Катанов николай федорович биография. Увековечение памяти Н

Николай Фёдорович Катанов - российский тюрколог, профессор Императорского Казанского университета и Казанской духовной академии, доктор сравнительного языкознания, этнограф, фольклорист, общественный деятель. Считается первым хакасским учёным. Действительный статский советник (1915).

Родился в семье улусного писаря, в 1876-1884 годах обучался в Красноярской гимназии, которую окончил с золотой медалью. В 1884-1888 годах был студентом факультета восточных языков Санкт-Петербургского университета. По рекомендации В. В. Радлова был отправлен в этнографо-лингвистическую экспедицию в Сибирь и Восточный Туркестан для изучения языков и быта тюркских племён. В 1889-1892 годах исследовал народы Хакасии, Тувы, Семиречья, Тарбагатая и Синьцзяна. Поскольку получить место в Петербургском университете не удалось, в 1894 году Катанов переехал в Казань, проработав в этом городе 28 лет до самой своей кончины. В 1903 году защитил диссертацию на соискание степени магистра - «Опыт исследования урянхайского языка», в 1907 году утверждён доктором сравнительного языкознания по совокупности трудов. В 1911-1917 годах преподавал преимущественно в Казанской духовной академии. Ординарный профессор Духовной академии с 1915 года, в 1919 году избран профессором Казанского университета по всероссийскому конкурсу, результаты которого были утверждены Наркомпросом в 1921 году.

Н. Ф. Катанов состоял членом двух иностранных обществ: Societe des sciences et lettres (Лёвен) и Ungarische ethnographische Gesellschaft (Будапешт), также членом-корреспондентом финно-угорского общества (Гельсингфорс), действительным членом императорского Русского географического общества (с 1894), Русского археологического общества, Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии в Москве, туркестанского кружка любителей археологии в городе Ташкенте, был действительным членом казанского и семипалатинского статистических комитетов. В 1898-1914 годах Н. Ф. Катанов возглавлял Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете и вновь стал его председателем в 1919 году. Также активно занимался общественной деятельностью, особенно в области пропаганды трезвости. Его научные работы продолжают издаваться и переиздаваться в XXI веке.

Катанов Николай Федорович (6.05.1862- 24.02.1922), выдающийся российский ученый-востоковед, известный общественный деятель, участник казанского право-монархического движения.

Родился в степной местности Изюм (Узюм) около с. Аскиз улуса Турахов (ныне - Аскиз-ский р-н Республики Хакасия), по национальности хакас, православного вероисповедания. После окончания в 1876 Аскизского училища поступил в гимназию в Красноярске, которую окончил в 1884 с золотой медалью. В 1884-1888 учился на ф-те восточных языков С.-Петербургского ун-та. С 1888 по 1892 в составе научной экспедиции АН посетил Сибирь, Монголию, Китайский Туркестан, где изучал обычаи, быт, язык, фольклор местных тюркских народов. В к. 1893 сдал экзамены на степень магистра турецко-татарской словесности и был назначен в Казанский ун-т экстраординарным проф. по кафедре турецко-татарских наречий. На рубеже XIX-XX Катановым была составлена «Азбука для башкирского языка» на основе русской графики. В 1903 он защитил докторскую дисс. «Опыт исследования урянхайского языка», вошедшую в золотой фонд мировой тюркологии (вторую докторскую степень ему без защиты дисс. присудил Казанский ун-т в 1907). Проф. Катанов одно время являлся также членом Казанского Временного комитета по делам печати, в котором занимался рассмотрением книг на татарском языке. В 1911 он перешел на работу в Казанскую ДА, в которой преподавал до 1917, после чего вновь вернулся на прежнее место работы.

Помимо научной работы, освещенной в многочисленных научно-биографических исследованиях, Катанов вел активную общественную деятельность. Особое значение для него имело участие в трезвенническом движении Казани, бескорыстным адептом которого он оставался до последних дней своей жизни. Катанов в разное время состоял действительным и почетным членом Казанского Общества Трезвости (КОТ), а также членом его Комитета и секретарем, много публиковался в журнале «Деятель», являясь в них своего рода «правой рукой» А. Т. Соловьева. После создания под председательством последнего Казанского отдела Русского Собрания (КОРС) Катанов также включился в деятельность этой право-монархической организации. 4 февр. 1909 он был избран тов. председателя Совета КОРС. Кроме этого, Катанов являлся старостой храма во Имя Всемилостивого Спаса, действовавшего при КОТ.

После 1917 Катанову удалось избежать преследования со стороны новых властей. Он по-прежнему жил и работал в Казани, где и умер. После создания в 1994 Хакасского государственного университета ему было присвоено имя Н.Ф.Катанова.

Арх.: НАРТ. Ф. 969. Он. 1. Д. 1.

И. Алексеев

Использованы материалы кн.: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900-1917. Отв. редактор О.А. Платонов. М., Крафт+, Институт русской цивилизации, 2008.

Литература:

Алексеев И. Е. Во имя Христа и во славу Государеву (история «Казанского Общества Трезвости» и Казанского отдела «Русского Собрания» в кратких очерках, документах и комментариях к ним): В двух частях. 4.1. Казань, 2003;

Елдашев А. М. Монастыри Казанского края: очерки истории. Казань, 2004. С.262,270;

И имя его сохранится в веках... /

Николай Фёдорович Катанов (6 мая 1862, местность Изюм (Узюм) у села Аскиз - 9 марта 1922, Казань) - российский тюрколог, профессор Императорского Казанского университета и Казанской духовной академии, доктор сравнительного языкознания, этнограф, фольклорист, общественный деятель. Считается первым хакасским учёным. Действительный статский советник (1915).

Родился в семье улусного писаря, в 1876-1884 годах обучался в Красноярской гимназии, которую окончил с золотой медалью. В 1884-1888 годах был студентом факультета восточных языков Санкт-Петербургского университета. По рекомендации В. В. Радлова был отправлен в этнографо-лингвистическую экспедицию в Сибирь и Восточный Туркестан для изучения языков и быта тюркских племён. В 1889-1892 годах исследовал народы Хакасии, Тувы, Семиречья, Тарбагатая и Синьцзяна. Поскольку получить место в Петербургском университете не удалось, в 1894 году Катанов переехал в Казань, проработав в этом городе 28 лет до самой своей кончины. В 1903 году защитил диссертацию на соискание степени магистра - «Опыт исследования урянхайского языка», в 1907 году утверждён доктором сравнительного языкознания по совокупности трудов. В 1911-1917 годах преподавал преимущественно в Казанской духовной академии. Ординарный профессор Духовной академии с 1915 года, в 1919 году избран профессором Казанского университета по всероссийскому конкурсу, результаты которого были утверждены Наркомпросом в 1921 году.

Н. Ф. Катанов состоял членом двух иностранных обществ: Societe des sciences et lettres (Лёвен) и Ungarische ethnographische Gesellschaft (Будапешт), также членом-корреспондентом финно-угорского общества (Гельсингфорс), действительным членом императорского Русского географического общества (с 1894), Русского археологического общества, Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии в Москве, туркестанского кружка любителей археологии в городе Ташкенте, был действительным членом казанского и семипалатинского статистических комитетов. В 1898-1914 годах Н. Ф. Катанов возглавлял Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете и вновь стал его председателем в 1919 году. Также активно занимался общественной деятельностью, особенно в области пропаганды трезвости. Его научные работы продолжают издаваться и переиздаваться в XXI веке.

Происхождение

Николай Фёдорович Катанов родился 18 (6) мая 1862 года в Тураковском улусе - степной местности в 16 км от села Аскиз на левом берегу реки Абакан - и при рождении получил хакасское имя Пора (хак. Пора Хызыл оглу). В автобиографии для словаря С. А. Венгерова в 1897 году Катанов писал:

Род Катановых принадлежал к хакасскому сеоку (клану, дословно «кости») пурут (пюрют), относящемуся к сагайцам. Хакасское имя Фёдора Катанова - Хызыл. По разным источникам мать Николая Фёдоровича носила фамилию Чаптыкова или Кизекова, звали её Мария (по-хакасски Чамах). Чаще биографы называли фамилию Чаптыкова, которая относилась к сеоку хасха (каш) и роду Шалошин, то есть она была качинка. Родители Катанова, придерживаясь одновременно традиционных шаманских верований и православия, не состояли в церковном браке, поэтому в метрическом свидетельстве Николай числился незаконнорождённым. Старший его брат - тоже Николай - стал впоследствии священником Усть-Есинской церкви Минусинского округа, в семье также была дочь Мария. Как и все хакасы, семья вела полукочевой образ жизни: тёплую половину года проводили на летнике в Сагайской степи, а в холодное время жили на берегу реки Абакан близ озера Саркагель.

06 мая 1862 - 09 марта 1922

тюрколог, профессор кафедры турецко-татарской словесности Казанского университета, доктор сравнительного языкознания, этнограф, фольклорист, первый хакасский ученый

Биография и научная карьера

По сословному положению - инородец Аскизской инородческой управы. Детское (оригинальное) имя - Пора?.

После окончания в 1876 году Аскизского училища поступил в Красноярскую мужскую гимназию, которую окончил в 1884 году с золотой медалью.

С 1884 года по 1888 год учился на факультете восточных языков Санкт-Петербургского Императорского университета

С 1889 года по 1892 год был командирован Императорской Санкт-Петербургской Академией Наук и Императорским Русским географическим обществом в Сибирь, Монголию и Китай ский Туркестан для изучения языка и быта тюркских племен.

В конце 1893 года сдал экзамены на степень магистра турецко-татарской словесности и был назначен в Казанский университет экстраординарным профессором по кафедре турецко-татарских наречий.

С 1896 года по 1898 год совершил поездки в западные уезды Уфимской губернии с целью изучения диалектов башкирского языка. На рубеже XIX - XX веков им была составлена «Азбука для башкирского языка» на основе кириллицы.

В 1903 год защитил докторскую диссертацию «Опыт исследования урянхайского языка», в которой описан грамматический строй в сопоставлении с другими тюркскими языками.

Катанов некоторое время являлся также членом Казанского Временного комитета по делам печати, в котором занимался рассмотрением книг на татарском языке.

После создания на базе Казанского общества трезвости Казанского отдела «Русского Собрания» Н. Ф. Катанов, будучи убеждённым монархистом, также включился в деятельность этой черносотенной организации. 4 (17) февраля 1909 г. он был избран товарищем председателя Совета КОРС А. Т. Соловьёва .

Являясь противником социалистических теорий и «новых» религиозных доктрин, он неоднократно подвергал критике их пропагандистов и теоретиков, среди которых были, в частности, известный татарский поэт Габдулла Тукай (Абдулла Тукаев), симпатизировавший социалистам-революционерам, и Сардар Ваисов – основоположник «движения ваисовцев» (которое Н. Ф. Катанов классифицировал как «мусульманскую секту») .

По сословному положению - инородец Аскизской инородческой управы. Детское (оригинальное) имя - Пора?.

После окончания в 1876 году Аскизского училища поступил в Красноярскую мужскую гимназию, которую окончил в 1884 году с золотой медалью.

С 1884 года по 1888 год учился на факультете восточных языков Санкт-Петербургского Императорского университета

С 1889 года по 1892 год был командирован Императорской Санкт-Петербургской Академией Наук и Императорским Русским географическим обществом в Сибирь, Монголию и Китайский Туркестан для изучения языка и быта тюркских племен.

В конце 1893 года сдал экзамены на степень магистра турецко-татарской словесности и был назначен в Казанский университет экстраординарным профессором по кафедре турецко-татарских наречий.

С 1896 года по 1898 год совершил поездки в западные уезды Уфимской губернии с целью изучения диалектов башкирского языка. На рубеже XIX - XX веков им была составлена «Азбука для башкирского языка» на основе кириллицы.

В 1903 год защитил докторскую диссертацию «Опыт исследования урянхайского языка», в которой описан грамматический строй в сопоставлении с другими тюркскими языками.

Катанов некоторое время являлся также членом Казанского Временного комитета по делам печати, в котором занимался рассмотрением книг на татарском языке.

В 1907 году Казанский университет присудил ему вторую докторскую степень без защиты диссертации.

В 1911 году он перешел на работу в Казанскую духовную академию, в которой преподавал до 1917 года, после чего вновь вернулся на прежнее место работы.

Общественная деятельность

Н.Ф. Катанов состоял членом двух иностранных обществ: Societe des sciences et lettres в городе Левене, в Бельгии, и Ungarische ethnographische Gesellschaft, в городе Будапеште, в Венгрии, также членом-корреспондентом финно-угорского общества в городе Гельсингфорс, действительным членом императорского Русского географического общества (1894), императорского русского археологического общества, императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии в Москве, туркестанского кружка любителей археологии в городе Ташкенте, был действительным членом статистических комитетов казанского и семипалатинского.

Шестнадцать лет (1898 - 1914) Н.Ф. Катанов возглавлял Общество археологии, истории и этнографии (ОАИЭ) при Казанском университете, с 1920 снова стал членом его Совета.

Н. Ф. Катанов активно участвовал в трезвенническом движении, личным примером пропагандируя здоровый образ жизни и всемерно содействуя распространению антиалкогольной литературы. Он в разное время состоял членом-соревнователем (с 4 /16/ сентября 1896 г.), действительным (с 14 /26/ июня 1897 г.), почётным и пожизненным членом «Казанского Общества Трезвости» (КОТ), а также членом его Комитета и секретарём. Кроме того, Н. Ф. Катанов являлся старостой храма во Имя Всемилостивого Спаса, действовавшего при КОТ.

Н. Ф. Катанов активно публиковал работы антиалкогольной и исторической направленности в журнале «Деятель», который, по сути дела, долгое время соредактировал, являясь «правой рукой» бессменного руководителя КОТ А. Т. Соловьёва.

После создания на базе Казанского общества трезвости Казанского отдела «Русского Собрания» Н. Ф. Катанов, будучи убеждённым монархистом, также включился в деятельность этой черносотенной организации. 4 (17) февраля 1909 г. он был избран товарищем председателя Совета КОРС А. Т. Соловьёва.

Являясь противником социалистических теорий и «новых» религиозных доктрин, он неоднократно подвергал критике их пропагандистов и теоретиков, среди которых были, в частности, известный татарский поэт Габдулла Тукай (Абдулла Тукаев), симпатизировавший социалистам-революционерам, и Сардар Ваисов – основоположник «движения ваисовцев» (которое Н. Ф. Катанов классифицировал как «мусульманскую секту») .

Весьма заметным являлся его вклад и в развитие православной миссии в Волжско-Камском крае. Н. Ф. Катанов являлся заведующим редакции «Инородческого Обозрения» (приложения к журналу «Православный Собеседник») - печатного органа миссионерского отделения Казанской духовной академии, выходившего с конца 1912 г. и посвящённого описанию «современного быта» и религии инородцев Европейской и Азиатской России.

После революций 1917 г. Н. Ф. Катанову удалось избежать открытого преследования со стороны новых властей. Он по-прежнему жил и работал в Казани.

Кончина, место захоронения

Н. Ф. Катанов безвременно скончался, по уточнённым казанским историком-краеведом А. М. Елдашевым сведениям, 9 марта 1922 г. в возрасте 59 лет.

Профессор Казанской Духовной академии И. М. Покровский, близкий друг Н. Ф. Катанова, писал в его некрологе:

Погребён Н. Ф. Катанов был на кладбище, располагавшемся на территории Казанского Кремля Спасо-Преображенского монастыря, которое впоследствии было уничтожено. Как пишет А. М. Елдашев, «по официально утвердившейся версии в начале 1970-х годов его прах был перезахоронен на Арском кладбище», однако «существует и другая точка зрения», что останки Н.Ф.Катанова «потревожены не были, да их в 70-е годы из-за утраты памятника найти уже было невозможно».

Увековечение памяти Н. Ф. Катанова

28 сентября 1987 г. на базе музея Аскизской средней школы был создан Аскизский общественный краеведческий музей имени Н. Ф. Катанова (ныне – Аскизский районный краеведческий музей имени Н. Ф. Катанова).

10 августа 1994 г. Постановлением Президиума Верховного Совета и Совета Министров Республики Хакасия имя Н. Ф. Катанова было присвоено Хакасскому государственному университету (ХГУ). В том же году Верховным Советом республики была учреждена Государственная премия имени Н. Ф. Катанова, которой награждаются наиболее выдающиеся учёные. С этого же времени в ХГУ имени Н. Ф. Катанова проводятся традиционные «Катановские чтения», на которые представляют свои исследования студенты, аспиранты и преподаватели.

В 1996 г. на территории Хакасии в обращение было введено платёжное средство Совета Министров Республика Хакасия - суррогатные деньги номиналом 5000 российских рублей с изображением Н. Ф. Катанова (так называемые «катановки»).

В 2005 г. в г. Казани Школьный переулок, где жил Н. Ф. Катанов, был официально переименован в Катановский (ранее он уже неофициально носил это название). «Международная независимая ассоциация трезвости» (МНАТ) предложила также установить в г. Казани памятник Н. Ф. Катанову, восстановить дом, в котором он жил, разместив в нём «Музей трезвости».

27 июня 2007 г. в селе Аскиз, на берегу реки одноимённой реки, напротив здания местной администрации, был торжественно открыт памятник Н. Ф. Катанову.

26 октября 2007 г. в Абакане на проспекте В. И. Ленина (в сквере рядом с ХГУ имени Н. Ф. Катанова) был установлен памятник Н. Ф. Катанову работы красноярского скульптора Константина Зинича. Учёный запечатлён в бронзе во весь рост, с книгой в руке. Открытие памятника стало частью последнего юбилейного блока – Дней хакасской письменности и культуры.

Суррогатные деньги номиналом 5000 российских рублей, выпущенные Советом Министров Республики Хакасия в обращение на территории Республики Хакасия в 1996-м году получили в народе название "катановки", т.к. на реверсе банкноты был помещен портрет учёного.

Работы Катанова

  • Письма из Сибири и Восточного Туркестана // Записки Имп.Императорской Академии наук. 1893. Т. XXIII. с. 1-114 (приложение). С. 1-114 / Предисловие Радлова В.В.
  • Отчет о поездке в Минусинский уезд Енисейской губернии, совершенный летом 1899 года // Ученые Записки Казанского университета. 1901. Т. 63 Кн. V/VI. С. 1-58.
  • Отчет о поездке в Восточную Сибирь, Монголию и северный Китай в 1890 и 1891 гг. // Живая старина. СПб., 1892. с. 111-122, 134-137.
  • Предания присаянских племен о прежних делах и людях. // Сборник в честь 70-летия Г.Н. Потанина. СПб., 1909. С. 265-288.
  • О погребальных обрядах у тюркских племен с древнейших времен до наших дней // Известия Общества Археологии, Истории и Этнографии.ИОАИЭ. 1894. Т. XII. Вып. 2. С. 109-142.
  • Катанов Н.Ф. Избранные труды о Хакасии и сопредельных территориях / Сост. Угдыжеков С. А. - Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2004.
  • Отчет о поездке, совершенной с 15 мая по 1 сентября 1896 года в Минусинский округ Енисейской губернии // Ученые записки Казанского университета. 1897. Т. 64. Кн. III. С. 1-50
  • Среди тюркских племен // Известия Имп. Рус. Географического Общества. 1893. Т. XXIX. с. 519-541.
  • Народные способы лечения у сагайцев (Минусинского уезда Енисейской губ.) // Деятель. 1899. № 10. с. 394-395.
  • Народные приметы и поверья бельтиров // Деятель. 1896. № 8. С. 424-425.
  • Винокурение у абаканских татар Енисейской губернии // Деятель. 1899. № 8/9. С. 312-314
  • О поездке действительного члена Общества археологии, истории и этнографии Н.Ф. Катанова в Минусинский округ Енисейской губернии // ИОАИЭ. 1897. Т. XIX. Вып. 2 с. 219-221.
  • Сагайские татары Минусинского округа Енисейской губернии // Живая старина. 1893. Вып. 4. III. С. 559-570.