не превозносила Себя, никого не обижала. Очень любила читать и отличалась большим трудолюбием. Ее тихая поступь, ровный умиротворенный голос, несущий в себе огромную внутреннюю силу, отсутствие строгости в глазах являлось отражением Ее души и олицетворяло чистоту. И первым, кто отразил внешний лик Богородицы, был Апостол Лука, который написал первую икону Богоматери с натуры.

"Святой Лука пишет портрет Богородицы". Джорджо Вазари

"И мы можем убедиться, насколько прекрасен этот лик, в котором сияет Божья благодать", - отметил настоятель лавры.

Все дни земной жизни Она превратила в пост, спала очень мало, все время проводя в чтении, размышлении о претворении и исполнении намерений, напутствии жаждущих слышать Ее слово.

И хоть из дома Она выходила в церковь в окружении родных, но лучшим стражем для Себя была Она Сама. В то время было достаточно людей, желавших Ее смерти из зависти к Ее славе, но Господь хранил Ее день и ночь.

Обстоятельства Ее Успения известны со времен апостольских и переданы до наших дней церковными историками. "Проводя дни своей земной жизни в посте и молитве, Она часто бывала в тех местах, где проповедовал Иисус Христос, очень часто бывая у Святого Гроба Господня. И, несмотря на все попытки врагов, воспрепятствовать Ей посещать это святое место (была даже выставлена охрана), тем не менее, Пресвятая Богородица проходила никем не зримая, скрытая от человеческого взгляда и продолжала там свои молитвы. И однажды во время молитвы Ей явился Архангел Гавриил с вестью о скором переселении Ее в мир иной - в Обитель Царства Небесного - и вручил ей райскую ветвь", - рассказал Владыка Павел.

Перед Своим уходом с земной жизни Пресвятая Богородицы хотела увидеть всех апостолов, которые разошлись по миру с Евангельской проповедью. И чудесным образом Святой Дух собрал их всех у Ее ложа, где Она в молитве готовилась уйти в Царство Небесное. К каждому обратившись по имени, Она поблагодарила за труды и проповедь Слова Божьего, в молитве Своей просила благостояния всему миру.

"Она молилась, ожидая Своего последнего часа, в окружении святых апостолов. Внезапно померкли горящие свечи у одра Пречистой Девы Марии, а комнату озарил яркий Свет, в лучах этого Света сошел Царь Славы, Господь Иисус Христос в окружении ангелов, архангелов, с праведными душами пророков и праотцев. Увидев Сына Своего, Пресвятая Богородица воскликнула: "Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея". И поклонившись Ему, предала душу в руки Своего Сына и Господа. В тот момент началось Ангельское пение, Небесные врата встречали душу Пресвятой Богородицы, а Ее лицо сияло Божественной славой. С великим благоговением апостолы прикладывались к телу Пресвятой Богородицы и исполнялись благодати и радости", - поведал митрополит.

Множество людей пришли проститься с Богородицей, и много исцелений больных произошло тогда у одра Пречистой Девы Марии, что еще больше прославляло Богоматерь уже после Ее ухода в жизнь вечную.

С воспеванием священных песен 12 апостолов несли на своих плечах одр с телом Богородицы, а впереди шел апостол Иоанн Богослов с райской ветвью. Великое множество народа сопровождало это шествие со свечами. Внезапно все услышали Ангельское пение, прославляющее Богородицу, которое вторило земным голосам. И над пречистым телом Богоматери и всеми присутствующими появился обширный светозарный круг, наподобие венца, который сопровождал шествие до места погребения.

Неверующие, увидев такое величественное шествие, донесли первосвященникам, и те послали своих слуг, чтобы разогнать всех, а тело Богородицы сжечь. И когда воины бросились разгонять народ, светозарный облачный круг опустился к земле и скрыл от них идущих. Было слышно пение, но не видно было людей. Многие из нападавших были поражены слепотой, а когда иудейский священник Аффония в ненависти попытался опрокинуть одр, где лежало тело Богоматери, Ангел невидимо отсек ему руки, как только они коснулись одра. Видя такое чудо, Аффония раскаялся, получил исцеление, а впоследствии стал ревностным последователем Христа.

Когда дошли до Гефсимании, то желавших проститься к Богородицей было так много, что лишь к вечеру апостолы смогли положить тело во гробовую пещеру.

По промыслу Господнему, апостол Фома прибыл лишь на третий день после погребения Пресвятой Богородицы и, горько сожалея, что не успел проститься с Богоматерью, он упал на колени у пещеры со слезами. Сжалившись над ним, апостолы открыли ему погребальную пещеру, чтобы он мог проститься с Богородицей, но они нашли там только погребальные пелены. Они убедились, что Пресвятая Богородица с телом была вознесена на небо.

Когда апостолы вечером собрались для подкрепления своих телесных сил хлебами, им явилась Пресвятая Богородица, сказав: "Радуйтесь! Я с вами - во все дни!" В радости они воскликнули: "Пресвятая Богородица, помогай нам!" Это послужило началом чина панагии, который есть в монастырях - возношение части хлеба в честь Богородицы.

Ее одежды, разделенные на части, разошлись по всему православному миру: Ее пояс, Ее чудотворные иконы по сей день являют миру величие Пресвятой Богородицы, давая знамения и изливая исцеления.

Успение Богородицы-2017

"В земной жизни у Пречистой Богородицы не было славы и почета, и единственное торжественное событие - это Успение. Весьма поучительны для нас с вами свидетельства Ее земной жизни. Ведь в нашем мире люди ведут себя грубо, неосмотрительно, пытаясь победить своего соперника крепким словом или криком доказывая свою значимость и превосходство. Чаще всего за такими убеждениями скрывается пустота, попытка самоутверждения и возвышение себя над остальными.

Оскорбление уже вошло в норму жизни и то количество конфликтов, которое возрастает, связано со словом и даже нашей интонацией.

Словом можно убить, породить огромные противоречия. Примером общения для нас должна быть Пресвятая Богородица, потому как через искреннее и тихое слово проявляется наш внутренний мир. И Богоматерь есть для нас пример смирения, терпения и идеала человеческой жизни", - подчеркнул митрополит Павел.

Пречистая Дева Мария обрела великую славу через смирение. А когда блаженный Андрей, Христа ради юродивый, видел райские обители, то он видел много святых, но не видел Богоматери. И на вопрос: "А где же Богородица?" - получил ответ: "Ее здесь нет, Она на земле!"

"Она, по своей великой любви к роду человеческому, сейчас среди нас, чтобы помочь нам в скорбях и радостях. Она с нами, это трудно понять, но это так. Хочу отметить, что отклонение от веры православной - это, прежде всего, непочитание Пресвятой Богородицы и Креста Господнего. Полнота почитания Богоматери только в Православной Церкви, где Она занимает высшее место после Иисуса Христа", - отметил Влыдка Павел.

Он напомнил одно повествование, как душу одного человека ангелы несли к вратам Царства Небесного, но приступили нечистые духи, обвиняя во всех прегрешениях, а самое страшное было последнее обвинение, что человек отрекся от Бога. Когда-то легкомысленно сказал: "А, может, ничего и нет…" Ангелы были бессильны защитить эту душу. И грешная душа в этой безысходности воскликнула: "Матерь Божия! Заступнице усердная!" Вся нечисть отлетела в миг. Таких примеров можно привести великое множество, и они показывают нам насколько всемогущее предстательство Божьей Матери. Это праздник всей Русской Церкви издревле.

"Три лавры в Украине - Свято-Успенские - Киевская, Почаевская, Святогорская. Очень много монастырей и церквей в честь Успения Пресвятой Богородицы. "В рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша", - отметил в заключение Владыка Павел.

Успение Пресвятой Богородицы: молитва

Успение Пресвятой Богородицы. Икона

Молитва на Успение Пресвятой Богородицы

О Пресвятая Богородице, Дево, Владычице, вышшая Ангел и Архангел, и всея твари честнейшая, ангельское великое удивление, пророческая высокая проповедь, апостольская преславная похвало, святителей изрядное украшение, мучеников крепкое утверждение, иноков спасительное наставление, постников неизнемогающее воздержание, девствующих чистото и слово, матерей тихое веселие, младенцев мудросте и наказание, вдовиц и сирых кормительнице, нагих одеяние, болящих здравие, пленников избавление, по морю плавающих тишино, обуреваемых небурное пристанище, блуждающих нетрудная наставнице, путешествующих легкое прехождение, труждающихся благое покоище, в бедах сущих скорая Заступнице, обидимых покрове и прибежище, ненадеющихся надеяние, требующих помощнице, нищих неистощимое богатство, печальных присное утешение, ненавидимых любовное смирение, грешников спасение и к Богу присвоение, правоверных всех твердое ограждение, непобедимое поможение и заступление.

Тобою нам, Владычице, невидимый видим бысть, и Тебе мольбу приносим, Госпоже, грешнии раби Твои: о премилостивая и пречудная света умнаго Царице, рождшая Царя Христа Бога нашего, Живодавца всех, от небесных славимая и от земных хвалимая: ангельский уме, светозарная звездо, святых пресвятейшая, Царице цариц, владычице всех тварей, Боголепная Девице, нескверная Невесто, палато Духа Пресвятаго, огненный престоле невидимаго Царя, небесный кивоте, носило Слова Божия, огнеобразная колеснице, покоище живаго Бога, неизреченное составление Плоти Христовы: гнездо Орла Небеснаго, горлице Богогласная, голубице кроткая, тихая и незлобивая, мати чадолюбивая, милостей бездно, разверзающая тучу гнева Божия, неизмеримая глубино, неизреченная тайно, несведомое чудо, нерукотворенная церкве единаго Царя всех век, благоуханное кадило, честная багрянице, Боготканная порфиро, душевный раю, живоноснаго сада отрасле, цвете прекрасный, процветший нам небесное веселие, грозде спасения нашего, чаше Царя Небеснаго, в нейже растворися от Духа Святаго вино неизчерпаемая благодати, Ходатаице закона, зачало истинныя веры Христовы, непоколебимый столпе, еретиков пагубо, мечу ярости Божия на Богопротивных, бесов устрашение, во бранех побеждение, христиан всех неложная хранительнице, и мира всего известное спасение.

О всемилостивая Госпоже, Дево, Владычице, Богородице, услыши нас молящихся Тебе и яви милость Твою на людех Твоих, моли Сына Своего избавитися нам от всякаго зла, и сохрани обитель нашу, и всяку обитель, и град, и страну верных, и люди благочестно прибегающыя и призывающыя имя Твое святое, от всякия напасти, губительства, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников, междоусобныя брани, от всякия болезни, и всякаго обстояния: да ни ранами, ни прещением, ни мором, ни всяким праведным гневом Божиих умалятся раби Твои: но соблюдай и спасай милостию Своею, Госпоже, за ны молящися, и полезное благорастворение воздуха ко времени плоднаго приношения нам даруй: облегчи, возстави и помилуй, премилостивая Владычице, Богородице препетая, во всякой беде и нужде сущыя.

Помяни рабы Твои, и не презри слез и воздыхания нашего и обнови нас благостию Своея милости, да со благодарением утешаемся обретше Тя Помощницу. Умилосердися, Госпоже Пречистая, на немощныя люди Твоя, надеждо наша: разсеянныя собери, заблуждшыя на путь правый настави, отпадшия от благочестивыя отеческия веры паки возврати, старость поддержи, юныя накажи, младенцы воспитай, и прослави славящыя Тя, изрядне же Церковь Сына Твоего соблюди, и сохрани в долготу дний.

О милостивая и премилостивая Царице небесе и земли, Богородице Приснодево! Ходатаиством Твоим помилуй страну нашу и христолюбивых жителей ея, и вся православныя христианы, сохраняющи их под покровом милости Твоя, ризою Твоею честною защити: и моли из Тебе воплощшагося без семене Христа Бога нашего, да препояшет ны свыше силою на вся видимыя и невидимыя враги наша, на иноплеменники и единоплеменники, воюющыя на ны и на веру нашу православную.

Спаси же и помилуй, Госпоже, святейшия патриархи, митрополиты, преосвященныя архиепископы и епископы православныя, иереи же и диаконы, и весь причет церковный, и вся правоверныя люди покланяющыяся и молящыяся пред честною Твоею иконою. Призри на всех призрением милостивнаго Твоего заступления: Воздвигни нас из глубины греховныя, и просвети очи сердечныя ко зрению спасения, милостива нам буди зде, и на страшном суде Сына Твоего о нас умоли, преставльшыяся во благочестии от жития сего рабы Твоя, в вечной жизни со Ангелы и Архангелы, и со всеми святыми причти, да одесную Сына Твоего и Бога предстанут: и молитвою Твоею сподоби вся православныя христианы со Христом жити, и радости ангельския в небесных селениих наслаждатися. Ты бо еси, Госпоже, слава небесных и упование земных, Ты наша надежда, и заступница всех притекающих к Тебе, и Твоея святыя помощи просящих: Ты молебница наша теплая к Сыну Твоему и Богу нашему: Твоя матерняя молитва много может на умоление Владыки, и Твоим предстательством ко престолу благодати Пресвятых и Животворящих Его Таин приступати дерзаем аще и недостойнии.

Темже всечестный образ Твой, и рукою Твоею держимаго Вседержителя видяще на иконе, радуемся грешнии, со умилением припадающе, и любовию сей целуем, чающе, Госпоже, Твоими святыми Богоприятными молитвами дойти небесныя безконечныя жизни, и непостыдно стати в день судный одесную Сына Твоего и Бога нашего, славяще Его купно со Безначальным Отцем, и Пресвятым, Благим, Животворящим и Единосущным Духом, во веки веков. Аминь.

Молитва на благословение скоромных снедей в праздник Успения Пресвятыя Богородицы

О Пресвятая Госпоже наша, Дево Богородице, и по отшествии Твоем от земли людей православных не оставляющая, но присно милостями Своими посещающая, радости наши усугубляющая, скорби утоляющая! Благодарим Тя, яко и ныне даровала еси нам радость достигнути праздника честнаго Твоего Успения, утешитися торжеством церковным, усладитися пищею духовною — похвалами, во славу Твою воспетыми. Веруем, Владычице, яко Твоего ради ходатайства даровано нам и утешение телесное — трапеза праздничная. Моли убо, Пречистая, Твоего Сына и Бога нашего, всех благ Дателя, да благословит Он праздничныя снеди, наипаче сия, от нихже, повинующеся Уставу Святой Церкви, православные люди воздерживались в мимошедшие дни поста, да будут оне вкушающим их со благодарением во здравие, в подкрепление сил телесных, в веселие и радость, да вси мы, всякое довольство телесное имуще, изобиловати будем и в дела благая, и от полноты благодарнаго сердца славити питающаго и не по грехом нашим милующаго нас Твоего Божественнаго Сына Христа Бога нашего, купно со Безначальным Его Отцем и Святым Духом, и Тебе, нашей Матери Благодатной, Предстательнице, Помощнице и Утешительнице, вкупе со святыми апостолами молебно и благодарственно взывати: Пресвятая Богородице, помогай нам всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Акафист Успению Пречистыя Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии

Тропарь, глас 1

В рождестве девство сохранила еси,/ во успении мира не оставила еси, Богородице,/ преставилася еси к животу,/ Мати сущи Живота,// и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Кондак, глас 2

В молитвах Неусыпающую Богородицу/ и в предстательствах непреложное упование/ гроб и умерщвление не удержаста:/ якоже бо Живота Матерь/ к животу престави// во утробу Вселивыйся приснодевственную.

Величание

Величаем Тя, /Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, /и всеславное славим /Успение Твое.

Избранные песнопения службы Успения в исполнении хора Киево-Печерской Лавры и хора Свято-Троице Сергиевой Лавры и Московских духовных академии и семинарии под управлением архим. Матфея.

Тропарь

В рождестве девство сохранила eси, во успении мира не оставила eси, Богородице, преставилася eси к Животу, Мати сущи Живота: и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Успение Пресвятой Богородицы: приметы и традиции

Считается, что в этот день поход в святое место становится обязательным условием. Нужно поставить на Успение свечку в церкви.

Также в этот день раньше начинали заготовки на зиму: "На Успение огурцы соли, на Сергия (8 октября) капусту руби".

А в старину на Успение Пресвятой Богородицы верующие приносили в церковь семена и колосья разных хлебов для благословения и освящения, оставив на поле лишь небольшую горсть несрезанных колосьев, которые перевязывали их лентой и приговаривали: "Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!"

На Успение крестьяне заканчивали жатву, пекли пироги, созывали родных и соседей на праздник.

После Успения начинается Мясоед, вместе с которым приходит пора свадеб. Поэтому юноши стараются до 28 августа успеть посвататься к девушкам, так как это была последняя возможность в этом году попросить их руки и сердца. А незамужним девушкам нужно было начинать присматривать себе суженого, иначе до следующей весны выйти замуж не получится.

Успение Пресвятой Богородицы: что нельзя делать в этот день

Существует и ряд запретов для этого праздника. Так:

  • в этот день нельзя работать - ни в огороде, ни дома;
  • нельзя в этот день брать в руки колющие и режущие предметы, а также варить пищу. Верующие ломают хлеб руками, так как ножом пользоваться нельзя - считается, что это приводит к серьезным заболеваниям;
  • нежелательно в этот день разводить огонь, чтобы не привлекать разные напасти в дом;
  • на Успение нельзя ходить босиком - считалось, что так можно собрать все болезни, так как роса в этот день - это слезы природы о том, что Богородица покинула этот мир и не может находиться с людьми и помогать им;
  • нельзя ссориться с родными и близкими;
  • молодым девушкам 28 августа нельзя стричь волосы и выбрасывать их. Таким образом они могут навлечь слезы Девы Марии;
  • нельзя надевать старую или неудобную обувь - чтобы избежать проблем в жизни: если натрете ногу в этот день, то ждет трудная, полная проблем и неудач жизнь.

Народные приметы на Успение

Люди давно приметили, что:

  • Успение провожай, а осень встречай: время после Успения в старину называли Бабьим летом - оно продолжалось вплоть до Ивана Постного (11 сентября).
  • Хорошая погода - Бабье лето будет прохладным.
  • Иней на растениях в этот день сулит очень короткую осеннюю пору, а морозы наступят очень скоро.
  • Появилась радуга на небе - примета к тому, что осень будет теплой.
  • Много паутины - примета к тому, что зима будет морозной и малоснежной.
  • Если в день Успения очень туманно, следует ожидать большого урожая грибов, и теплое время будет еще немного радовать людей.
  • Если вода не волнуется, тогда осень будет безветренная, а зимой не будет метелей.
  • С Успенщины не успеешь суженого присмотреть - зиму тебе в девках просидеть.
  • На Успение Богородицы заканчивается летняя страда и основной сбор урожая.
  • С праздника Успения в лесах начинали собирать грибы и орехи и запасали их на зиму.

Я стараюсь всегда соблюдать церковные праздники! Чтобы и в делах и в семье все складывалось благополучно.

Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Успение - Богородичный праздник.

Праздник, который отмечается в Православной Церкви 28 августа по новому стилю (15 августа по старому стилю), установлен в память о смерти Божией Матери.

К нему христиан ведет двухнедельный Успенский пост, по строгости сравнимый с Великим постом. Интересно, что Успение – последний двунадесятый праздник православного церковного года (заканчивающегося 13 сентября по новому стилю).

Когда празднуется Успение Богородицы

Праздник Успения Пресвятой Богородицы отмечается 28 августа по новому стилю. У него есть 1 день предпразднства и 9 дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство - такие же дни после праздника.
Что можно есть на Успение Богородицы

28 августа, в праздник Успения Божией Матери, если он выпадает на среду или пятницу, можно вкушать рыбу. В таком случае разговение переносится на следующий день. А вот если Успение выпадает на другие дни недели, то поста нет. В 2016 году праздник Успения - не постный день.

События Успения Богородицы

Все, что мы знаем о смерти Матери Господа Иисуса Христа, почерпнуто из церковного Предания. В канонических текстах мы не прочитаем ничего о том, как и при каких обстоятельствах Богородица отошла ко Господу и была погребена. Предание - один из источников нашего вероучения, вместе со Священным Писанием.

Из Нового Завета мы узнаем, что Спаситель, распятый на кресте, попросил своего ближайшего ученика - апостола Иоанна Богослова - заботиться о Марии: Увидев матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, сын твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе (Ин 19:26-27). После распятия Христова Богородица вместе с учениками своего Сына пребывала в молитве и посте. В день Сошествия Святого Духа на апостолов (Пятидесятницу) она тоже получила дар Святого Духа.

В письменных памятниках начиная с IV века мы находим упоминания о том, как дальше жила Божия Матерь. Большинство авторов пишут, что она была телесно восхищена (то есть взята) с земли на небо. Произошло это так. За три дня до смерти Богородице явился Архангел Гавриил и возвестил о предстоящем Успении. В то время она пребывала в Иерусалиме. Все случилось именно так, как сказал Архангел. После смерти Пречистой Девы апостолы погребли ее тело в Гефсимании, там же, где покоились родители Богородицы и ее супруг - праведный Иосиф. На церемонии присутствовали все, кроме апостола Фомы. На третий день после погребения Фома захотел увидеть ее гроб. Гроб открыли, но тела Богородицы в нем уже не было - лишь ее плащаница.

История празднования Успения Богородицы

Достоверные сведения об истории праздника Успения начинаются лишь с конца VI века. Большинство церковных историков полагают, что праздник установили при византийском императоре Маврикии, который правил в 592–602 годы. Скорее всего, до этого времени Успение было в Константинополе поместным, то есть не общецерковным праздником.

Традиционно иконописцы изображают Богородицу в центре образа - она лежит на смертном одре, по сторонам от нее - плачущие апостолы. Чуть позади ложа стоит Спаситель с душой Богоматери, изображаемой в виде спеленутого младенца.

В XI веке распространился расширенный вариант иконографии Успения, так называемый «облачный тип». Мы можем увидеть его, например, на фреске из церкви Святой Софии в Охриде в Македонии. В верхней части такой композиции изображаются апостолы, летящие к смертному одру Богоматери на облаках. Самый древний пример «облачного Успения» на Руси - это икона начала XIII века, которая происходит из новгородского Десятинного монастыря. В верхней части иконы изображен голубой полукруглый сегмент неба с золотыми звездами и фигуры ангелов, уносящих душу Богоматери. Сейчас этот образ хранится в Третьяковской галерее.

Часто у ложа Богородицы иконописцы изображают одну или несколько горящих свечей, которые символизируют молитву Богу.

Праздников, посвященных Пресвятой Богородице, в православном христианстве довольно много. Однако есть среди них главный - это Успение. Отмечается оно 28 августа.

Успение Богородицы входит в список 12 самых главных православных праздников. Этим днем завершается двухнедельный Успенский пост, посвященный Божьей Матери. С праздником 28 августа связано множество народных традиций, примет и церковных правил, о которых должен знать каждый верующий человек.

Что такое Успение Богородицы

Полное название праздника - Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Это один из двунадесятых православных праздников. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Успение - Богородичный праздник.

Праздник, который отмечается в Русской Православной Церкви 28 августа по новому стилю (15 августа по старому стилю), установлен в память о смерти Божией Матери. К нему христиан ведет двухнедельный Успенский пост, по строгости сравнимый с Великим постом. Интересно, что Успение – последний двунадесятый праздник православного церковного года (заканчивающегося 13 сентября по новому стилю).

Что можно есть на Успение Богородицы

28 августа, в праздник Успения Божией Матери, если он выпадает на среду или пятницу, можно вкушать рыбу. В таком случае разговение переносится на следующий день. А вот если Успение выпадает на другие дни недели, то поста нет. В 2016 году праздник Успения - не постный день.

События Успения Богородицы

Все, что мы знаем о смерти Матери Господа Иисуса Христа, почерпнуто из церковного Предания. В канонических текстах мы не прочитаем ничего о том, как и при каких обстоятельствах Богородица отошла ко Господу и была погребена. Предание - один из источников нашего вероучения, вместе со Священным Писанием.

Из Нового Завета мы узнаем, что Спаситель, распятый на кресте, попросил своего ближайшего ученика - апостола Иоанна Богослова - заботиться о Марии: «Увидев матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, сын твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе»(Ин 19:26-27). После распятия Христова Богородица вместе с учениками своего Сына пребывала в молитве и посте. В день Сошествия Святого Духа на апостолов (Пятидесятницу) она тоже получила дар Святого Духа.

В письменных памятниках начиная с IV века мы находим упоминания о том, как дальше жила Божия Матерь. Большинство авторов пишут, что она была телесно восхищена (то есть взята) с земли на небо. Произошло это так. За три дня до смерти Богородице явился Архангел Гавриил и возвестил о предстоящем Успении. В то время она пребывала в Иерусалиме. Все случилось именно так, как сказал Архангел. После смерти Пречистой Девы апостолы погребли ее тело в Гефсимании, там же, где покоились родители Богородицы и ее супруг - праведный Иосиф. На церемонии присутствовали все, кроме апостола Фомы. На третий день после погребения Фома захотел увидеть ее гроб. Гроб открыли, но тела Богородицы в нем уже не было - лишь ее плащаница.

Что можно делать в праздник Успения Пресвятой Богородицы

У предков этот праздник совпадал с жатвой, поэтому последний сноп наряжали в платье и носили с песнями по деревням. Этот сноп назывался дожинкой. После таких шествий сноп нужно было поставить под икону. А потом устраивали очень большой пир, на котором пели, водили хороводы, готовили пиво и медовуху. На следующий день будет Ореховый Спас, поэтому принято на Пречистую собирать орехи и готовить различные зимние заготовки.

Так как этот праздник заодно и окончание Успенского поста, то есть можно почти что угодно. Но жирное и мясное лучше все таки исключить. Если Успение выпадало на среду или пятницу, то разговение переносили на следующий день.

Можно работать дома и в огороде, делать закатки, заквашивать капусту, заниматься хозяйством. Некоторые деревенские жители считают, что нужно в этот день оставить немножко колосков, так как это поможет повысить урожай в следующем году.


Успение Пресвятой Богородицы, приметы

28 августа праздновали в народе обжинки, что означало конец жатве. В начале дня старались освятить те поля, где росли пшеница и рожь.

Этот праздник приходиться на конец лета, поэтому по погодным условиям в этот день судили, какой будет осень:

  • если появляется радуга на небе – осенние дни будут теплыми;
  • если погода на Успение ясная и солнечная, тогда осень будет дождливой и пасмурной;
  • много паутины – ранняя, морозная и малоснежная зима;
  • если после Успения наступают морозы, то осень будет очень продолжительной;
  • наблюдали за тем, как ведет себя вода. Если не волнуется, тогда осень будет безветренная, а зимой не будет метелей;
  • если в день Успения очень туманно, следует ожидать большого урожая грибов, и теплое время будет еще немного радовать людей;
  • иней на растениях 28 августа сулит очень короткую осеннюю пору, а морозы наступят очень скоро.

Праздник Успение Пресвятой Богородицы восходит к первым векам христианства и с 582 года, при византийском императоре Маврикии, уже празднуется повсеместно. С 595 года праздник стали отмечать 15 августа в честь победы, одержанной в этот день Маврикием над персами. Согласно Нового Завета, после Вознесения Иисуса Мария, согласно завещанию Сына, оставалась на попечении апостола Иоанна и пребывала со всеми апостолами в молитве (Деян.1:14). Когда проходил праздник Пятидесятницы, Мария, как и остальные апостолы, получила дар святого духа (Деян.2:1-14).

Праздник Успение Пресвятой Богородицы, принадлежащий к числу двунадесятых, отмечается 15 августа по старому стилю (28 августа по новому стилю). В этот день Святая Церковь воспоминает праведную кончину Божией Матери - событие, окрашенное одновременно печалью об окончании жизненного пути Предстательницы за род человеческий и радостью о соединении Пречистой Матери Господней с Сыном Своим.

О земной жизни Пресвятой Богородицы после Крестной смерти и Воскресения Спасителя мы знаем из Священного Предания. Вплоть до гонения, воздвигнутого Иродом на Церковь, Пречистая Дева пребывала в Иерусалиме, потом переселилась вместе с апостолом Иоанном Богословом в Эфес. Живя здесь, Она посещала праведного Лазаря на Кипре и Афонскую Гору, которую благословила как Свой удел. Незадолго до кончины Божия Матерь возвратилась в Иерусалим. Здесь Приснодева часто пребывала в тех местах, с которыми связаны важнейшие события в жизни Ее Божественного Сына: Вифлеем, Голгофа, Гроб Господень, Гефсимания, Елеон. Там Она усердно молилась. По преданию, иудеи покушались убить Ее, для чего по распоряжению первосвященников у Гроба Господня была поставлена стража, но в нужный момент у воинов отнималось зрение, и они не могли увидеть Богородицу. Однажды во время молитвы на Елеоне Архангел Гавриил возвестил Божией Матери о предстоявшей Ей через три дня кончине и преподнес светящуюся райскую ветвь - символ победы над смертью и тлением. Пресвятая Богородица рассказала о происшедшем апостолу Иоанну Богослову, а тот известил апостола Иакова, брата Господня, и через него всю Церковь Иерусалимскую, в которой и сохранилось предание об Успении Божией Матери. Перед кончиной Богородица завещала Свое скудное имущество прислуживавшим Ей вдовицам и повелела похоронить Себя в Гефсимании, рядом с могилами Своих праведных родителей и праведного Иосифа Обручника.
В день Успения Богородицы чудесным образом в Иерусалиме оказались собранными для прощания с Нею почти все апостолы, которые прежде разошлись по разным странам с миссией проповеди Слова Божия. Позже всех прибыл апостол Павел. Отсутствовал только апостол Фома. Вдруг воссиял свет несказанный, помрачивший светильники; кровля горницы открылась, и сошел Сам Христос со множеством ангелов. Пресвятая Богородица обратилась ко Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Ее память. Она также молила Сына Своего защитить Ее от темной сатанинской силы, от воздушных мытарств. Затем Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение. От благоухающего тела Ее больные тотчас стали получать исцеления. Началось торжественное перенесение Пречистого Тела из Иерусалима в Гефсиманию. Петр, Павел и Иаков вместе с прочими апостолами понесли на раменах одр Божией Матери. Апостол Петр начал пение псалма «Во исходе Израилеве от Египта», зазвучали торжественные гимны. Над одром появился облачный круг в виде венца, озаренный сиянием. Этот венец плыл над процессией до самого места погребения. За процессией следовали и иудеи, не веровавшие во Христа. Первосвященники послали своих служителей, чтобы те разогнали процессию, убили апостолов и сожгли тело Богоматери, но ангелы поразили кощунников слепотой. Иудейский священник Афония (по другим сказаниям Иефоний или Софония), попытавшийся опрокинуть одр Богородицы, был наказан ангелом, отсекшим ему руки, и получил исцеление лишь после чистосердечного раскаяния. Прозрели и покаявшиеся из ослепших. Три дня апостолы пребывали у гроба Божией Матери, воспевая псалмы. В воздухе постоянно слышалось ангельское пение. Как говорит святитель Филарет Московский, полное и совершенное утешение апостолы получили «тогда, когда в третий день по Ее Успении, ради опоздавшего к Ее погребению Фомы, отверзши гроб Ее, не обрели пречистого Ее тела, и вслед за тем увидели Ее в славе воскресения и от Нее самой услышали слово утешения: «Радуйтеся, яко с вами есмь во вся дни». Тело Божией Матери было восхищено на небо. Кончину Богородицы Церковь называет успением, а не смертью, потому что смерть как возвращение земле ее персти, а духа - Богу, «Иже даде его», не коснулась Благодатной Заступницы нашей. «Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, - воспевает Святая Церковь в тропаре праздника, - в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое». Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечноблаженной и после трех дней с нетленным телом вселиться в небесное нетленное жилище. Она опочила сладким сном после тяжкого бодрствования Ее многоскорбной жизни и «преставилась к Животу», то есть Источнику Жизни, как Матерь Жизни, избавляя молитвами Своими от смерти души земнородных, вселяя в них Успением Своим предощущение жизни вечной.

В V веке на месте погребения был возведен храм. На подворье Гефсиманского монастыря в Иерусалиме, расположенном против дверей храма Воскресения, хранится плащаница с изображением Успения Пресвятой Богородицы, употребляемая на успенском богослужении. Плащаница лежит, окруженная подсвечниками. Многочисленные паломники, прикладываясь к иконе Успения Пресвятой Богородицы, по древнему обычаю, наклонившись, проходят под ней. "О, дивное чудо! Источник Жизни во гробе полагается, и лествица к Небеси гроб бывает..." - здесь, у гроба Самой Пречистой, эти слова пронзают своим первоначальным смыслом и печаль растворяется радостью: "Благодатная, радуйся, с Тобою Господь, подаяй мирови Тобою велию милость!".